Типы аудитов качества: аудит первой стороны, аудит второй стороны, аудит третьей стороны, аудит адекватности, аудит соответствия и др
Типы аудиторских проверок:
В соответствии с изложенными причинами оценки качества, существуют три типа аудиторской проверки качества:
1. Аудит первой стороной является внутренним аудитом либо продуктов, либо СМК. Аудит проводится силами внутренних аудиторов, которыми могут быть либо специально обученные сотрудники самой компании, либо приглашенными внешними аудиторами, которые выполняют в данном случае роль аудиторов первой стороны. Современная компания, выбравшая миссию там должна иметь своих аудиторов из числа сотрудников.
2. Аудит второй стороной является внешним аудитом, проводимым покупателем в. целях выявления соответствия процессов и продуктов поставщика требованиям, установленным покупателем.
3. Аудит третьей стороной является независимым внешним аудитом, проводимым специальным агентством или органом по сертификации. Эти организации должны быть сертифицированы на право проведения аудита качества и уполномоченные на право заносить в регистр организации, сертифицированные в результате аудита.
4. Комплексные и совместные (несколько организаций проверяют другую) аудиты.
Аудит на адекватность.
Аудит на адекватность устанавливает степень соответствия системы документов, представленной руководством по качеству и сборником процедур, требованиям применяемых стандартов.
Он обычно осуществляется путем сравнения документов системы менеджмента с требованиями стандарта и подтверждением адресации каждой статье.
Аудит на соответствие.
Аудит на соответствие - устанавливает степень понимания, выполнения и соблюдения персоналом документированной системы, т.е. аудитор ищет соответствие между запланированными целями в области качества, непосредственно на рабочем месте и оценивает:
- в каком порядке, при взаимодействии с кем, на основании каких требований, в течение какого времени, и как именно проверяемое подразделение выполняет требования СМК?
- как подразделение документально подтверждает факт пооперационного выполнения установленного порядка?
- как именно исполнители на своем рабочем месте выполняют конкретную процедуру и фиксируют ее фактическое выполнение?
- чем подтверждается качество процесса, продукции/ услуги и его улучшение?
Аудит продукции /проекта/ процесса.
Это вертикальный (сквозной) аудит, при котором рассматривается вся система производства определенной продукции или услуги. Этот тип аудита используется обычно при проверке отдельного проекта, или если это специально оговорено в контракте. Этот тип аудита используется для программного обеспечения.
Внешний аудит.
Внешний аудит осуществляется компанией у своих поставщиков или подрядчиков. Это может быть аудит на адекватность или на соответствие.
Внутренний аудит.
При внутреннем аудите организация изучает свою собственную систему, процедуры и деятельность и определяет их адекватность или соответствие.
№ 43 Требования к аудиторам систем менеджмента качества. Этика и психология поведения аудиторов.
Важнейшие принципы проведения аудита:
Касающиеся аудиторов:
- этичное поведение (соблюдение правил профессиональной этики)
- беспристрастность (обязательство представления правдивых и достоверных отчетов)
- профессиональная осторожность (навыки и здравые суждения при проведении аудита)
Распространяющиеся на процесс аудита:
- независимость (обеспечение беспристрастности и объективности выводов в ходе аудита)
- обоснованность (достижение надежных и воспроизводимых результатов путем систематических действий о аудиту).
Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита (ИСО 9001).
Важную роль в выборе аудиторов играет: компетентность. Аудитор должен обладать специфическими знаниями в области качества, владеть общими знаниями и навыками в области проводимого аудита и специфическими знаниями и навыками в области охраны окружающей среды.
Также важную роль в подборе аудиторов играет опыт работы и образование.
Из личных качеств можно отметить объективность и открытость, наличие навыков устного и письменного общения, навыки межличностного общения: (внимательно слушай; не навреди; не обижай; демонстрируй уважение; демонстрируй, что вы союзники в цели улучшения деятельности; избегай эмоциональных оценок; умей аргументировать и быть логичным и доказательным в выводах).
Поведение команды аудиторов должно быть соответствующим и профессиональным. Есть риск, что в тех или иных условиях, находясь в рамках той или иной культуры, могут быть предложены финансовый или другие способы убеждения, чтобы повлиять на решения. Если у кого-либо из членов группы аудиторов возникают подозрения в том, что подобные предложения могут быть сделаны, необходимо досконально выяснить, насколько эти подозрения оправданы и затем четко, недвусмысленно дать понять, что такой подход неприемлем. Тем, кто заказывает аудит, может будет интересно об этом узнать. Но здесь нужна большая осторожность – аудитору потребуется мужество, чтобы заявить о попытках подобного подхода к аудиту без веских доказательств и свидетелей. Вот здесь и начинаются «недопонимания».
Чтобы избежать подобных трудностей, аудиторы должны работать честно (смотрите кодексы аудитора Международного Регистра Сертифицированных Аудиторов и Международной Ассоциации по Сертификации Аудиторов и Обучения). Это может включать в себя декларирование конфликтов интересов, уважение конфиденциальности, и, подход не компрометировать себя, организацию, которую они представляют, или аудитируемого. В случае жалоб весьма важно аудитору опереться на результаты своих изысканий – и это еще одна причина сохранения тщательных и аккуратных записей
В интересах всех аудиторов действовать в ходе аудита в профессиональной и доверительной манере. Аудиторам стоит быть внимательными, чтобы не пасть жертвой своих собственных предубеждений и заблаговременно вынесенных оценок. Хороший аудитор начинает работу с открытым умом, открытой душой и основывается в своих выводах только на свидетельствах.
№ 44 Содержание программы аудитов: объем программы аудитов, ресурсы, формирование аудиторских групп, ответственность за программу аудита.
Первоначальные действия: