Налоговый аудит. Аудит расчетов с бюджетом при применении общей системы налогообложения

Налоговый аудит – это проверка исчисления налогов и сборов, на предмет соответствия действующему законодательству.

Цель аудита расчётов с бюджетом – подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам. Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты. Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика оказывают налог на прибыль организаций налог на добавленную стоимость. Указанные налоги вызывают больше всего трудностей как при расчёте, так и при проведении проверки. По остальным налогам достаточно описать общие процедуры детальной проверки, которые могут применяться аудиторами.

1.Налог на прибыль организаций

Аудиторская проверка расчётов по налогу на прибыль включает:

анализ ежеквартальных авансовых платежей на основе расчёта налога за квартал; проверку расчёта налога на прибыль за отчётный период.

анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за отчётный период.

В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры: сопоставление остатка по счёту учёта налога на прибыль с данными журнала Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости.

Проверка фактической задолженности налога на прибыль на основе результатов операций будет включать:

сверку прибыли до уплаты налогов по счёту прибылей и убытков;

сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации;

пересчёт и проверку правильности задолженности налога на прибыль за год с указанием правильности применения ставки налога и использования льгот, соответствия сроков уплаты налогов.

2.НДС-налог на добавленную стоимость

Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:

анализ налоговых отчётов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;

сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;

анализ уплаты платежей в бюджет за отчётный период.

При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчёты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге (ОСВ), составления баланса по расчётам с бюджетом и первичных документов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учёт основных средств и нематериальных активов.

Налоговый аудит . Аудит специальных налоговых режимов

Налоговый аудит – это проверка исчисления налогов и сборов, на предмет соответствия действующему законодательству.

Целью аудита специальных налоговых режимов (УСНО, ЕНВД) является проверка правильности начисления налога, корректность ведения отчетности и своевременность ее подачи в контролирующие органы.

Аудит специальных налоговых режимов (УСНО, ЕНВД) проводится в 2 этапа. В ходе основного этапа проверяются учредительные документы и документы, полученные в налоговой, после чего анализируется правомерность использования специального налогового режима. Проверяется правильность отражения расходов и отнесения их на соответствующие счета (для УСНО), проверяется размер налоговых выплат. На завершающем этапе выносится вердикт относительно правомочности использования УСНО или ЕНВД, правильности начислений. В случае предоставления консалтинговых услуг рассматриваются пути оптимизации налогообложения.

Аудит ЕНВД

Перед началом проверки аудитору необходимо установить:

− вправе ли организация применять УСН;

− правильно ли оформлены соответствующие документы.

− оценить систему ведения учета при применении УСН;аудиторские риски;

− рассчитать уровень существенности;

− определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

На основном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, в которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. В процессе проверки:

− оценивается правильность определения налогооблагаемой базы при применении упрощенной системы налогообложения;

− проверяется налоговая отчетность организации;

− прогнозируются налоговые последствия для организации в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

По окончании работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Аудит УСН

Упрощенная система налогообложения это специальный налоговый режим, применение которого регулируется главой 26.2. Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ.

Целью аудита налога на прибыль при применении упрощенной системы налогообложения является проверка формирования налоговой базы.

Задачи аудита этого вида - проверка:

- состояния порядка ведения книги доходов и расходов, учета основных средств и нематериальных активов;

- формирования налоговой базы;

- определения доходов и расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы;

- полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

Для осуществления проверки аудитору представляются следующие документы:

книга доходов и расходов, регистры основных средств и нематериальных активов, регистры бухгалтерского учета, налоговые декларации, контракты, первичные документы, подтверждающие доходы и расходы для целей налогообложения.

Рассмотрим этапы проведения налогового аудита :

1. Проверка определения доходов по видам выручки:

2. Проверка правильности включения расходов.

3. Проверка включения расходов на ремонт основных средств, арендных (в том числе лизинговых) платежей.

4. Проверка включения материальных расходов

5. Проверка правильности включения расходов на оплату труда.

6. Проверка расходов на приобретение нематериальных активов

7. Проверка правильности включения сумм НДС по оплаченным товарам (выполненным работам, оказанным услугам)

8. И т.д.

Наши рекомендации