Менеджер исследовательского типа
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Методы исследования в менеджменте»
На тему:
СТАДИИ ИСЛЕДОВАНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Выполнил :
магистр гр.СУМ-151
Кочетков Н.В
Проверила:
Галанина Т.В.
Кемерово 2015
Курсовая работа по предмету «Методы исследования в менеджменте»
Тема:
«Стадии исследований в менеджменте»
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль исследования в развитии управления………………………………….4
1.1 Понятие исследования………………………………………………………..4
1.2 Типы исследований………………………………………………………..….4
1.3 Менеджер исследовательского типа………………………………………...5
2. Стадии исследований в менеджменте………………………………………...8
2.1 Подготовительная (теоретическая) стадия………………………………....8
2.1.1 Формирование объекта и проблемы исследования………………….8
2.1.2 Основные характеристики объекта исследования…………………..10
2.2 Особенности стадии исследования…………………………………………12
2.2.1 Постановка задачи…………………………………………………….12
2.2.2 Разработка методики и программы исследования………………..…13
2.3 Стадия реализации…………………………………………………………..17
2.3.1 Создание экспериментальной ситуации ……………………………..17
2.3.2 Разработка сценария эксперимента…………………………………...18
2.3.3 Анализ и оценка результатов стадии внедрения……………………..19
3. Значение стадий исследований в эффективном менеджменте…………...21
Заключение…………………………………………………………………………25
Литература………………………………………………………………………….27
Введение
В курсовом проекте на тему «Стадии исследования в менеджменте» затронута чрезвычайно актуальная проблема, а именно роль исследования в развитии современного управления. Исследование, в своем широком понимании, относится не только к научной деятельности. Это в полной мере относится и к исследованию практики управления, в различных областях и сферах человеческой деятельности.
Целью работы является изучение стадий исследования в менеджменте с разбиением их на основные характеристики, объекты, методики и программы исследования.
Существенный вклад в разработку изучаемой темы внесли многие ученые-экономисты, такие как П. Друкер, Г. Минцберг, Фомичев А.Н., Набиев Р.А., Мамонтов А.К. и др. Особую значимость данной теме придавал в свое время известный экономист Альфред Слоун, который на практике концерна «Форд» осуществлял свои теоретические замыслы.
Само понятие «менеджмент» переводится как управление. Однако, как утверждал Альфред Слоун, управлять можно не только заводом, автомобилем или ракетой. Менеджмент – это всегда управление людьми.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются: изучение роли исследования в развитии управления, определения понятий исследования и их типов, обоснование стадий исследований в менеджменте.
Основными стадиями исследования в менеджменте являются:
- подготовительная стадия, которая изучает состояние объекта исследования, производится разработка и формулирования гипотез исследования, а так же разработка программы, методики и рабочего плана,
- собственно стадия исследования является информационной и преобразованной по закономерностям исследования,
- стадия реализации включает в себя создание экспериментальной ситуации, разработку сценария эксперимента, анализ и оценку результатов внедренческой стадии.
В работе особое внимание уделено значению всех стадий исследований, которые применяются при эффективном менеджменте. Также проведено описание менеджера исследовательского типа или креативного менеджера. Все теоретические аспекты изучаемой темы существуют не разрозненно, а в совокупности. Это позволило сделать вывод о том, что курсовая работа посвящена современному системному подходу в менеджменте сегодняшнего дня.
Объектом исследования является система управления или организации. Все проблемы появляющиеся в этой системе являются предметом исследования.
Роль исследования в развитии управления
Понятие исследования
При раскрытии темы курсовой работы необходимо дать определение исследованию. Исследование – это фактор любой деятельности (научной, хозяйствующей, культурной и.т.д), который в зависимости от рода деятельности реализуется в разной мере. Под исследованием понимается вид деятельности, который распознает проблемные ситуации, определяет их генезис, а так же выявляет свойства, содержание, нахождение путей и средств решения.
При определении понятия исследования следует исходить из того, что научная работа предназначена для получения новых знаний на основе закономерностей, полученных учеными при исследовании того или иного объекта, иными словами, наука пользуется максимальным объектом исследований, что и составляет ее основу. С другой стороны, техническая деятельность требует меньшего количества исследований, но больше автоматизма и исполнительности. Управление же невозможно осуществлять без исследовательской деятельности. С ростом управления роль исследовательской деятельности также растет.
Для того, что бы глубже и яснее понять ситуацию необходимо исследование. Также, для определения проблемы и эффективного решения этой проблемы необходимо исследовать данную проблему. В современном мире грамотный менеджмент является важнейшей характеристикой профессионализма. Современному менеджеру присуще новые навыки исследовательской деятельности, он должен всегда находится в состоянии поиска, приобретения новых знаний. Исследование – это необходимый и обязательный элемент всего процесса управление. Однако, в частных случаях исследования приобретают специализированную деятельность. Например, при разработке исследований антикризисного управления или стратегических программ инновационного развития.
Опыт показывает, что эффективно работающие организации максимально используют управленческий потенциал каждого менеджера, что требует развития индивидуальных навыков исследовательской деятельности.
Типы исследований
Ниже представлены типы исследований которые существуют на практике и в научно-практических разработках. Эти исследования направлены на выработку рациональных решений и эффективного достижения желаемого результата. Они направлены на перспективу, выявления новых закономерностей, знаний, повышения уровня образования.
В зависимости от аппарата научного анализа, научной методологии исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, и научные, построенные на обобщениях закономерного характера.
Исследования могут быть ресурсоемкими, эта функция зависит от использования тех или иных ресурсов на всех стадиях исследования. Как функция от времени, исследования могут быть продолжительными и не продолжительными. По информационной составляющей исследования можно разделить на те, которые используют лишь сложившуюся внутреннюю информационную оболочку. Если же привлекается более обширная внешняя информация, то подобные исследования обладают большей эффективностью, поскольку гораздо более информативны, что в современных условиях иногда является решающем фактором.
Следующим типом исследований могут стать исследования по степени организованности. Здесь необходимым условием является участие персонала в их проведении, они могут быть индивидуальными, коллективными, спонтаннообразованными, организованными. Каждое из перечисленных исследований может иметь свою специфику. Об этом подробно рассказано ниже.
Менеджер исследовательского типа
При раскрытии темы курсового проекта необходимо дать всеобъемлющее понятие менеджера исследовательского типа. Это связано с тем, что вся система управления в современных условиях определяет новый организационный тип персонала, прежде всего менеджера – исследователя. К его чертам следует отнести самостоятельность, целенаправленное развитие, инициативность, деловое поведение, поисковый тип личности, инновационность взглядов.
Понятие креативный менеджер сложилось в последнее время. Это предопределяет индивидуальность эффективного менеджера при работе над проектом. Сегодня как никогда потребность в подобного рода менеджерах велика. Сейчас проявляются различные ситуации: реструктуризации, банкротство, слияние фирм и организаций, резкое изменение международного рынка, скачкообразное значение стоимости основных энергоносителей, экономический кризис во многих странах мира.
Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их особенность – обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решении проблем, разработке управленческих решений.
Можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа:
- проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет;
-умение превентивно (т. е. когда они еще зарождаются) формулировать проблемы;
-системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;
-антиномичность – умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;
-экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации;
-развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку;
-способность к имитации функций различных членов коллектива; психологическая проницательность, позволяющая распознаватьØ сущность людей. Компенсатором проницательности является психодиагностика;
-инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;
– аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;
– способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;
– умение делегировать не только власть и ответственность, но и способность к латентному (скрытому) руководству, предполагая свой авторитет лидера; дающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью.
Перечисленные выше характеристики и свойства обладают совокупной способностью, а не существуют врозь. В этом и есть принципиальная особенность менеджера нового исследовательского типа. Само исследование ситуации, начиная со сбора информации, знакомства с различными источниками, их сопоставления и анализа, позволяют раньше других осознать ситуацию, ее многообразие и сложность. Именно такой анализ ситуации развивает мотивацию карьеры, навыки исследователя, будущего ученого, развивает аналитический подход, академизм в изложении своей точки зрения. Системное мышление позволяет провести полный анализ явления целиком, определить доминирующий фактор обнаружить скрытые аспекты, сделать правильный прогноз на будущее исследование.
Особенно следует остановится на таком типе мышления, который некоторые авторы называют концептуальным. Под концепцией здесь понимается целое взаимосвязанное положение, которое направляет мышление, сохраняя при этом саму направленность исследования. Это именно тот тип мышления, которому свойственны многовариантность, разнообразие, а цели и интересы проекта ставятся в заглавную роль. Ситуация в данном случае не проста, а системна и формируется из большого числа элементов. Чем четче и яснее описана данная ситуация, тем концептуальнее тип мышления менеджера.
Исследователь обладает особым мышлением, чем человек, не занимающийся этой проблемой. Грамотный менеджер исследовательского типа обладает уникальной способностью использовать свои знания в качестве инструмента для достижения цели, а именно успешного эффективного менеджмента. Его мыслительная деятельность может опираться на гуманитарное мышление, математический аппарат, философские знание и технократическое восприятие ситуации. Подобная типология мышления имеет огромное значение в любых практиках: в практике отдельно взятого учреждения, исследовательской деятельности, науки, инновационных решениях.
Основным элементом вышесказанного является системный подход исследователя, что обеспечивает ему успех на всех стадиях исследований в менеджменте.