Модель стратегического управления
Раскрыв сущность основных аспектов стратегического управления, выделим теперь основные этапы и последовательность формирования стратегического поведения отдельной фирмы. В последующих разделах пособия будет рассмотрена содержательная сторона каждого из выделенных этапов. Что касается выбора модели стратегического менеджмента, то здесь возникают определенные трудности. В ходе развития теории стратегии разные исследователи предлагали различные подходы.
А.Томпсон и Д. Стрикленд [104] рассматривают пять взаимосвязанных задач составляющих основу создания и реализации стратегии фирмы: определение сферы деятельности и формирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их достижения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана и/или методов его реализации.
И. Ансофф [7] выделяет следующие решения, которые надо принять при формировании стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о диверсификации и выбор стратегии диверсификации; выбор конкурентной стратегии; формирование компонента стратегии диверсификации и конкурентной стратегии в виде отдельных проектов.
М. Мескон и др. [70] считают, что процесс стратегического управления должен состоять из девяти этапов (рис. 1.6): выбор миссии фирмы; формулирование целей фирмы; анализ внешней среды; управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон; анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии; реализация стратегии; управление и планирование, реализация и контроль реализации стратегического плана; оценка стратегии.
Рис. 1.6. Процесс стратегического планирования
О. Виханский [21] предлагает рассматривать процесс стратегического управления, как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения.
С. Попов [83] предложил относительно простую модель в определенной мере синтезирующую раннее предложенные модели. Основами стратегического управления с точки зрения данного автора являются: анализ внешней среды организации; внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации; определение миссии и целей организации; разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации; разработка и развернутое определение корпоративной стратегии, как программы конкретных действий; реализация стратегии; оценка результатов и обратная связь.
Отечественные авторы З.Шершньова и С.Оборская [117] внесли значительный вклад в построение обоснованной последовательности действий при формировании системы стратегического менеджмента. Предлагаемая ими концептуальная схема стратегического управления предприятием отличается, от ранее предложенных моделей, расширительным, корректным и четким описанием составляющих каждого этапа. Среди последних выделяются такие: концепция (предприятия, управления); анализ (ретроспективный, внешней среды, внутренней среды, конкурентоспособности предприятия); диагноз (сильных и слабых сторон предприятия); прогноз (изменений внутренней и внешней среды); формирование целей предприятия; выбор стратегии (общей, деловых, функциональных); разработка системы планов, проектов и программ развития предприятия; формирование обеспечивающих подсистем (организационного, финансового, информационного, социально-психологического обеспечения); стратегический контроль.
Сопоставляя подходы указанных и других исследователей к определению содержательной стороны стратегического управления можно констатировать, что сложность (организация самое сложное искусственное образование человека) и динамическая природа организаций затрудняют разработку одной специфической модели процесса стратегического управления. В основу наиболее часто описываемых в литературе по менеджменту моделей положены принципы И.Ансоффа, Г.Минцберга, М.Мескона и др. Поэтому в пособии за основную взята модель считающаяся классической моделью формирования стратегического поведения фирмы, приведенная на рис. 1.6.
В соответствии с классическими представлениями стратегический процесс разработки и реализации стратегии включает следующие шаги:
- после анализа хозяйственных тенденций, проблем, инвентаризации возможностей и оценки компетенций по повышению стоимости предприятия, а также анализа внешней среды и формулирования миссии и целей определяются стратегическая проблема и потребность (необходимость) в стратегических действиях;
- анализируются стратегические альтернативы, на основе которых можно решить стратегическую проблему, определяется их эффективность;
- анализ стратегических альтернатив позволяет выбрать одну (или несколько) стратегию соответствующую целевым установкам фирмы;
- формируется стратегический план, обычно состоящий из программ, проектов, бюджетов и организационно-технологических и контрольных мероприятий;
- проводится оценка соответствия выбранной стратегии структуре управления организацией и организационной культуре;
- выбранная стратегия является основной для дальнейших оперативных мероприятий по ее реализации.
Существенное и продуктивное уточнение, касающееся модели стратегического управления, которое разделяет автор пособия, предложено в работе [55]. Авторы этой работы предлагают представлять этап «анализ, прогнозирование и мониторинг внешней среды» отдельно, как бы стоящим над всем процессом стратегического управления, в виде базиса, на котором строится модель стратегического менеджмента. Такой подход предопределяется, по мнению авторов, следующими двумя причинами:
- анализ и оценку внешнего окружения необходимо осуществлять постоянно, поэтому этот процесс не может быть выделен в отдельный этап;
- факторы внешней среды, большей частью, не поддаются влиянию со стороны фирмы, их можно только учитывать.
Предлагаемое уточнение позволит увеличить степень контроля над изменениями факторов внешней среды, так как, по сути, анализ будет осуществляться постоянно и параллельно с каждым этапом разработки и реализации стратегии и обеспечит практическую реализацию основного методологического принципа стратегического управления: идти от будущего – к настоящему (прогнозирование анализ мониторинг).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определения терминов «организация», «предприятие», «фирма».
2. Название фирмы отражает характер ее деятельности или ее организационно-правовой статус?
3. Объясните, почему цель является важнейшим системообразующим фактором?
4. Что такое стратегия фирмы?
5. Назовите основные особенности пяти определений термина «стратегия», предложенных Г. Минцбергом.
6. В отношении каких аспектов бизнеса необходимо четко определиться при разработке бизнес-стратегии.
7. Какие три обобщенные стратегические направления (конкурентные стратегии) выделил М. Портер?
8. Стратегия состоит из большого количества ответов на вопрос «как». Назовите эти вопросы.
9. Охарактеризуйте точки зрения каждой из десяти школ стратегий на процесс построения стратегии.
10. Известный менеджерист Альфред Чандлер выделил три стадии структурного развития фирмы. Назовите эти структуры.
11. В чем суть сегментации фирмы на отдельные СБЕ?
12. В чем состоят основные отличия долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического?
13. В чем состоят основные отличия стратегического планирования и стратегического управления?
14. Стратегическое управление называют рыночным стратегическим управлением. Что означает включение в термин «стратегическое управление» слова «рынок»?
15. Выделяют два стиля поведения организаций – приростной и предпринимательский. Дайте характеристику конкретных организаций, которые реализуют указанные стили.
16. Какие существуют отличия между системами оперативного и стратегического управления?
17. В случае диверсифицированной корпорации стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях. Назовите эти стадии.
18. Назовите и охарактеризуйте основные этапы моделирования стратегического поведения фирмы.
19. В чем отличие корпоративной стратегии и деловой (бизнес-стратегии)? Могут ли они совпадать?
Вопросы для обсуждения:
1. Один из известных ученых в области стратегического менеджмента И. Ансофф утверждает, что «стратегия – понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих» [7, с.69]. Почему же многие компании принимают на вооружение технологии стратегического менеджмента?
2. Стратегия, разработанная на более низком уровне корпорации, является составной частью стратегии, которая разрабатывается на более высоком уровне. При этом должно выполнятся условие взаимосвязанности миссии, целей и стратегий на каждом уровне. Объясните, почему должно иметь место это условие?
3. Какие тенденции в экономике Украины способствуют (противодействуют) внедрению технологий стратегического управления?
4. Чем можно объяснить усложнение процесса управления на предприятиях Украины в конце ХХ ст.?
5. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством. Зачастую в помощь менеджерам высшего уровня организация привлекает консультантов по стратегическому планированию. На какой стадии процесса стратегического менеджмента консультанты выйдут на ведущие роли?
6. Назовите факторы внешней среды, определяющие необходимость стратегического управления, и раскройте роль влияния каждого фактора на систему стратегического управления.
7. Заполните недостающие ячейки в блок-схеме «Стратегическое планирование бизнеса».
8. Укажите, поставив один крестик в каждой таблице, какой вид конкурентного преимущества и какая рыночная сфера соответствуют каждой из приведенных конкурентных стратегий?
Стратегия дифференциации | Стратегия фокусированной дифференциации | |||||
Вид конкурентного преимущества | Рыночная сфера | Вид конкурентного преимущества | Рыночная сфера | |||
Весь рынок | Ниша | Весь рынок | Ниша | |||
Дифференциация | Дифференциация | |||||
Лидерство по издержкам | Лидерство по издержкам | |||||
Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия фокусированного лидерства по издержкам | |||||
Вид конкурентного преимущества | Рыночная сфера | Вид конкурентного преимущества | Рыночная сфера | |||
Весь рынок | Ниша | Весь рынок | Ниша | |||
Дифференциация | Дифференциация | |||||
Лидерство по издержкам | Лидерство по издержкам |
9. Укажите, поставив крестики в соответствующие клетки, какой концепции какой принцип соответствует?
Концепция | Принцип | |
от «прошлого к будущему» | от «будущего к настоящему» | |
Долгосрочное планирование | ||
Стратегическое планирование |