Характеристика стилей руководства. Лекция 22. Характеристика основных стилей руководства

Лекция 22. Характеристика основных стилей руководства

Содержание руководства как основы управления состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять, Для этого руководителю необходимы власть и выбор эффективного стиля руководства.

Определяющим моментом Организационного процесса является выбор стиля руководства.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

В общепринятой практике управления выделяют следующие основные стили руководства:

• авторитарный;

• либеральный;

• демократический.

Отличия стилей руководства по различным признакам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика стилей руководства

Авторитарный Демократический Либеральный
Разделение полномочий
Все полномочия ру­ководитель сосредо­точивает в своих руках. Устанавливает жесткий контроль Разделение власти, участие работников в управлении. Ча­стичное делегирование своих полномочий Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям «сверху»  
Ответственность
Вся "ответственность возложена на руко­водителя Ответственность частично может быть разделена с подчиненными Руководитель стремится уменьшить свою ответственность    
Принятие решения
Руководитель принимает и отменяет решения единолично Руководитель советуется с подчиненными Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других
Отношение к самостоятельности подчиненных
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение Руководитель поощряет самостоятельность подчиненных Руководитель предо­ставляет подчиненным возможность полнейшей самостоятельности
Методы руководства
Приказания и волевое давление со стороны руководства Обращение к подчиненным за советами, убеждение, служит примером вежливости Просьбы, уговаривание, Иногда запугивание подчиненных
Контроль
Руководитель вме­шивается в дела под­чиненных, критикует Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует Руководитель контролирует от случая к случаю
Отношение к критике
Относится отрицательно, отторгает ее Прислушивается, делает надлежащие выводы Выслушивает, но выводов не делает
Отношение к нововведениям
Положительно реагирует только на свои нововведения Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор Избегает всего нового
Контакты с подчинёнными
Амбициозен, держит подчиненных на рас­стоянии Регулярно общается с ними, дает и получает информацию Испытывает трудности в общении
  Оценка себя  
Считает себя неза­менимым, противо­поставляет себя кол­лективу Не проявляет превосходства Занимает позицию зависимого, часто идет на поводу
Продуктивность работы в отсутствие руководителя
Снижается Не хуже Даже лучше


Таким образом, выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Однако в разных условиях (фазах развития), характере труда (инновации, производство, торговля), уровне образованности приоритетен разный стиль.

В начале 1980-х гг. появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Р. Блейком и Дж. Моутон и представленная на рис. 1.

Управленческая решетка включает две составляющие работы менеджера:

1) внимание к решению производственных задач;

2) внимание к людям.

Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживание покупателей и т.д.

Составляющие расположены на соответствующих осях и в зависимости от степени проявления «внимания к...» (незначительная - значительная) построена решетка, отражающая различные комбинации. Эта решетка дает возможность определить пять характерных типов управленческого поведения.

Незначительное внимание к решению производственных задач и к людям приводит к так называемому «обедненному управлению»/«пессимист» (стиль 1.1) - приложение минимальных усилий для Достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.

«Управление в духе загородного клуба»/«демократ» (стиль 1.9) - скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, однако отводит на второй план эффективность труда.

Характеристика стилей руководства. Лекция 22. Характеристика основных стилей руководства - student2.ru

Рис. 1. Решетка Блейка - Моутон

«Власть-подчинение»/«диктатор» (стиль 9.1) - эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из-под давления диктатора.

Руководители совершают «колебания» между стилем 1.9 и 9.1. Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки» и, когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.

«Организационное управление»/«манипулятор» (стиль 5.5) - можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей. Менеджеров такого типа удовлетворяют средние достижения. Главная тактическая линия - компромисс. Зачастую такой подход не ведет организацию к развитию, а лишь позволяет своевременно «латать дыры».

Характеристика стилей руководства. Лекция 22. Характеристика основных стилей руководства - student2.ru «Групповое управление»/«организатор» (стиль 9.9) - производственные успехи обусловлены преданностью людей своей работе. Их взаимоотношения основаны на доверии и уважении. Здесь работа менеджера наиболее продуктивна, так как он учитывает нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшие характеристики данного типа менеджера - устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Компании, в которых действуют такого типа менеджеры, обычно процветают.

Управленческая решетка Р. Блейкаи Дж. Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявлять ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

Наши рекомендации