Роль миссии в стратегическом управлении организацией
Основная общая социально значимая цель организации, четко выраженная причина ее существования называется МИССИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Миссия – это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом.
Осуществление стратегического планирования начинается с разработки миссии организации. Миссия является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации. Если построить пирамиду целей организации, то на ее вершине находится заявление о миссии. Заявлением о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих ее от других компаний. Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров (услуг) или используемых технологий. Но формулировка миссии компании должна быть ориентирована на рынок, т.е. на конечного потребителя. Первостепенным являются не только текущие интересы, ожидания и ценности покупателей производимой продукции (услуг), но и их перспективные запросы. Товары или технологии устаревают, а покупатели при правильном подходе остаются надолго.
В наиболее общем виде предназначение организации описывает:
- провозглашение ценностей и убеждений;
- предлагаемые продукты или услуги, или потребности, которые она собирается удовлетворять;
- рынок, на котором организация собирается работать;
- способы выхода на свой рынок;
- ключевые технологии, которые будут использоваться;
- принципы развития или финансирования;
- внутреннюю концепцию (от источников силы до факторов выживания).
Определение основной цели работы является достаточно сложным и основополагающим для многих организаций. Правильно сформулированная цель дает направление всей последующей деятельности.
К обязательным элементам миссии относятся: основные направления деятельности (рынки, технологии); позиция по отношению к внешней среде (принципы работы, организация функционирования) и культура организации (правила и традиции, имидж).
В хорошо сформулированной миссии и сотрудники, и клиенты должны видеть некий ее достаточно привлекательный образ-символ.
Миссия задает то направление, по которому идет компания, а также:
· Создает уверенность, что организация преследует ясные цели.
· Представляет базис, точку опоры для всех плановых решений организации, определения ее целей и задач.
· Помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия, способствует созданию корпоративного духа.
· Создает понимание и поддержку среди внешних контрагентов организации (акционеров, финансовых фирм и т.д).
· Способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Организация с ясным представлением о цели своего существования более успешна, чем та, которая ее не имеет. Миссия имеет большое значение для деловой среды, определяя имидж организации, привлекая потребителей, партнеров, акционеров, информируя о том, что представляет собой организация, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности. Миссия является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру.
Миссия не должна ориентироваться на текущее состояние организации, формы и методы ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.
Миссия организации отражает интересы и потребности внутренней и внешней среды организации. Основными заинтересованными группами являются:
· собственник, заинтересованный в добавочной стоимости;
· сотрудники, заинтересованные в высокой заработной плате;
· покупатели, заинтересованные в получении товара на определенных условиях;
· органы, контролирующие соблюдение правовых норм;
· поставщики, заинтересованные в устойчивых и эффективных связях;
· местные сообщества, заинтересованные в содействии достижению собственных целей;
· общество, заинтересованное в эффективной работе организации, открытии новых рабочих мест, увеличении налоговых отчислений и др.
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке и ее разделяют большинство сотрудников предприятия.
Прежде, чем утверждать миссию, необходимо предпринять шаги, чтобы несколько первичных формулировок были неформально обсуждены наиболее компетентными сотрудниками организации. Удачная формулировка миссии – это краткое, ясное и четкое определение основных направлений деятельности организации, которое мотивирует его сотрудников.
ПРИМЕРЫ МИССИЙ:
1. Миссия концерна «Сухой»: Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, позволяющие удовлетворять современные потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа.
2. Миссия АБ «Инкомбанк»: Банк содействует развитию крупных и средних компаний, солидных частных клиентов, предоставляет им самые качественные в России банковские услуги по доступным ценам, обеспечивает акционерам и сотрудникам банка оптимальные прибыли.
3. Миссия SUN BANKS: Миссия компании заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.
4. Миссия «МегаФон»: Связать между собой самые отдаленные точки России, дать людям возможность услышать и понять друг друга.
5. Миссия ГУУ (Москва): Подготовка управленческой элиты в общем, объектном и функциональном управлении.
Анализ миссий современных российских компаний показывает, что большинство организаций совершают типичные ошибки, не позволяющие миссии выполнить своего основного предназначения.
ПРИМЕРЫ ОШИБОЧНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ МИССИЙ
«Мы призваны создать общероссийскую производственно-коммерческую компанию, которая будет гордиться своими традициями и культурой. Мы нацелены на умножение богатства Российской Федерации, путем улучшения условий труда и жизни россиян».
«Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей наших покупателей, создание для них широкого выбора товаров и комплекса услуг, экономия их средств и времени за счет высокого профессионализма сотрудников, использования передовых технологий и продуманной ценовой политики».
«Наша миссия - обеспечение максимального комфорта для наших заказчиков, посредством предоставления качественных товаров и сервиса высочайшего уровня».
В приведенных примерах миссии не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к их формулировкам.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой организация как система?
2. Привести примеры организаций.
3. Что представляют собой факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды? Привести примеры прямого и косвенного воздействия конкретных факторов.
4. Дать определение субъекта и объекта управления, миссии организации.
5. Охарактеризовать элементы субъекта и объекта управления.
6. Охарактеризовать достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий.
7. Сформулируйте требования, предъявляемые к разработке миссии организации.
8. Назовите основные заинтересованные группы в формулировке миссии.
9. Сформулируйте преимущества организации, имеющей четко разработанную миссию.
10. Определите конкретные ошибки, допущенные при формулировке миссий.