Модель антикризисного стратегического управления предприятием

Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Оно имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Осуществление запланированных оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса, не связанных со стратегическими целями, может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.

В соответствии с вышеизложенным, модель антикризисного стратегического управления предприятием представляется следующей (рис. 4).

Процесс антикризисного стратегического планирования, первого этапа стратегического управления, начинается с определения текущей миссии организации. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности фирмы при различных воздействиях на нее со стороны внешней среды и определенных характеристиках ее внутренней природы и организации.

Главными вопросами, на которые должен ответить руководитель предприятия, оказавшегося в кризисных условиях, являются вопросы о том, сможет ли он в рамках миссии своей фирмы выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на внешнем рынках? Насколько обеспечены независимость и безопасность фирмы в длительной стратегической перспективе? Насколько широта выбранной миссии фирмы позволит ей в случае необходимости диверсифицироваться? Если он не сможет найти достаточно сильные, аргументированные ответы на них, скорректировать миссию в случае необходимости, то можно с уверенностью сказать, что он не сумеет вывести предприятие из экономического кризиса.

Следующим, не менее важным, этапом стратегического антикризисного планирования является анализ среды бизнеса и выяснение причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий выхода из кризиса и устранение его причин и последствий зависит от точности и комплексности диагностики состояния предприятия. На этом этапе фирма проводит исследования внешней и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния.

На следующем этапе проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых показателей, определяет разрыв между ними. Затем при помощи методов стратегического анализа и планирования формулируются стратегические альтернативы выхода предприятия из экономического кризиса.

Очередной этап связан с выбором одной из альтернативных стратегий и ее проработкой. На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс оперативного планирования.

Следующие этапы стратегического управления связаны с реализацией планов и контролем результатов.

В целом процесс стратегического антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к составлению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к пересмотру миссии) связью, важнейшим этапом которого является стратегическое планирование.

Среди главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и инвестиционной деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении данной проблемы выясняется, что одной из причин этого дефицита является, как правило, низкая эффективность привлечения и использования денежных ресурсов, ограниченность применяемых при этом финансовых инструментов, технологий и механизмов. Поскольку финансовые инструменты и технологии всегда опираются на разработки финансовой науки и практики, то их применение особенно актуально при недостатке финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы, относящиеся к сфере распределения, являются важным элементом воспроизводства и составляют основу системы управления материальными и денежными потоками предприятия. Финансовые ресурсы предприятия находятся в постоянном движении, управление которым и осуществляется в рамках финансового менеджмента. В свою очередь, денежные потоки предприятия представляют собой движение (притоки и оттоки) денежных средств на расчетном, валютном и иных счетах и в кассе предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, в совокупности составляя его денежный оборот.

Вот почему темпы стратегического развития и финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько притоки и оттоки денежных средств синхронизированы между собой во времени и по объемам, поскольку высокий уровень такой синхронизации и обеспечивает реализацию выбранных целей.

В составе элементов системы управления финансами предприятия относятся финансовые методы и инструменты, нормативно-правовое, информационное и программное обеспечения.

Среди финансовых методов, оказывающих непосредственное воздействие на организацию, динамику и структуру денежных потоков предприятия, можно выделить систему расчетов с дебиторами и кредиторами; взаимоотношения с учредителями (акционерами), контрагентами, государственными органами; кредитование; финансирование; фондообразование; инвестирование; страхование; налогообложение; факторинг и др.

Финансовые инструменты объединяют деньги, кредиты, налоги, формы расчетов, инвестиции, цены, векселя и другие инструменты фондового рынка, нормы амортизации, дивиденды, депозиты и прочие инструменты, состав которых определяется особенностями организации финансов на предприятии.

В условиях экономического кризиса российские предприятия испытывают недостаток оборотных средств, что приводит к невозможности обеспечить платежи по предъявляемым требованиям. В таком случае финансовая устойчивость предприятия утрачивается. Данное обстоятельство влечет за собой отказ банков по выдаче кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств. Поэтому возникает необходимость совершенствования инструментов финансовой стабилизации предприятия в рамках существующих механизмов.

Хорошо известны и основные проблемы возникновения задолженности покупателей возникающие в результате неосмотрительной кредитной политики предприятия, неразборчивым выбором партнеров; наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей; слишком высокими темпами роста объема продаж; трудностями в реализации продукции. Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами: сокращение продаж в кредит, потерей потребителей продукции.

В ситуации, когда на традиционные формы кредитования бизнесу рассчитывать уже не приходится, необходимо пересматривать стратегии взаимодействия с финансовыми институтами или искать альтернативные решения.

Ведущими зарубежными и российскими учеными, разрабатывающими проблемы использования инструментов финансовой стабилизации предприятия, являются: Баканов М. И., Палий В. Ф., Балабанов И. Т., Бланк И. А., Фомин П. А., Бочаров В. В., Брейли Р., Майерс С., Ван Хорн Дж. К., Живалов В. Н., Ковалев В. В., Стоянова Е. Н., Хохлов В. В., Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Ефимова О. В. и др.

В процессе управления финансами предприятия решает, как правило, следующие задачи: обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания; эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия. В соответствии с этими задачами выбирается одна из двух форм управления финансами – реактивная или на основе разработки финансовой политики.

Реактивная форма управления финансами означает, что управленческие решения принимаются как реакция на текущие проблемы, то есть по принципу «латание дыр». Очевидно, что при таком образе действий неизбежны просчёты, потери, повышенные риски.

Избежать скоропалительных решений, добиться более рационального использования финансовых ресурсов позволяет тщательно продуманная финансовая политика. Поскольку целью финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, то она может обеспечить финансовую стабильность предприятия в целом.

Также имеет значение использование краткосрочной и долгосрочной финансовой политики, связь с учетной и налоговой политикой. В обоих случаях политика определяет комплекс мер по обеспечению бесперебойного финансирования деятельности предприятия. Разработкой такой политики в организациях заняты менеджеры высшего звена, а реализацией – менеджеры среднего звена управления[1].

Естественно, в рамках финансовой политики выделяется стратегия и тактика. Финансовая стратегия – это искусство ведения финансовой политики, а тактика является составной частью этого искусства, это совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретной ситуации[2].

На наш взгляд, приемы и способы и представляют инструменты, с помощью которых возможна финансовая стабилизация предприятия в условиях экономического кризиса в стране. Данное утверждение определяется целью финансовой политики – построения эффективной системы управления финансами.

Стратегические задачи финансовой политики предприятия:

· максимизация прибыли;

· оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

· достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

· создание эффективного механизма управления финансами предприятия;

· использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов.

Финансовая политика может быть долгосрочной и краткосрочной. Долгосрочная финансовая политика охватывает весь жизненный цикл предприятия или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному финансовому (календарному) году. По итогам финансового года производятся окончательное определение финансового результата деятельности предприятия, распределение прибыли, расчеты по налогам, составление финансовой отчетности.

В табл. 1.1 представлена краткосрочная и долгосрочная финансовая политика предприятия по следующим сравнительным характеристикам: область применения, временные рамки, связь с рыночной стратегией, основной объект управления, цели и критерия эффективности.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия

Характеристики Краткосрочная финансовая политика Долгосрочная финансовая политика
Область применения Текущая деятельность. Краткосрочные финансовые вложения Инвестиционная деятельность: - капитальные вложения (строительство, реконструкция, модернизация, приобретение объектов основных средств); - долгосрочные финансовые вложения
Временные рамки Один финансовый год или период, равный одному обороту оборотного капитала, если он превышает один год Жизненный цикл предприятия.Более одного года, вплоть до полной окупаемости инвестиционного проекта или окончания его жизненного цикла.
Связь с рыночной стратегией Маневрирование предложением товара (работ, услуг) в рамках года Изменение положения фирмы на рынке за счет значительного изменения количества, качества и ассортимента товаров
Основной объект управления финансами Оборотный капитал Основной капитал в совокупности с оборотным капиталом
Цели - обеспечение производства в пределах имеющихся произ-водственных мощностей и основных средств; - обеспе-чение гибкости текущего финансирования; - генерирование собственных источников финансирования капитальных вложений. Обеспечение прироста производственных мощностей и основных средств в соответствии с долгосрочной рыночной стратегией.
Критерий эффективности Максимизация текущей прибыли Максимизация отдачи от предприятия (инвести-ционного проекта)

Успешность работы предприятия, в том числе в долгосрочной перспективе, в решающей степени зависит от качества разработанной краткосрочной финансовой политики, под которой понимается система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования его текущей деятельности[3].

Между долгосрочной и краткосрочной финансовой политикой существует органическая связь. Краткосрочная финансовая политика «встроена» в долгосрочную – средства для расширения производства, увеличения количества применяемого основного капитала генерируются именно в процессе текущей деятельности, которая создает как источник простого воспроизводства основных средств (амортизацию), так и источник их расширенного воспроизводства (прибыль). В то же время именно денежные потоки от текущей деятельности формируют и общий результат, отдачу от предприятия (инвестиционного проекта) за весь период его жизненного цикла.

Качество краткосрочной финансовой политики основывается на анализе финансово-экономического состояния предприятия, принятой учетной и налоговой политики.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия позволяет выявить эффективность использования финансовых ресурсов.

Учетная политика, как совокупность принятых предприятием способов ведения бухгалтерского учета, может существенным образом повлиять на процесс формирования финансового результата и оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Перечислим основные элементы учетной политики, оказывающие наибольшее влияние на формирование финансового результата предприятия: способ амортизации основных средств и нематериальных активов; способ оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и прочем выбытии; порядок учета затрат на производство продукции; способ оценки финансовых вложений при их выбытии; порядок оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость. От принятых тех или иных положений учетной политики напрямую зависят структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

Налоговая политика предполагает управление налогами в целях оптимизации налогообложения в рамках соблюдения действующего налогового законодательства – предупреждение излишних налоговых платежей, исключение двойного налогообложения. Предприятие может использовать разнообразные налоговые льготы, предусмотренные законодательством РФ по различным основаниям:

· по номенклатуре продукции (товары первой необходимости, для детей и др.);

· по направлению расходования средств (некоторые виды капитальных вложений, благотворительность);

· по составу работников (малые предприятия);

· по принадлежности предприятия (потребкооперация, расположенные в районах Крайнего Севера, протезно-ортопедические и пр.).

Налоговая политика связана с учетной, так как выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Одним из инструментов финансовой политики выступают денежные потоки, поступающие не только от текущей, но и инвестиционной деятельности, из-за того, что они переплетаются. При осуществлении инвестиционного проекта за счет заемных средств, например, возможны две схемы погашения кредита, одна из которых основана на использовании денежных потоков от текущей и инвестиционной деятельности одновременно, а другая предполагает строгое разграничение этих денежных потоков. Так, например, при инвестиционном банковском кредитовании долгосрочный кредит и проценты по нему погашаются за счет потоков, генерируемых как текущей деятельностью, так и самим инвестиционных проектом. При проектном финансировании (род банковского долгосрочного кредита) предусмотрено погашение кредита и процентов только за счет денежных потоков, генерируемых инвестиционным проектом.

Таблица 1.2

Наши рекомендации