Сущность, значение Арт-менеджмента и его основные направления
Введение
По мере вхождения Севастополя на основной туристский рынок России, арт-менеджмент в сфере тур индустрии начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая и социальная деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного арт-менеджера. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.
Таким образом, профессиональный арт-менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения.
Арт-менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство арт-менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере социальной-культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность арт-менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму арт-менеджера в социально-культурной сфере.
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» арт-менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная отрасль в сфера туристской индустрии включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Цель: изучить Арт – менеджмент в сфере туристических услуг , рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы арт-менеджмента;
- рассмотреть арт-менеджмент в мировой арт-индустрии;
- исследовать особенности арт-менеджмента, необходимость его применения в сфере тур индустрии;
- изучить Бизнес- планирование творческого проекта;
- научится повышать уровень туристской привлекательности города с помощью арт-менеджмента
Предмет исследования: арт-менеджмент туристской деятельности.
Глава 1 Теоретические основы арт-менеджмента в туристской сфере
Сущность, значение Арт-менеджмента и его основные направления
Арт-менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства.
Арт-менеджмент - деятельность, направленная на регулирование процессов в сфере арт-индустрии и влияние на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества.
Арт-менеджмент в широком смысле - стремление человека путем своей деятельности достичь более высокой по уровню, насыщенной и динамичной культурной жизни общества.
Арт-менеджмент в узком смысле - это руководство культурными предприятиями.
Арт-менеджер должен помнить, что художественная культура, как и искусство, - это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры любой локальной и мировой цивилизации.
Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели управления, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.
Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.
Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, Промоутеры (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.
Основные направления арт-индустрии:
· концертные компании (филармонии, концертные объединения, агентства, центры концертного дела, самодеятельные художественные коллективы);
· театрально-зрелищные предприятия (театры, цирки);
· студии (студии грамзаписи);
· предприятия развлекательно-зрелищной направленности;
· творческие объединения и агентства.
Виды художественно-творческой продукции:
· шоу-программы, концерты, фестивали, конкурсы, клубные вечера, показы мод, развлекательные и игровые программы;
· техническое оборудование для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.);
· музыкальные инструменты;
· издательская деятельность: специализированные газеты, журналы, книги и т. п;
· производство аудио и видео продукции;
· организация и постановка зрелищных программ;
· проведение гастролей и турне;
· производство теле- и радиопрограмм;
· производство музыкальных инструментов и т.п.