Характеристика стилей руководства.

Авторитарный стиль - характеризуется стремлением максимально подчинить своему влиянию объекты управления, использованием жестких способов управления, пресечением инициативы подчиненных и обсуждения принимаемых решений.

Он связан с такими личностными чертами как агрессивность, завышенная самооценка, склонность к стереотипам, отсутствие способности к критической самооценке.

Согласно теории Х Дугласа Мак Грегори, руководитель автократ исходит из того, что:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищённости.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Автократ аппелирует к потребностям низшего уровня, так как считает, что это тот самый уровень, на котором подчинённые функционируют.

Этот стиль характеризуется:

· Опорой на свое личное мнение в принятии решений;

· Централизацией полномочий;

· Иерархической структурой взаимоотношений (психологическая дистанция);

· Жесткой организацией и контроль работы подчиненных;

· Ограничением их самостоятельности и инициативы (жёсткая регламентация);

· Психологическим давлением на подчиненных;

· Жесткими методами управления;

· Стратегией принуждения;

Особенности реализации управленческой деятельности.

Целеполагание: определение целей и задач деятельности, принятие решений осуществляется лично, без привлечения широкого круга подчиненных или с привлечением узкого круга доверенных лиц.

Планирование: разработка планов, как правило, осуществляется по стереотипам, без согласования с подчиненными, без учета потребностей подразделений.

Работа с персоналом: подбор кадров осуществляется по принципу личной преданности или по функциональному признаку без учета деловых и личностных качеств.

Обучение подчиненных и их воспитание, как правило, не осуществляется.

Стимулируя исполнителей, использует метод кнута и пряника, но преобладают угрозы, запугивания, реализуется стратегию принуждения.

Общение с подчиненными происходит в грубой форме, часто использует оскорбления.

Постановка задач осуществляется в жесткой форме, в виде приказа, мнение исполнителя не учитывается и не выслушивается.

Организация коммуникаций: стремится использовать централизованные системы коммуникаций, не допуская их развития по горизонтали, осуществляет монополизацию информации, ее дозирование.

В коммуникативных сетях преобладает информация сверху, в основном директивного характера. В информации снизу преобладают вопросы производственного характера и выявление недовольных, а так же информация положительного эмоционального содержания для самого руководителя, информация негативного характера отсекается. Часто использует информаторов.

Контроль: тотальный, используется, как правило, личный контроль или доклады доверенных лиц. Склонен проверять не содержание и ход производственного процесса, а чисто организационные вопросы. (Кто во сколько ушел, во сколько пришел и т.д.).

Оценка результата: оценивается не процесс деятельности, не ее результат, а личность. При оценке, как правило, подчеркиваются недостатки, выявляются, прежде всего, ошибки. Положительные результаты деятельности подчиненных, как правило, только констатируются. Характерно стремление к поиску или "назначению" виновных.

Эффективность авторитарного стиля.

Стиль продуктивен:

· на начальных этапах развития групповых отношений;

· в условиях жесткой организации производственной

деятельности;

· в ситуациях принятия решений в условиях дефицита

времени;

· в критических ситуациях, в условиях дефицита времени, при низкой организации и дисциплине в подразделении;

· в ситуациях с высокой степенью риска и ответственности за

последствия принятых решений;

Достоинства: Обеспечивает быстрое решение задач репродуктивного характера, оперативный маневр силами и средствами.

Негативные стороны этого стиля заключаются в невозможности решений сложных задач, творческого характера.

В коллективе плохой психологический климат, низкая степень удовлетворенности и мотивации деятельности, меньшее дружелюбие, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам коллектива, этот стиль способствует развитию угодничества, подхалимажа.

Для инициативных, талантливых сотрудников возможность самореализации отсутствует.

Демократический (коллегиальный) стиль. Характеризуется стремлением вовлечь подчиненных их творческий потенциал в решения как служебных, так и социальных задач, опорой на мнение коллектива в принятии решений, делегированием части полномочий, разделением власти, отсутствием психологической дистанции между руководителем и подчиненными.

Согласно концепции Y Мак Грегора, руководитель демократ, базирует свою деятельность исходя из следующих положений:

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, и люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

В связи с этими предположениями руководитель предпочитает также механизмы влияния, которые аппелируют к потребностям более высокого уровня: потребности социальной идентификации, реализации высокой, общественно значимой цели - свободе и независимости в деятельности, самоактуализации.

Коллегиальный (демократический) стиль характеризуется:

· Опорой на мнение коллектива в принятии решений;

· Делегированием полномочий;

· Отсутствием психологической дистанции;

· Поощрением самостоятельности, инициативы;

· Психологической поддержкой подчиненных;

· Гибкими методами управления;

· Стратегией мотивирования (добровольности);

Наши рекомендации