Подходы в изучении стилей руководства
Характеристики | 1. Годы | 2. Исследователи | 3. Основные положения |
Личностный подход | 1930-1950 гг. | Р. Стогдилл, К. Бэрд, Э. Гизелли, У. Беннис, Р. Манн, О. Тид и другие | Утверждение о том, что существует определенный набор личностных качеств руководителя, который определяет эффективность руководства. |
Поведенческий подход | 1940-1970 гг. | Дуглас МакГрегор, К. Левин, Р.Лайкерт, П. Блейк, Д. Мутон, Т. Коно и другие | Предположение, что существует один наиболее эффективный стиль руководства, основанный на определенном поведении руководителя. |
Ситуационный подход | 1960-1990 гг. | Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшар, В. Врум, П.Йеттон, К.Арджирис и другие | Определение влияния различных факторов, на действия руководителя в зависимости от управленческой ситуации. |
Комплексный подход | Конец XX века | С. Керр и Дж. Джер-мейер, Ч. Манц, Г. Симс и другие | Определение специфики проявления лидерских качеств в конкретных ситуациях |
С целью более глубокого анализа специфики рассмотренных научных подходов необходимо подробно раскрыть их содержание. Ранние теории лидерских черт восходили к Древней Греции и Риму и утверждали, что лидерами рождаются, а не становятся. Так теория «великой личности» полагала, что индивид рождается либо с качествами необходимыми для лидера, либо без них. Со временем эти взгляды уступили место более реалистическим подходам.
Под влиянием бихевиористической школы в психологии, ученые согласились с тем, что лидерские качества можно развивать и начался поиск универсальных качеств, присущих лидеру. Поэтому, основой теории личностных качеств руководителя являются попытки определить обязательный набор индивидуальных характеристик менеджера, при наличии которых данный человек, безусловно, станет эффективным руководителем. Краткое содержание наиболее известных теорий исследования лидерских качеств, представлено в таблице.
Таблица - Теории лидерских качеств
Автор | Сущность теории | Лидерские качества |
1. Ральф Стогдилл | Выделил основные пять качеств, присущих эффективному руководителю | – ум и интеллектуальность; - господство или преобладание над другими; - уверенность в себе; - активность и энергичность; – знание дела. |
2. Ордуэю Тид | Преуспевающие руководители должны обладать четко идентифицируемыми чертами | – физическая и эмоциональная выносливость, - понимание назначения организации и направление ее деятельности; - энтузиазм. - дружелюбие и привязанность, - порядочность. |
3. Эдвин Гизелли | Наиболее важные характеристики руководителя проранжированы и разделены на три группы: – профессиональные навыки; – личностные характеристики; – мотивирующие факторы. | – авторитарные наклонности; - профессиональные достижения; – уровень образования; - самореализация;- самоуверенность; – решительность; - отсутствие потребности в защите; – происхождение из рабочей среды; - инициативность; – отсутствие финансовой зависимости; - желание обладать властью; – зрелость;- физические навыки. |
4. Гарри Юкл | Выделил основные семь качеств, которые обязательно должны быть присущи руководителю | – креативность; - организаторские способности; - способности убеждать; - дипломатичность; - тактичность; - риторические способности; - понимание задачи |
5. Уоррен Беннис | Наиболее важные лидерские качества разделил на четыре группы: – физиологические; – психологические (эмоциональные); – умственные (интеллектуальные); – личностно-деловые. | – рост, вес, сложение, внешний вид, здоровье, энергичность движений; - инициативность, честность, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, интуитивность; - ум и логика, рассудительность, оригинальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, индуктивность. – такт и дипломатичность, умение брать на себя ответственность, уметь организовывать, убедить, разбираться в людях, иметь чувство юмора, умение кооперировать и сотрудничать. |
Анализируя таблицу на наш взгляд можно сделать следующие выводы:
– попытки определить особый набор черт характера и умственных способностей идеального руководителя имели ограниченный успех;
– перечень потенциально важных качеств руководителя может оказаться бесконечным и его выбор определяется достаточно субъективно;
– существуют различные пути измерения личностных качеств руководителя;
– установить тесную связь между качествами руководителя и эффективностью его деятельности достаточно сложно.
Дальнейшие исследования в теории руководства основывались на том, что кроме личных качеств и манеры поведения существуют и другие факторы, которые зависят от конкретной ситуации и влияют на характер действий руководителя. Последние исследования в области поиска эффективного стиля руководства представляют собой изучение комплексного сочетания теоретических разработок предшествующих направлений: теории лидерских качеств, поведенческих и ситуационных концепций.
2. Стиль руководства и элементы, его определяющие
В теории и практике менеджмента используются категории: «стиль управления», «стиль руководства», «стиль лидерства», которые часто отождествляются многими исследователями. Изучение сущности этих взаимосвязанных понятий выявило необходимость их уточнения.
Анализ категории «стиль управления» позволяет выявить использование ее в двух разных смыслах.
Первый связан с обозначением сложившейся общей системы форм и методов управления на предприятии, которые характеризуются порядком планирования, формированием целей, определенной организационной структурой, характером кадровой политики, спецификой осуществления контроля и стимулирования результатов труда, поведенческими аспектами, эстетическим оформлением помещения. Это широкое значение использования категории «стиль управления», которое аналогично понятию «организационной культуры».
Второй, более узкий смысл категории связан с определением типичной для руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива предприятия. Следовательно, в данном случае под стилем управления понимаются специфические особенности деятельности руководителя и характерные черты работы персонала. Это значение рассматриваемой категории аналогично по смыслу понятию «стиль руководства»
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют стиль руководства как «привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации».
Однако, в связи с неоднозначностью употребления этих категорий в отечественных и зарубежных исследованиях мы допускаем их использование в качестве синонимов.
В качестве наиболее общего и точного определением понятия «стиль управления», на наш взгляд, может служить следующее:
стиль управления это устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом предприятия, направленная на выполнение миссии организации, и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса.
Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.
Итак, стиль – это качественная характеристика взаимодействия субъекта и объекта управления. В сфере управления существуют разнообразные определения стиля управления. Американская школа управления рассматривает стиль как обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей.
Немецкая школа рассматривает стиль руководства как основную часть деятельности менеджера, считая, что стиль формируется от взаимовлияния трех факторов: структуры личности руководителя, компетентности сотрудников и ситуации.
Следовательно, стиль управления проявляется в том, как руководитель говорит, слушает подчиненных, организует принятие и реализацию решений, свое рабочее время и труд производственного коллектива.
К.Левин выделил три основных стиля управления: авторитарный, демократический и попустительский или либеральный. Основу поведения руководителя авторитарного стиля Д.МакГрегор назвал теорией "Х", а демократического - теорией "У".
Дальнейшие исследования стиля позволили Р.Лайкерту и его коллегам из Мичиганского университета предложить классификацию стилей, включающую:
Эксплуататорско - авторитарный
Благожелательно-авторитарный
Консультативный (демократический)
Партисипативный (соучастный).
Кроме этого, выделяют и другие характеристики стиля: новаторский и консервативный, стратегический и тактический, ориентированный на дело, себя, контакты и официальный инстанции.
Важность выбора эффективного стиля руководства основана на роли менеджера в системе управления предприятием. Определяющая роль руководителя связана с наделением его властными полномочиями, через которые он воздействует на производственный коллектив, а через него на характер и результаты функционирования предприятия в целом. Профессиональный руководитель четко формулирует задачи, прогнозирует неудачи, находит решение в каждой конкретной ситуации, способен задействовать внутренние стимулы сотрудников к самостоятельным действиям. При этом, выполняя служебные обязанности, он имеет определенный стиль управленческой деятельности, характеризующийся субъективными и объективными составляющими. К объективным составляющим относятся такие как: специфика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерности процесса управления; социально-психологические особенности исполнителей; уровень иерархии управления и др.