Глава 7. стратегическое управление
СРЕДНЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СРЕДНЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
В.Д. Грибов
МЕНЕДЖМЕНТ
Рекомендовано экспертным советом по профессиональному
образованию Минобрнауки России
в качестве учебного пособия
для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования,
обучающихся по экономическим специальностям
Седьмое издание, стереотипное
КНОРУС • МОСКВА • 2015
Кпоги$1!еШа
Электронные версии книг
УДК 65.0(075.32) ББК 65.290-2я723 Г82
Рецензенты:
Н.А. Фалькевич, проф. Государственного университета управления, д-р экон.
наук,
А.А. Степанов, заведующий кафедрой «Управление и менеджмент» Московского
экономического института, д-р экон. наук, проф.
Грибов В.Д.
Г82Менеджмент : учебное пособие / В.Д. Грибов. - 7-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2015. — 280 с. — (Среднее профессиональное образование). I5ВN 978-5-406-04117-8
Проанализирован весь круг вопросов, содержащихся в образовательном стандарте по дисциплине «Менеджмент». Содержание работы достаточно полно отражает современную проблематику управления организацией в условиях рыночных отношений. Рассмотрены цели, функции и методы управления, вопросы стратегического, инновационного и финансового менеджмента, управления персоналом, конфликтами и стрессами, другие аспекты современного менеджмента.
Содержит практикум по всем темам курса, включающий в себя вопросы для обсуждения, тесты, практические задания.
Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения.
Для студентов и преподавателей колледжей, а также практических работников.
УДК 65.0(075.32) ББК65.290-2я723
Грибов Владимир Дмитриевич МЕНЕДЖМЕНТ
Сертификат соответствия № РОСС К1Х АЕ51. Н 16604 от 07.07.2014.
Изд. № 7748. Подписано в печать 09.09.2014.
Формат 60x90/16. Гарнитура «РегсгеЪиг;;».
Усл. печ. л. 17,5. Уч.-изд. л. 13,3. Тираж 1000 экз. Заказ № 4759.
ООО «Издательство «КноРус». 117218, г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2.
Тел.:8-495-741-46-28. Е-таи: оШсе@кпогш.ги Ьир://\>1гл"».кпоги8.ги
Отпечатано способом ролевой струйной печати
в ОАО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: и-№\у.сЬрс1.ги, Е-таП: 5а1е5@спра\га, т/ф. 8(496)726-54-10
18В\ 978-5-406-04117-8
© Грибов В.Д., 2015
© ООО «Издательство «КноРус», 2015
Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА....................... 7
1.1. Сущность менеджмента................................................................... 7
1.2. Основные этапы развития менеджмента................................... 10
1.3. Развитие управления в России...................................................... 17
1.4. Особенности современного менеджмента......................................... 21
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ............................. 26
2.1. Понятиен виды организаций.......................................................... 26
2.2. Внутренняя среда организации.................................................... 29
2.3. Внешняя среда организации.......................................................... 32
2.4. Жизненный цикл организации ...................................................... 38
Глава 3. МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. ФУНКЦИИ
И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА............................................. 42
3.1. Миссия организации......................................................................... 42
3.2. Выбор целей организации.............................................................. 43
3.3. Функции менеджмента...................................................................... 45
3.4. Принципы менеджмента.................................................................. 55
3.5. Предпринимательское управление.............................................. 57
Глава 4. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ............................................................ 60
4.1. Сущность и система методов управления................................. 60
4.2. Организационно-административные методы управления... 61
4.3. Экономические методы управления............................................ 64
4.4. Социально-психологические методы управления................... 69
4.5. Менеджер — организатор эффективного управления........... 73
Глава 5. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ............................................... 76
5.1. Содержание и виды управленческих решений......................... 76
5.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям ... 81
5.3. Процесс принятия решений .......................................................... 82
5.4. Методы принятия решений............................................................ ....... 86
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ........... 90
6.1. Понятие организационной структуры ........................................ 90
6.2. Основные характеристики структур управления..................... 91
6.3. Проектирование организационных структур.................................... 99
Глава 7. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ......................................................................... 104
7.1. Сущность и значение стратегического управления................ 104
7.2. Виды деловых стратегий....................................................................... 105
7.3. Выбор стратегии деятельности..................................................... 109
7.4. Стратегическое планирование...................................................... 112
Глава 8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ................................................ 116
8.1. Основные направления работы с персоналом......................... 116
8.2. Критерии подбора персонала........................................................ 116
8.3. Подбор кадров.................................................................................... 117
8.4. Обучение персонала......................................................................... 118
8.5. Организация работы командой..................................................... 121
8.6. Принципы эффективного управления персоналом ................ 123
8.7. Оценка результатов работы персонала..................................... 125
Глава 9. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА............. 128
9.1. Понятие инноваций и их роль в развитии организации......... 128
9.2. Инновационная деятельность организаций............................. 132
9.3. Организация инновационной деятельности............................. 136
Глава 10. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО............................................... 140
10.1. Понятие лидерства........................................................................... 140
10.2. Стиль руководства............................................................................. 141
10.3. Власть и влияние............................................................................... 145
10.4. Качества менеджера......................................................................... 151
Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ....................... 153
11.1. Сущность и типы конфликтов ........................................................ 153
11.2. Причины конфликтов ....................................................................... 154
11.3. Управление конфликтом.................................................................. 156
11.4. Управление стрессами.......................................................................... 159
Глава 12. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА............................ 163
12.1- Сущность, цели и задачи финансового менеджмента............ 163
12.2. Финансовое планирование............................................................. 166
12.3. Управление прибылью и рентабельностью............................... 170
12.4. Анализ финансового положения предприятия.............................. 174
Глава 13. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ........................................................................ 181
13.1. Сущность и содержание делового общения.................................... 181
13.2. Виды и формы делового общения................................................ 184
13.3. Организация делового общения......................................................... 187
Глава 14. САМОМЕНЕДЖМЕНТ........................................................................ 193
14.1. Управление временем ..................................................................... 193
14.2. Организация трудового процесса ................................................ 198
14.3. Информация и коммуникации ............................................................. 202
14.4. Самоконтроль..................................................................................... 207