Понятие стратегического управления

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Предмет и задачи курса

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая бы обеспечила ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Ведущая роль в этой системе принадлежит стратегическому менеджменту.

Предметом изучения данного курса является структура стратегического управления, цели и задачи экономической стратегии, ее составляющие, анализ организации как объекта стратегического менеджмента и способы выполнения стратегии.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического менеджмента.

Задачей изучения данного курса является выработка способностей к стратегическому управлению,которые предполагают наличие пяти элементов:

Умение смоделировать ситуацию.

Чем больше способность стратега к абстракции, тем яснее определяются связи между элементами системы, анализируется ситуация и выявляется необходимость и возможность изменений в компании.

2) Способность выявить необходимость изменений,которые характеризуются многообразием переменных - от эффективности производственных затрат до дифференциации диапазона продукции, включая также такие переменные, как качество продукции и отношение к риску.

3) Способность выработки стратегии изменений. Определение или формулировка стратегии есть интеллектуальный процесс, процесс поиска приемлемого варианта, и творческий процесс, сродни искусству.

4) Способность использовать в ходе изменений надежные методы. Знание того, из чего строится стратегическое управление, и знакомство с традиционными подходами к вопросам стратегии могут служить хорошим подспорьем грамотному менеджменту.

5) Способность воплощать стратегию в жизнь. Все умственные и творческие усилия, вложенные в разработку стратегии, должны быть реализованы.

Итак, искусство стратегического менеджмента состоит в том, чтобы результаты мыслительной работы воплотились в конкретные действия, которые на этом этапе реализации замыслов позволили бы добиться высокой эффективности.

Понятие стратегического управления

Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою". Понятие стратегии из военного лексикона за последние 20-30 лет широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента, где постепенно стало употребляться для обозначения набора правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. Такое понимание восходит к идеям офицера американской армии, служившего в 1926 г. в ВВС на базе Райт Паттерсон в Дайтоне, штат Огайо. Он выяснил, что при каждом удвоении производства затраты на 1 ед. продукции падают на 20%. На этой основе была введена так называемая кривая опыта, которая в свою очередь породила ряд моделей, основанных на конкурентном производстве и снижении издержек на 1 ед. продукции. Это вполне отражало ситуацию, преобладавшую вплоть до середины 70-х годов, когда давление конкуренции было меньше, чем теперь, и главные вопросы организационной деятельности были связаны с управлением большими массами людей, капитала и материалов. Проблемы оптимизации, т.е. поиска наиболее эффективных путей выполнения каких либо работ или размещения каких-либо объектов, успешно решались с помощью методов исследования операций.

На стыке 60-х - 70-х годов был введен термин "стратегическое управление"для того, чтобы внести различия между текущим (оперативным) управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Для того, чтобы дать развернутое определение стратегического

управления (СУ) проведем сравнение его с оперативным управлением (ОУ) по ключевым характеристикам управления организацией.

  N Характеристики управления   ОУ   СУ
    Миссия, прогнозирование   Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода   Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением  
    Преимущественная концентрация внимания менеджмента   Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов   Взгляд «во вне», поиск новых возможностей в конкурентной борьбе
    Учет фактора времени   Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу   Ориентация на долгосрочную перспективу
    Основные факторы построения системы управления   Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технологии   Люди, системы информационного обеспечения, рынок
    Управление персоналом   Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций   Взгляд на работников как на основу организации, ее основную ценность и источник благополучия
    Оценка эффективности     Прибыльность и рациональность использования Производственного потенциала   Своевременность и точность реагирования на новые запросы со стороны рынка

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управле-

ния, дадим его определение.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

Цель стратегического управления. состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

Наши рекомендации