В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
А) Затруднено получение объективной информации.
Б) Размыты границы объекта исследования.
В) Ограничены возможности экспериментирования.
Г) Решающее значение системного подхода.
Д) Динамичность процесса функционирования.
210. Теория ожидания исходит из концептуального постулата, согласно которому:
а) Поведение человека связано с сознательной оценкой альтернативных возможностей той линии поведения, которая приводит к желаемым для них результатам.
б) Поведение человека определяется доминирующими у него потребностями и формирующимися в соответствии с этим мотивами действий.
в) Поведение человека определяется теми стимулами, реакция на которые приводит к успеху.
г) Поведение человека определяется исключительно характером ситуации, в которой он оказывается.
д) Поведение человека зависит от системы управления, которая оказывает на него направляющее воздействие.
211. Теория справедливости исходит из концептуального положения, согласно которому:
а) Каждое действие человека должно получать соответствующую объективную оценку и соразмерное его результату воздаяние.
б) Человек субъективно определяет отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем сравнивает этот результат с отношением вознаграждения, полученного другими людьми, выполняющими аналогичную работу, к затраченным ими усилиям.
в) Человек объективно оценивает уровни своих квалификации и профессионализма, проявленные в выполненной работе и сравнивает их с квалификацией и профессионализмом других.
г) Абсолютной справедливости не может быть, она всегда относительна и зависит от субъективных представлений и амбиций человека.
д) Справедливость - это не оценка деятельности, а средство управления деятельностью человека.
212. Если работник в ответ на справедливые замечания по его работе возражает и пытается доказать, что он сделал все возможное, то это является свидетельством того, что у него доминируют:
а) Потребность в безопасности.
б) Материальные или физиологические потребности.
в) Потребности в признании и самоутверждении.
г) Потребности в принадлежности и причастности.
д) Потребности в самоактуализации.
213. Главным качеством, которым должен обладать персонал развивающейся организации является:
а) Ориентация на сложившуюся нормативную дисциплину.
б) Проявление неформального лидерства.
в) Осознание необходимости изменений и объяснение этого другим.
г) Уверенность в будущем организации, успешности изменений и инноваций.
д) Стремление к совершенствованию своей работы и участию в общих инновациях организации.
214. Основным требованием, которому должен отвечать персонал устойчиво функционирующей организации является:
а) Способность к поиску новых перспективных идей по изменению своей деятельности и организации в целом.
б) Успешное и точное выполнение своих функций и заданий менеджера.
в) Готовность к обучению и повышению своей квалификации.
г) Стремление к созданию и поддержанию благоприятной социально-психологической атмосферы в организации.
д) Безусловная поддержка действий и позиций менеджера.
215. Учитывать потребности безопасности работника следует главным образом таким действием:
а) Регулированием системы ответственности.
б) Дифференцированием оплаты труда.
в) Привлечением к принятию рискованных решений.
г) Развитием групповых форм организации труда и ответственности.
д) социально- психологическим поощрением инициативы и удачных действий.
216. Главным средством мотивирования работников, у которых доминирует потребность в самоутверждении и признании является:
а) Публичная оценка его заслуг.
б) Различные формы выражения недовольства его работой.
в) Создание благоприятных условий его работы.
г) Выбор самых важных и ответственных поручений.
д) Признание авторитета и обязательное поощрение за успешно выполненную работу.
217. В соответствии с теорией партисипативного управления рекомендуется:
а) Ставить перед работником частичные конкретные задачи, не раскрывая и не объясняя общего замысла и целей их выполнения.
б) Предоставлять работникам право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность (выбор средств, способов, технологии и пр.)
в) Привлекать работников к общему принятию решений по поводу выполняемой ими работы.
г) Осуществлять регулярный, детализированный контроль хода и результата действий работника.
д) Совместно разрабатывать цели и оценивать их реализацию.
218. Определение понятия “стиль управления” может быть сконструировано следующим образом:
а) Возможность влиять на поведение персонала с целью согласования деятельности всей организации.
б) Отношение менеджера к персоналу.
в) Организация работы менеджера и персонала.
г) Способ реализации полномочий менеджера.
д) Взаимосвязь ролей, функций и методов, характеризующих отношение менеджера к работе и персоналу.
219. Наиболее эффективным методом управления является:
а) Вознаграждение работников делать коммерческой тайной от других.
б) Создавать прозрачную и ясную систему оплаты труда для всех работников.
в) Использовать коллективные формы распределения надбавок и средств поощрения успешной работы.
г) Индивидуализировать право менеджера на поощрение сверх установленного минимального уровня.
д) Использовать относительно стабильную систему оплаты труда без гибких надбавок.
220. Целеполагание определяет эффективность управления в том случае, если:
а) Перед работниками ставятся четкие, но более сложные, чем обычно цели.
б) Работники обучаются технологиям разработки целей и обретают способность к целенаправленным действиям во всей своей деятельности.
в) Функции всех работников связаны общей целью и подчинены необходимости ее реализации.
г) Целеполагание учитывает квалификацию работников и возможности понимания и принятия цели.
д) Цель соответствует механизмам менеджмента и реальным условиям ее достижения.
221. Организационно-административные методы управления могут оказаться наиболее эффективными в случае:
а) Начальной стадии формирования коллектива.
б) Когда сотрудники имеют различный интеллектуальный и образовательный уровень.
в) Необходимости ускорения, срочного выполнения какой-либо работы.
г) Значительного повышения качества работы.
д) Острой конфликтной ситуации в коллективе.
222. Главным признаком высокого качества управления является:
а) Качество предоставляемых фирмой услуг или изготовленной продукции.
б) Тенденции развития управляемой организации.
в) Благоприятная социально-психологическая атмосфера работы персонала.
г) Имидж фирмы, ее авторитет во внешней среде.
д) Инновационный потенциал организации.
223. При анализе ситуаций и разработке управленческих решений дисконтирование используется:
а) Для определения прибыли.
б) Для определения рентабельности.
в) Для приведения затрат и результатов к одному моменту.
г) Для определения затрат на единицу продукции.
д) Для определения затрат или получения прибыли в единицу времени.
224. Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется:
а) Процент.
б) Дисконт.
в) Рента.
г) Прибыль.
д) Цена.
225. SWOT- анализ предусматривает выявление и рассмотрение:
а) Ориентиров и перспектив, ограничений и критических факторов развития.
б) Принципов и функций, средств и методов управления.
в) Сильных и слабых сторон, угроз и благоприятных возможностей.
г) Технологических и конкурентных преимуществ, информационных и организационных препятствий.
д) Стратегий и тактик, инновационных и маркетинговых возможностей.
226. Матрица Бостонской консультационной группы основана на анализе двух характеристик из предложенных пяти:
а) Привлекательность отрасли.
б) Интенсивность соперничества.
в) Темп роста рынка.
г) Доля рынка.
д) Благоприятные возможности для бизнеса.
227. Под процессом управления понимается:
а) Изменения, происходящие в организации в результате действий менеджера.
б) Последовательность действий субъекта управления, необходимых для осуществления воздействия на объект управления.
в) Последовательность выполнения операций при разработке управленческого решения.
г) Обработка информации для осуществления воздействия субъекта на объект управления.
д) Пространственно-временная конструкция деятельности менеджера или субъекта управления в целом.
228. Технология менеджмента представляет собой:
а) Совокупность технических приемов разработки управленческих решений.
б) Алгоритм деятельности субъекта управления, при осуществлении его воздействия на объект управления.
в) Реализация разработанной последовательности действий при осуществлении управляющего воздействия.
г) Процесс управления в реальности функционирования организации.
д) Комплекс информационных операций процесса управления.
229. Понимание цели управления предполагает следующее определение:
а) Цель управления - это будущее организации, увиденное “глазами” менеджера.
б) Цель управления - это обобщенные интересы всего персонала организации.
в) Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние управлемой системы.
г) Цель управления- это маяк движения в будущее, определяющий направленность управления организацией.
д) Цель управления - это средство социально-психологической мотивации эффективной работы персонала.
230. Главная роль цели в процессе управления проявляется в следующем:
а) Цель позволяет полнее и глубже оценить ситуацию и найти главную проблему управленческого решения.
б) Цель мотивирует эффективную деятельность персонала.
в) Цель интегрирует операции процесса управления.
г) Цель позволяет разработать стратегию развития организции.
д) Цель является аналитической основой научного подход к управлению
231. Функция управления - это:
а) Зависимость факторов эффективности управления.
б) Вид деятельности, необходимой для осуществления воздействия субъекта на объект управления.
в) Совокупность методов управления для решения какой-либо проблемы.
г) Основа разделения управленческой деятельности и закрепления ответственности.
д) Это основная единица организации системы управления.
232. Децентрализация управления позволяет главным образом:
а) Предотвратить серьезные ошибки на нижних уровнях управления, которые могут быть опасными для организации в целом.
б) Повысить инициативность персонала на нижних уровнях управления и обогатить их деятельность.
в) Развить самостоятельность и чувство ответственности персонала всех уровней системы управления.
г) Выровнять трудоемкость работ во всех звеньях системы управления.
233. Сочетание централизации и децентрализации управления проявляется в:
а) Распределении полномочий между должностными лицами различных уровней систем управления.
б) Методике разработки и принятии управленческих решений.
в) Структуре системы управления.
г) Формальных и неформальных отношениях в организации.
д) Порядке распределения информации между звеньями системы управления.
234. На сочетание централизации и децентрализации управления влияет главным образом следующая группа факторов:
а) Личные амбиции и опыт деятельности менеджера.
б) Общий уровень профессионализма персонала управления.
в) Острота ситуаций функционирования организации.
г) Возможности получения необходимой для принятия решений информации.
д) Взаимоотношения формального и неформального лидера.
235. Интеграция управления это:
а) Наличие связей между звеньями системы управления.
б) Это достаточно полное информационное обеспечение разработки управленческих решений.
в) Бесконфликтные взаимоотношения менеджера и персонала.
г) Соответствие функций и полномочий управления.
д) Согласованность действий всех подразделений системы управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2000.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М.: ЮНИТИ,2001
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.:Триада , ЛТД, 1997.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
5. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.
6. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 300 с.
Дополнительная
7. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Высш. Шк., 1991.
8. Секреты умелого руководителя. М., 1992.
9. Гришина Н.В. Общение в трудовом коллективе. Л., 1990.
10. Макаров С.В. Менеджер за работой. М.: Мысль, 1989.
11. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.
12. Цигичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Финансы и статистика, 1991.
13. Терещенко В.И. Наука управлять. Киев, 1989.
14. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
15. Питерс Т., Уотермен В. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
16. Карлоф Б. Деловая стратегия. Л.: Экономика, 1991.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА……………5
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА…………………….5
1.1. Понятие современного менеджмента…………………………….5
1.2. Цели и задачи менеджмента………………………………………7
1.3. Характерные черты и стадии менеджмента……………………..8
1.4. Профессия менеджера…………………………………………….10
1.5. Эволюция менеджмента (добавить самостоятельно) научные школы менеджмента
Контрольные вопросы…………………………………………………12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ…………………….13
2.1. Подходы к менеджменту………………………………………….13
2.2. Характеристика организации…………………………………….14
2.3. Организационно-правовые формы предприятий…………………
2.4. Понятие субъекта и объекта управления………………………..16
Контрольные вопросы…………………………………………………17
3. ЦЕЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ………………
3.1. Понятие цели управления…………………………………………18
3.2. Характеристика и классификация целей………………………...19
3.3. Миссия организации………………………………………………20
3.4. Соотношение целей и достигнутых результатов………………..21
3.5. Методы определения общей цели коллектива…………………..23
3.6. Методы определения целей каждого работника…………………25
3.7. Слабости при постановке целей…………………………………..27
3.8. Характеристика руководителя с четкими личными целями…….27
3.9. Практические рекомендации по разработке и постановке целей.28
Контрольные вопросы…………………………………………………..29
4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ………………………………………….30
4.1. Характеристика управленческих решений……………………......30
4.2. Типология управленческих решений и факторы их качества……31
4.3. Технология разработки и реализации управленческих решений..33
4.4. Требования к управленческим решениям…………………………35
4.5. Методы и модели, используемые при разработке управленческих решений…………………………………………………………………..37
4.6. Методы экономического анализа и контроль исполнения управленческих решений……………………………………………......39
4.7. Принятие оперативных решений…………………………………...41
Контрольные вопросы……………………………………………………44
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
5.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………...45
5.1. Сущность и значение функций менеджмента……………………..45
5.2. Классификация функций……………………………………………46
5.3. Характеристика основных (общих) функций менеджмента……..48
Контрольные вопросы…………………………………………………..50
6.ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………….
6.1. Понятие планирования
6.2. Принципы планирования
6.3. Прогнозирование и его способы
6.4. Методы планирования
6.5. Основные типы планов
Контрольные вопросы
7.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7.1. Сущность и функции стратегического планирования
7.2. Процесс стратегического планирования
7.3. Оценка и анализ внешней среды
7.4. Управленческое обследование организации
7.5. Стратегические альтернативы и их реализация
Контрольные вопросы
8. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
8.1. Понятие функции «организация»
8.2. Делегирование, ответственность, полномочия
8.3. Понятие и принципы построения организационных структур
Контрольные вопросы
9. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
9.1. Понятие контроля
9.2. Виды контроля
9.3. Функции контроля
9.4. Этапы контроля
9.5. Внешний и внутренний контроль
Контрольные вопросы
10. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
10.1 Понятие мотивации
10.2. Процесс мотивации
10.3. Содержательные теории мотивации
10.4 Процессуальные теории мотивации
Контрольные вопросы
РАЗДЕЛ 3. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ…………………………51
1. Характеристика функции «руководство»………………………….51
.2. Качества руководителя………………………………………………53
3. Авторитет руководителя и пути его приобретения………………..55
4. Требования к руководителю……………………………………..56
5. Стили руководства………………………………………………..57
Контрольные вопросы…………………………………………………60
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………………….61
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ………………………62
ТЕСТ……………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………64