Место дисциплины в структуре образовательной программы
Содержание
Информация об авторе
Аннотация
Тема 1. Основные понятия менеджмента
Вопрос 1. Понятия «менеджмент» и «управление».
Вопрос 2. Понятие «организация».
Вопрос 3. Система менеджмента в организации.
Вопрос 4. Функции менеджмента.
Вопрос 5. Методы менеджмента.
Вопрос 6. Виды менеджмента
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 2. Содержание и специфика деятельности менеджера
Вопрос 1. Профессия «менеджер».
Вопрос 2. Компетенции и имидж менеджеров.
Вопрос 3. Роли менеджеров.
Вопрос 4. Национальные особенности менеджмента.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 3. Коммуникации в менеджменте
Вопрос 1. Понятие организационных коммуникаций.
Вопрос 2. Свойства информации.
Вопрос 3. Коммуникационные потоки в организации.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 4. Основы принятия управленческих решений
Вопрос 1. Управленческое решение: сущность и содержание.
Вопрос 2. Классификация управленческих решений.
Вопрос 3. Основы разработки управленческих решений.
Вопрос 4. Методы коллективной разработки управленческих решений.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 5. Планирование деятельности организации
Вопрос 1. Понятие планирования.
Вопрос 2. Внешняя среда организации.
Вопрос 3. Основные виды планирования.
Вопрос 4. Принципы эффективного планирования.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 6. Построение организации
Вопрос 1. Принципы организационной деятельности.
Вопрос 2. Внутренняя среда организации.
Вопрос 3. Организационные структуры управления.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 7. Мотивация персонала
Вопросы темы:
Вопрос 1. Понятия: потребность, вознаграждение и мотивация.
Вопрос 2. Содержательные теории мотивации.
Вопрос 3. Процессуальные теории мотивации.
Вопрос 4. Концепция мотивации Владимира Герчикова.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 8. Управленческий контроль
Вопрос 1. Понятие управленческого контроля.
Вопрос 2. Виды управленческого контроля.
Вопрос 3. Принципы эффективного контроля.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 9. Властные полномочия менеджера
Вопрос 1. Сущность власти менеджера и ее формы.
Вопрос 2. Баланс власти в организации.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Тема 10. Лидерство
Вопрос 1. Понятие лидерства.
Вопрос 2. Личностный подход к лидерству. Теория черт.
Вопрос 3. Поведенческий подход к лидерству.
Вопрос 4. Ситуационный подход к лидерству.
Вопрос 5. Модель лидерства Ицхака Адизеса.
Контрольные вопросы:
Практические задания:
Литература
Глоссарий
Предметныйуказатель
Информация об авторе
Михненко Павел Александрович к.т.н., доцент, зав. кафедрой «Общего менеджмента» Московского финансово-промышленного университета «Синергия», бизнес-тренер, член союза писателей г. Москвы и союза литераторов России, автор четырех книг, пяти учебных пособий и более двадцати статей по менеджменту и теории организации. Преподает дисциплины «История управленческой мысли», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Менеджмент XXI века», «Управление организационным развитием» и др. |
Аннотация
В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах обеспечения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.
Теорию и практику высокоэффективного управления хозяйственными организациями во всем мире традиционно называют менеджментом. Менеджмент как система принципов, методов и форм управления организациями охватывает деятельность промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых фирм, банков и страховых компаний, гостиниц и ресторанов, туристических фирм, спортивных клубов, транспортных компаний и других хозяйственных организаций, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономических субъектов.
В настоящее время в мире происходит формирование новой парадигмы[1] менеджмента. Традиционные стили, методы и инструменты управления, сложившиеся в середине прошлого века, заметно меняют свой облик. Подвергаются сомнению и испытываются на прочность представления о формальной структуре и иерархии организаций, полномочиях и формах власти руководителей, значении отраслевого опыта и трудового стажа, контроля и координации действий. Однако ни одна из этих тенденций, ни одно управленческое ноу-хау, являющееся детищем XXIвека, не говорит о необходимости или даже возможности полностью отказаться от принципов, идей и методов, родившихся в ходе многолетней эволюции такого сложного и многогранного явления, как менеджмент.
Наряду с появлением новых форм и инструментов управления, сохраняется преемственность теоретических основ и большинства практических методов, разработанных в разные годы в разных странах мира. Поэтому профессиональное овладение практикой менеджмента в наши дни невозможно без глубокого и всестороннего изучения его теоретических основ.
Дисциплина «Основы менеджмента» предназначена для изучения студентами, обучающимися по программе бакалавриата по направлению «Менеджмент».
Объектом изучения в дисциплине является менеджмент как отрасль науки и сфера профессиональной деятельности по управлению хозяйственными организациями. Предметом изучения является совокупность базовых научных положений и наиболее общих практических методов менеджмента.
Дисциплина формирует систему базовых представлений о содержании, специфике, принципах и инструментах профессиональной управленческой деятельности, а также развивает основные практические умения в сфере управления.
Цель дисциплины: формирование базовых представлений о содержании профессиональной управленческой деятельности и развитие основных практических умений в сфере общего менеджмента.
Задачи изучения дисциплины:
· раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий менеджмента;
· ознакомление с методологическими основами менеджмента;
· обеспечение возможности самостоятельного освоения методов и инструментов профессиональной управленческой деятельности;
· развитие начальных практических умений в сфере управления.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Основы менеджмента» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы Университета по всем программам подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент».
Дисциплина «Основы менеджмента» входит в интегрированный учебный курс «Теория менеджмента» совместно с дисциплинами: «История управленческой мысли» и «Информационные технологии в менеджменте» и является необходимым элементом профессиональной подготовки менеджеров.
Согласно учебному плану дисциплина читается в первом семестре обучения. Для ее успешного освоения необходимо освоение учебной дисциплины «История управленческой мысли».
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
знать:
· понятие и сущность менеджмента;
· основные функции менеджмента;
· виды менеджмента;
· методы менеджмента;
· основные профессиональные компетенции менеджера;
· требования, предъявляемые к имиджу менеджера;
· национальные особенности менеджмента;
· сущность управленческого решения;
· типовой процесс разработки рационального решения;
· классификацию типов управленческих решений;
· основные методы коллективной разработки управленческих решений;
· сущность и виды планирования деятельности организации;
· различия между стратегическим, тактическим и оперативным планированием;
· требования, предъявляемые к целям организации;
· базовые факторы внутренней среды организации;
· факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия;
· понятие и сущность организационной структуры управления;
· базовые типы организационных структур управления;
· понятие делегирования полномочий;
· понятие и сущность мотивации персонала;
· классификацию и основные положения базовых теорий мотивации;
· понятие, сущность и виды управленческого контроля;
· понятие и сущность власти в организации;
· понятие и сущность лидерства;
· основные положения базовых теорий лидерства;
· виды коммуникаций в менеджменте.
уметь:
· выделять уровни управления в системе менеджмента организации;
· использовать типовой процесс разработки рационального управленческого решения;
· определять набор факторов внешней среды, значимых для организации;
· разрабатывать простейшие планы деятельности организации;
· различать бюрократические и адаптивные, централизованные и децентрализованные организационные структуры;
· анализировать эффективность методов мотивации в зависимости от ситуации;
· анализировать эффективность методов контроля в зависимости от ситуации;
· анализировать эффективность форм власти и влияния;
· различать и применять стили управления в зависимости от ситуации;
· самостоятельно работать с литературой и другими источниками для углубления и расширения знаний по менеджменту.
Тема 1. Основные понятия менеджмента
Отдельный скрипач сам
управляет собой, оркестр
нуждается в дирижере.
К. Маркс
Цель изучения темы:
· изучение базовых понятий и определений менеджмента.
Задачи изучения темы:
· изучение понятий «менеджмент», «управление», «организация», «система менеджмента в организации»;
· ознакомление с содержанием и взаимосвязью основных функций менеджмента;
· ознакомление с методами менеджмента;
· изучение классификации видов менеджмента по различным признакам.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представлениео:
· содержании и взаимосвязи основных функций менеджмента;
· методах менеджмента;
· о специфике управленческой деятельности на разных уровнях управления;
будете знать:
· содержание понятий «менеджмент», «управление», «организация», «система менеджмента в организации»;
· понятие «уровни управления в организации»;
будете уметь:
· определять отраслевую и функциональную специфику видов менеджмента;
· уровни управления в организации по признакам управленческой деятельности;
· определять, к какой группе методов управления относится тот или иной инструмент управления.
Вопросы темы:
1. Понятия «менеджмент» и «управление».
2. Понятие «организация».
3. Система менеджмента в организации.
4. Функции менеджмента.
5. Методы менеджмента.
6. Виды менеджмента.