Показатели эффективности управления
Для оценки эффективности управления можно использовать понятия «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В том и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщающие показатели. До недавнего времени для характеристики экономической эффективности системы управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль.
Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) очень много; среди них рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
— степень выполнения заказов потребителей;
— доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
— своевременность выполнения заказа;
— полнота выполнения заказа;
— оказание дополнительных услуг;
— послепродажный сервис и др.
Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:
1. Обобщающий показатель:
Э -4
где Д — доходы организации;
3 — затраты на содержание аппарата управления.
2. Частные показатели:
— доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации;
— доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации;
— норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.
К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся:
1) снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
2) сокращение управленческого персонала;
3) сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.
К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.
Частные методики определения эффективности управления. Из-за сложности оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны приемы оценки эффективности отдельных мероприя-
тий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др.
Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия. Коэффициент эффективности совершенствования управления определяется по формуле
где Эгод — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий; Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления.
Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле
ЭГ0Д = С- ЗухЕн,
где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления; Ен — отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента обшей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к Кэ — коэффициенту эффективности совершенствования управления):
где ДЭ — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления, руб.; 3„ — общие затраты на совершенствование управления.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью организации должно дополняться оценкой ее социальной эффективности.
Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и укреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда.
Расчет и анализ динамики указанных выше показателей не только позволяют оценить эффективность функционирования организации, но
и выявить те стороны, которые являются ее слабым местом, направив усилия на решение ее первоочередных проблем.
Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности. В этой связи можно использовать классификацию факторов эффективности на уровне организации, представленную на рис. 15.1 (с. 220). Анализ подходов к определению наиболее важных направлений повышения эффективности деятельности организации позволяет объединить их в две группы1:
1) мероприятия, связанные с ростом результата деятельности организации;
2) мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов (ресурсосбережение, снижение затрат фирмы).
В связи с тем что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47.
Согласно названным Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов применяется следующая система показателей:
— показатели коммерческой (финансовой) эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
— показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия для федерального, регионального и местного бюджетов;
— показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дис-
1 См.: Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М. : Финансы и статистика, 2003. С. 530.
Пути роста экономической эффективности управления
^~ТГ
Мероприятия, связанные с ростом результата |
Мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов
З^Е
ТЕХНИЧЕСКИЕ | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |
Применение технологий, обеспечивающих минимальные потери материалов | Совершенствование организации учета получения и использования ресурсов | Анализ действия закона масштаба, закона экономии времени и др. |
Применение (обновление) оборудования, требующего оптимального расхода материалов | Сокращение цикла производства от получения до использования ресурсов | Применение к управлению научных подходов менеджмента |
Улучшение качества применяемых ресурсов и создание материалов с заранее заданными свойствами | Повышение качества ремонта технологического оборудования | Применение методов ФСА, прогнозирования, ЭММ |
Совершенствование технической базы транспортирования и хранения ресурсов | Совершенствование организации производства и труда с целью экономии ресурсов | Улучшение условий труда и отдыха работников |
Совершенствование технологических режимов переработки сырья | Организация вторичного использования ресурсов | Применение мер стимулирования и ответственности за экономию |
Создание экспериментальной базы для моделирования расхода ресурсов | Разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов | Осуществление социально-психологических мероприятий по экономии и качеству |
Применение технологий, обеспечивающих высокое качество продукции | Совершенствование организации производства и труда с целью роста качества и объема производства | Мотивация роста качества и производительности труда, рост профессионализма работников |
Применение оборудования, обеспечивающего максимальную производительность труда | Разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по улучшению качества | Развитие корпоративного духа, корпоративной культуры во имя целей организации |
Рис. 15.1. Классификация факторов эффективности
контирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.
Таким образом, эффективность управления — это эффективность действия людей в процессе достижения целей организации.
Контрольные вопросы
1. Что такое результативность управления?
2. Что такое эффективность управления?
3. Какова взаимосвязь понятий «результативность управления» и «эффективность управления»?
4. Назовите критерий эффективности управленческого труда.
5. Какие сложности количественной оценки результатов управленческого труда существуют?
6. Что включает в себя эффективность управления в широком смысле?
7. Какие показатели характеризуют эффективность управления в узком смысле?
8. Назовите показатели социальной эффективности.
9. Назовите пути роста экономической эффективности управления.
ПРАКТИКУМ
Глава 1. Сущность, этапы развития и характерные черты современного менеджмента Вопросы для обсуждения
1. Менеджмент как вид человеческой деятельности.
2. Основные этапы развития менеджмента.
3. Современные научные подходы к менеджменту.
4. Развитие управления в России.
5. Особенности современного менеджмента.
Тесты
Выберите правильные ответы на поставленные вопросы (их мож быть несколько в каждом тесте). Правильные ответы следует обвес в кружок, а в таблицах — отметить галочкой.
1. Ниже приводится ряд определений менеджмента. Выберите то,
которое наиболее полно раскрывает содержание менеджмен
та в качестве процесса:
а) менеджмент — деятельность группы людей, соединяющих свои
усилия для достижения общих целей;
б) менеджмент — умение добиваться поставленных целей, исполь
зуя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
в) менеджмент — это определенная категория людей, социальный
слой тех, кто осуществляет работу по управлению;
г) менеджмент — это выполнение функций планирования, органи
зации, мотивации, контроля и координации, необходимых для
того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;
д) менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми
в различных организациях;
е) менеджмент — это наука и искусство управления.
2. Что является задачей менеджмента:
а) обучение персонала;
б) взаимодействие людей;
в) обеспечение результативной и эффективной работы персонала
для достижения целей организации;
г) нахождение форм и методов управления рационального использования всех ресурсов организации?
3. Ниже перечислены школы менеджмента. Укажите их хроно
логический порядок:
а) административная школа управления;
б) школа научного менеджмента;
в) поведенческая школа;
г) школа человеческих отношений;
д) количественная школа управления;
е) современные подходы к менеджменту.
4. Что из нижеперечисленного характеризует особенности со
временного менеджмента:
а) человек рассматривается как один из факторов производства;
б) люди рассматриваются как главный ресурс организации;
в) фирма рассматривается как закрытая система;
г) фирма рассматривается как открытая система;
д) нацеленность работы организации на достижение результата?
5. Что понимается под парадигмой управления:
а) совокупность научных школ и подходов к управлению;
б) практика управления;
в) система взглядов на управление, сформированная на базе осно
вополагающих научных идей и результатов и воспринятая прак
тикой управления?
6. Какие из названных позиций характеризуют новую систему
взглядов на управление в России:
а) децентрализация системы управления;
б) моноцентрическая система хозяйствования;
в) переход к полицентрической системе хозяйствования;
г) сочетание рыночных и административных методов управления
предприятиями государственного сектора;
д) самоуправление организаций негосударственного сектора как
открытых социально ориентированных систем?
Задание
Приведите примеры, подтверждающие положение о том, что менеджмент — это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности.
Глава 2. Организация как объект управленияВопросы для обсуждения
1. Организация — открытая система.
2. Внутренняя среда организации.
3. Внешняя среда организации.
4. Жизненный цикл организации.
Тесты
1. Что из нижеперечисленного характеризует организацию как
открытую систему:
а) взаимодействие с внешней средой;
б) источник энергии (ресурсов) внутри себя;
в) получение ресурсов из внешней среды;
г) реагирование на изменение факторов внешней среды?
2. Какие из перечисленных организаций относятся к коммерче
ским:
а) общества с ограниченной ответственностью;
б) товарищества на вере;
в) фонды;
г) акционерные общества;
д) общественные организации;
е) производственные кооперативы;
ж) государственные и муниципальные унитарные предприятия?
3. Что из перечисленного относится к внутренней среде органи
зации:
а) структура управления организацией;
б) технический прогресс в отрасли;
в) цели организации;
г) персонал организации;
д) экономическая политика государства;
е) задачи организации?
4. Какой из перечисленных факторов относится к внешней среде
организации прямого воздействия:
а) потребители;
б) рынок;
в) конкуренты;
г) поставщики;
д) технический прогресс;
е) акционеры?
5. Какие из названных факторов внешней среды организации от
носятся к факторам косвенного воздействия:
а) политика государства;
б) правовая среда;
в) инфраструктура;
г) природно-географические условия;
д) финансово-кредитная политика;
е) торговые предприятия?
6. Соблюдение каких из перечисленных условий помогает со
хранить нормальное функционирование организации и умень
шить риск банкротства:
а) избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет
успешно;
б) разрабатывать и осуществлять качественные планы по марке
тингу с учетом четких целей;
в) постоянно расширять масштабы производства;
г) систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;
д) идти в ногу с потребностями рынка;
е) своевременно выявлять критические моменты, которые могут
представлять собой угрозу для предприятия?
Задание
Попытайтесь сделать анализ жизненного цикла известной вам организации.