Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.
1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
2. В системном подходе подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
3. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.
Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов (табл. ).
13 подходов к менеджменту
Таблица
Название | Краткое содержание |
Административный | При административном подходе регламентируется функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах |
Воспроизводственный | Воспроизведенный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами |
Динамический | При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно – следственных связях и соподчиненности |
Интеграционный | При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления |
Количественный | Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и.т.д. |
Комплексный | При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента |
Маркетинговый | Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя |
Нормативный | При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении |
Поведенческий | Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности |
Процессный | При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций |
Системный | При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов |
Ситуационный | Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией |
Функциональный | Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения |
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления.
Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:
¾ долгосрочный наем кадров;
¾ групповое принятие решений;
¾ индивидуальная ответственность;
¾ медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;
¾ всесторонняя забота о работниках.
Литература по теме «Эволюция менеджмента»:
История менеджмента:
- Классики менеджмента. М. Маг Консалтинг», 2005
- Кравченко А.И. История менеджмента. М. МГУ им М.В. Ломоносова. Трикста. 2005
Системный, ситуационный, процессный подходы к менеджменту
- Елиферов В.Г. , Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. М. ИНФРА-М, 2004
2. Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование. Руководство по применению. С-Пб, Питер, 2005
- Идьдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Лобов С.В. Операционный менеджмент, М ИНФРА-М, 2005
- Липунцов Ю.П. Управление процессами. М. АйТи, 2003
- Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. М. ЮНИТИ, 2003
Системный, ситуационный, процессный подходы в гостеприимстве
- Лесник А.Л., Чернышов А.В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. М. Интел Универсал, 2000
3. Функции менеджмента
Краткое содержание темы: Понятие и виды функций менеджмента. Общие и специализированные функции менеджмента. Функция организации (организовывания), планирования, мотивации и контроля. Примеры в туризме и гостеприимстве.
Общими функциями управленияявляются: прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга. Например, планирование организуется, координируется, стимулируется, контролируется, анализируется. Организация планируется, координируется, стимулируется, контролируется и т. д.
Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия
Таблица
Общие задачи управления | Общие функции | Результаты решения |
1. Обоснование темпов планомерного развития организации | Прогнозирование и планирование | Планы-прогнозы, стратегический план, план экономического, научно-технического, социального развития |
2. Образование структурных подразделений системы производства и установление взаимосвязей между ними Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления | Организация | Утверждение структур производства и управления взаимосвязями Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п. |
3. Установление взаимодействия подразделений производства, согласование действий управленческих подразделений руководителей, управленческого персонала Сохранение установленных режимов, устойчивости стабильности системы производства | Координация и регулирование | Утверждение графиков взаимодействия и распорядка работ Утверждение стандартов, обязательств, норм |
Создание условий для эффективной творческой работы и поддержание постоянной заинтересованности в результатах труда | Мотивация | Утверждение материальных и моральных стимулов труда |
4. Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности. Проверка решений по развитию производства | Контроль, учет, анализ | Решения по результатам ревизий, проверок, учета, анализа хозяйственной деятельности |
Планирование дает ответы на следующие вопросы:
· каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах;
· каковы должны быть цели организации? С помощью оценки возможностей и угроз в окружающей среде следует определить цели организации;
· как организация может достичь целей? В этом случае нужно решить, что делать персоналу для достижения целей.
Виды планов и формы из реализации
Системы планирования | Формы реализации результатов планирования | Период плани-рования |
Прогнозирование | Разработка общей стратегии и политики по основным направлениям деятельности предприятия | До 3-х - 5-ти лет |
Текущее планирование деятельности | Разработка текущих планов по отдельным аспектам деятельности предприятия | 1 год |
3.Оперативное планиро-вание деятельности | Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам деятельности предприятия | Месяц, квартал |
Организация — это создание структуры. Структурировать необходимо множество элементов — работу, конкретные задания всему предприятию и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном итоге создается структура предприятия в целом.
Мотивация заключается в том, чтобы стимулировать членов организации выполнять работу в соответствии с возложенными на них обязанностями и планом.
До середины XX в. считалось, что мотивирование — это предложение соответствующих денежных и других форм вознаграждений в обмен на прилагаемые сотрудником усилия. Ныне известно, что мотивация — создание внутреннего побуждения к действиям, — является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворения потребности с помощью хорошей работы.
В теории мотивации большое значение уделяется потребностям (первичные и вторичные). По теории Абрахама Маслоу, потребности первых, т. е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
|
Само-
выражения
Уважения
Социальные
|
Физиологические
Рис. Иерархия потребностей по Маслоу
Стимулы могут быть материальными и нематериальными (табл. ).
Таблица
Виды стимулирования труда
Материальные стимулы | Нематериальные стимулы |
Прямые денежные: заработная плата, премии; | Моральные: уважение со стороны друзей, родственников, награды; |
Косвенные денежные[16]: путевки, лечение, транспорт. | Социальные: престижность труда, возможность роста; |
Творческие: возможность самосовершенствования, самореализации. |