Сследование социально-экономических систем

6.1. Специфика исследования социально-экономических систем

В учебном процессе и в практической деятельности специалист в области экономики и управления в основном сталкивается с системами, которые мы характеризовали как социально-экономические. Т.е. это особо сложные системы, состоящие из множества машинных, человеко-машинных и социальных подсистем и элементов. Как отмечалось ранее, все такие системы являются:

во-первых, слабо структурированными, т.е. их состав и взаимосвязи характеризуются известной долей неопределенности;

во-вторых, вероятностными, т.е. их поведение не поддается строгому математическому описанию, хотя и может прогнозироваться с определенной степенью точности;

в-третьих, имеющими целеполагание, т.е. созданными человеком для достижения определенных целей через управляющие воздействия;

в-четвертых, обладающими свойством самоорганизации, т.е. способностью людей – участников системы сознательно или подчиняясь закону ограничивать свои частные интересы во имя достижения системных (общих) интересов.

Из огромного множества социально-экономических систем особый интерес для нас представляют системы управления различными организациями и происходящими в них процессами. К числу таких организаций могут относиться предприятие, учреждение, структурное подразделение предприятия или учреждения, город, иная территориальная единица.

Поскольку всякая такая система является управляемой, в ней имеются субъект управления, ЛПР (лицо, принимающее решения) и объект управления. Иногда можно встретить выражения «управляющая» и «управляемая» части системы. В государственном образовательном стандарте по специальности «Менеджмент организации» предусмотрена специальная учебная дисциплина «Исследование систем управления», имеются учебники под таким названием.

Субъектом управления в социально-экономической системе как правило является одно лицо (руководитель, управленец, менеджер), либо коллегиальный орган, принимающий решение большинством голосов или большинством акций, а в отдельных предусмотренных законом случаях – население территории. При наличии двух или более субъектов управления между ними обычно возникают разногласия, препятствующие эффективному функционированию объекта управления. Объектом управления в социальных и социально-экономических системах (в отличие от машинных и человеко-машинных систем) является человек или некая человеческая общность – трудовой коллектив организации, население территории и т.д. То есть управленческие воздействия направлены на людей. Когда мы говорим об управлении предприятием, учреждением или территорией, происходящими там процессами, мы фактически подразумеваем управление людьми, которые в свою очередь могут управлять человеко-машинными техническими, информационными и другими системами.

Внимание! Не смешивать понятия «объект управления» и «объект исследования». Субъект управления может быть объектом исследования.

Исследование систем управления требует использования всего изложенного ранее инструментария на основе системного подхода и системного анализа. В рамках такого исследования могут производиться специализированные экономические, социологические и другие исследования.

Одна из задач в исследовании систем управления… заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все основные последствия решений, которые они могли бы учитывать в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение (Крич. с.21).

По мнению патриарха американского менеджмента Питера Ф. Друкера, «исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и инновационными технологиями, а эффективностью управления».

Друкер считает, что в 21 веке обновлению должна быть подвержена вся система организации управления. В настоящее время основой деятельности органов управления является функциональный принцип. Он ориентирован на выполнение специализированных управленческих работ по критерию - выполнение к нужному сроку необходимого объема. Начался переход от функционального к проблемно-ориентированному принципу, суть которого состоит в своевременном выявлении и осмыслении проблем и разработке проектов по их разрешению.

Вывод: Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, принимать управленческие решения и нести за них ответственность.

6.2. Взаимодействие субъекта и объекта управления

Типичной ошибкой при рассмотрении данного вопроса является представление об одностороннем характере такого взаимодействия: субъект управления на основе поставленной им цели принимает управленческие решения по ее достижению, отдает команды, выдает соответствующую информацию объекту управления, а объект управления только исполняет (реализует) принятые решения. На самом деле объект управления также воздействует на субъект управления, посылая ему сигналы обратной связи, т.е. информацию о восприятии и фактической реализации принятого решения. Кроме того, на объект управления воздействует не только субъект управления, но и внешняя среда, из которой также поступают различные сигналы. Говорят, что объект управления находится под одновременным влиянием управляющих и возмущающих воздействий. Можно сделать вывод, что процесс управления в социально-экономических системах представляет из себя систему различных информационных потоков (рис. 6.1).

Здесь рис. 6.1

Роль обратных связей и информационных потоков в системах управления особенно важна в связи с тем, что исполнение принятых управленческих решений почти всегда происходит с какими-то отклонениями и ЛПР должно получать информацию об этих отклонениях.

Отклонение… является универсальным элементом взаимодействия, присущим любым системам. Без отклонения нет информации и процесса управления, нет развития.

Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме (Крич., с.32)

Существует три способа взаимодействия субъекта и объекта управления и соответственно три способа управления в социально-экономических системах, показанные на рис. 6.2.

Здесь рис. 6.2

Первый способ – простейший контур обратной связи: управляющее воздействие, сигнал обратной связи, новое воздействие.

Второй способ применяется при множестве однотипных управленческих решений и однотипных сигналов обратной связи. В этом случае целесообразно разработать типовую (стандартную) программу принятия управленческих решений и реагирования на те или иные сигналы обратной связи. Эта программа является алгоритмом действий и может быть воплощена в нормативном акте (положении, инструкции, регламенте), который доводится до сведения участников процесса. В этом случае типовые управленческие решения могут приниматься на более низком уровне, что высвобождает время руководителей верхнего уровня.

Третий, наиболее сложный способ управления используется при принятии ответственных стратегических решений, требующих всестороннего обсуждения, Он отличается наличием второго контура обратной связи. В нем осуществляется отбор полезной информации из первого контура. Эта информация накапливается, анализируется и поступает к ЛПР, повышая эффективность принимаемых решений.

Каждый способ имеет свою сферу применения.

Для текущей деятельности организации наиболее эффективен второй способ, когда максимальное количество управленческих решений принимается на основе регламентных норм и типовых алгоритмов. В этом случае говорят, что организация работает как часы, как отлаженная машина, а ее руководитель максимально высвобожден от текучки.

Первый способ принимается в нештатных или кризисных ситуациях, когда необходимо оперативно принимать индивидуальные или нестандартные управленческие решения. Чем больше таких ситуаций возникает в реальной жизни, тем большее внимание высшего руководства отвлекается на их устранение или ликвидацию последствий. Такая организация не может работать устойчиво, однако полностью избежать нештатных ситуаций невозможно.

Третий способ, как уже отмечалось, необходимо использовать при принятии стратегических решений. На территории (например, в муниципальном образовании) в качестве второго контура обратной связи выступает обсуждение проблемы с населением и общественными организациями, на предприятии стратегические решения принимаются по результатам обсуждения с акционерами (на собрании акционеров) и возможного обсуждения с трудовым коллективом или с профсоюзом, выражающим мнение трудового коллектива. Таких решений не должно быть слишком много.

6.3. Построение деревьев в системах управления

При принятии управленческих решений субъект управления должен одновременно видеть все компоненты системы управления и этапы своих действий, начиная от формулирования проблемы и переходя далее к формулированию целей, генерированию альтернатив, выбору альтернативы и наконец разработке мероприятий по достижению цели с учетом выбранной альтернативы и имеющихся ресурсов. При этом, как отмечалось ранее, проблема часто расширяется до проблематики (т.е. комплекса взаимосвязанных проблем и подпроблем), цель – до системы взаимосвязанных целей и подцелей, мероприятие – до системы взаимосвязанных мероприятий.

Количество и разнообразие таких проблем и подпроблем, целей и подцелей, мероприятий разного уровня может быть очень большим и для их полного и всестороннего учета, оценки важности и приоритетности отдельных проблем, целей, мероприятий требуется специальный инструментарий. Одним из таких инструментов является построение деревьев: дерева проблем, дерева целей, дерева мероприятий и т.д. С математической точки зрения всякое дерево представляет из себя древовидный граф, иерархическую структуру, позволяющий распределять проблемы, цели, мероприятия по уровням управления.

Рассмотрим пример построения дерева целей, представленный на рис. 6.3.

Здесь рис.6.3.(Игнатьева, с.94)

На вершине графа размещается главная (генеральная) цель, содержащая описание конечного результата. Далее идут подцели первого, второго и т.д. порядка. Реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня. Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга. Фундамент (нижний уровень) дерева целей должны составлять конкретные задачи (работы), которые должны быть выполнены определенным способом и в определенные сроки.

На рис. 6.4. представлен конкретный пример построения дерева целей социального развития трудового коллектива.

Здесь рис. 6.4. (Крич. с.83)

Данное дерево является четырехуровневым. Генеральной целью является обеспечение требуемого уровня социального развития коллектива по набору параметров, определенных нормативами. Эти параметры выступают в качестве фундамента (нижнего уровня) дерева.

Дерево мероприятий может быть продолжением дерева целей или строиться как самостоятельное дерево. С помощью дерева мероприятий может быть решена проблема выбора конкретных способов и альтернатив реализации целей. Для выбора альтернатив могут использоваться экспертные количественные оценки преимуществ той или иной альтернативы. Пример такого дерева для мероприятия «встреча Нового года» приведен на рис. 6.5 (Крич. С. 103)

Здесь рис. 6.5

Детализацию элементов этого дерева можно продолжать и далее. Например, в элементах 3.1 и 3.2 можно детализировать, каких гостей вы хотели бы пригласить, в 3.7 и 3.8 – указать цель путешествия и т.д.

6.4. Фактор времени в системах управления

При исследовании систем управления и принятии управленческих решений большое значение имеет оценка сроков, в которые могут быть реализованы те или иные решения. Решение, запоздалое по срокам реализации, может оказаться вообще бессмысленным (дорого яичко ко Христову дню). Построение дерева целей или дерева мероприятий здесь недостаточно, ибо сроки в них не видны. Если в реализации какой-то задачи участвуют многие люди и организации, то достижение согласованности между ними по времени является довольно сложной задачей. Особенно ярко это проявляется в строительном цикле, когда начало выполнения одной работы тесно связано с завершением другой.

Для решения подобных задач используются специальные графические методы, из которых наиболее известны сетевые графики и диаграммы Ганта.

При построении сетевых графиков используется математическая теория графов. Вершины графов (события) принято изображать кружками, а работы – стрелками. События должны быть занумерованы. Работа должна быть выполнена в течение времени между двумя событиями, время выполнения каждой работы должно быть известно. Пример сетевого графика представлен на рис. 6.6. (Крич с. 116)

Здесь рис. 6.6.

От начала работы (проекта) – событие V1 до его окончания - событие V7 можно пройти 4-мя разными способами.

1) V1 – V2 – V5 – V7 4 + 1 + 4 = 9

2) V1 – V2 – V6 – V7 4 + 1 + 3 = 8

3) V1 – V3 – V6 – V7 3 + 2 + 3 = 8

4) V1 - V4 – V6 – V7 2 + 5 +3 = 10

Самый длинный из них (максимальный) называется критическим путем, все остальные короче его и имеют резерв времени. В рассматриваемом примере продолжительность критического пути V1-V4-V6-V7 составляет 10 единиц. Для сокращения общего времени реализации проекта необходимо сократить продолжительность работ, лежащих на критическом пути. Сокращение времени других работ не отразится на общей продолжительности реализации проекта и не имеет смысла. Для расчета сложных сетевых графиков используются компьютерные программы.

Диаграмма Ганта, названная в честь ее создателя, позволяет наглядно продемонстрировать очередность и продолжительность работ. Работы изображаются отрезками, параллельными оси времени. Длина каждого отрезка пропорциональна продолжительности работы. Как и в сетевом графике, определяется критический путь (последовательность работ) и резервы времени на некритических работах. Пример построения диаграммы Ганта для задачи по организации проведения научного семинара представлен на рис. 6.7.

Здесь рис. 6.7.

6.5. Экономические исследования

Экономические исследования систем управления направлены на установление внутренних и внешних связей и взаимозависимостей экономических показателей исследуемых объектов.

Большое значение в экономических исследованиях имеют такие методы, как факторный и корреляционный анализ. Важно видеть всю систему внешних и внутренних факторов, влияющих на экономические показатели объекта исследования. Из внешних факторов должны быть учтены такие, как уровень инфляции, изменение процентных ставок банковских кредитов, изменение курса рубля по отношению к другим валютам, изменение рыночных цен на ресурсы, усиление или ослабление конкуренции на рынке продукции (услуг) предприятия (организации) и др. Из внутренних факторов должны учитываться такие, как изменение нормативов расхода материалов и энергоресурсов на единицу продукции под влиянием научно-технического прогресса, рост производительности труда, рост заработной платы и др. При анализе производительности труда используются такие методы, как фотографирование и хронометраж. Сравнительный анализ позволяет сопоставлять плановые показатели с фактически достигнутыми, показатели текущего года с предыдущим, показатели исследуемого объекта с другими, близкими по размерам и типу объектами. При необходимости выявления и прогнозирования длительных тенденций изменения экономических показателей объекта полезен трендовый анализ. Могут также использоваться методы имитационного моделирования функционирования объекта путем построения сценариев его развития.

Экономические исследования на макро- и мезо- уровне направлены на прогнозирование направлений и темпов развития экономики государства в целом и отдельных территорий (субъектов федерации, городов, других муниципальных образований). В частности, хорошо известны методы исследования факторов, влияющих на изменение доходной и расходной частей бюджетов территорий.

6.6. Социологические исследования

Важность таких исследований обусловлена тем, что без них невозможно установить уровень самоорганизации в социальных и социально-экономических системах. В таких системах люди являются элементами их структуры и функционируют в системе исходя из своих личных интересов и целей, далеко не всегда совпадающих с целью системы как единого целого. Иногда говорят, что такие системы «обладают свободой воли» (Крич. с. 57). Выявление этих частных целей и интересов требуется для выработки путей достижения общих целей системы, для выявления и устранения или ослабления препятствий на этом пути, зависящих от человеческого фактора. Ранее уже отмечалось, что уровень самоорганизации той или иной системы при определенных ситуациях может и повышаться и понижаться.

О методах социологических исследований коротко, поскольку изучался курс социологии. Основными прикладными методами социологических исследований являются опросы и анкетирование, а теоретическим методом – статистический анализ результатов прикладных исследований.

Одной из типичных ошибок при принятии управленческих решений по результатам социологических исследований является безоговорочная ориентация на мнение большинства. Между тем, принятие решения в условиях наличия разногласий между участниками системы не может опираться на столь несовершенный критерий.

Применение силы, принесение интересов меньшинства в жертву интересам большинства приводят к тому, что жертвой может стать каждый…. Суть демократии не в принятии решений большинством голосов, а в защите интересов меньшинства, более того – в соблюдении интересов каждой отдельной личности (П-Т, с.362)

Наши рекомендации