Аудит системы внутреннего контроля. Аудит лицензий на осуществление деятельности в экологической сфере.

Международные стандарты Э.А..

Разные подходы к ЭА вызвали необходимость к созданию стандартной методики аудита.

В 1989г. международная торговая палата разработала рекомендацию по проведению ЭА.

В 1992г. Британский институт стандартизации опубликовал стандарт ВС-7750 «Спецификация систем ЭМ». Он содержит рекомендации по проведению аудита природоохранного законадательства.

13 июля 1993г.во всех странах ЕС вступили в силу правила по ЭМ и ЭА Европейского сообщества EMAS. В соответствии с ним была разработана концепция ЭА и новая проф.категория – экоаудитор.

Основные принципы EMAS:

- участие на договорной основе (но при этом существует давление поставщиков, клиентов и др.партнеров)

- требования к исполнению наилучших технологий

- периодическая проверка экоаудиторами

- регистрация предприятия в системе EMAS с получением лицензии и знаков отличия с правом использования из в целях рекламы

- обязательная публикация экологич.декларации.

В 1996г. опубликованы стандарты серии ИСО-14000, среди них нужно отметить: 14001 «Руководство по использованию системы ЭМ», ранее были опубликованы ИСО-9000 «Контроль качества продукции»

Стандарты EMAS и ИСО предъявляют схожие требования, но есть отличия:

- ИСО распространячется на производство, продукцию и услуги, а EMAS только на производственные процессы.

- EMAS в обязательном порядке требует выбора лучших технологий, ИСО – в рекомендательном порядке.

- EMAS действует только на территории Европейских стран.

EMAS пользуется большим доверием у гос.органов, СМИ и общественных экол.организаций. В Европейских госсударсвах получение сертификатов EMAS упрощает процедуру получения лицензии у экол.контроля.

ИСО более простые в получении сертификаты, требуют меньше затрат, но так же признаются страховыми органами и акционерами.

Возможно двойственная сетрификация, но получения ИСО не означает автоматическую регистрацию в EMAS , т.к. он выдвигает большее количество требований.

Аудит платы за НВ на ООС

1) по стационарным источникам:а)проверить правильность использ. Нормативов платы по постановлению №344 от 12.06.03.б)правильность использования экокоэффициента значимости.в) сравнение данных Vвыбросов и данных декларируемы в 2 –ТП отчетности 2)от передвижных источников – проверить количество списанного топлива, вид ,объем должны совпадать с данными бух.учета. проверить норматив платы и коэффициент.3)Плата за сбросы. Количество сбросов должно соответствовать со стат.отчетностью 2ТП-водхоз. А ставки постановлению 344.4) плата по отходам. Количество должно совпадать с данными формы 2 ТП-токсичный отход и сводной ведомости по движению отходов. Плата за налоги включая НВ счет 68.

Билет №7

Система управления ОС.Требования к суос.стандарт исо14001-98

1.Стандарты ИСО не устанавливают абсолют требования к организации СУОС. Они требуют соответствия нац законодат и постоянного улучшения технологий в обл ООСю

2.Стандарты ИСО 14001 испол для сертификации т.е. аудиторская проверка проводится на соотв данному стандарту.

3. ИСО 14001 м.б. внедрен как в целом по организации так и по отдельным видам деятельности.

4.Модель СУОС согл ИСО 14001:

1этап:экополитика

2этап: планирования мероприятий

3этап: реализация

4этап: оценка и корректировка

5этап: анализ и улкчшение

1.эко политика. увелич руководства обязат разработки плана экополитики, кот должен соотв масштабам воздействия, д.б документально оформлен,внедрен в производственный процесс,доведен до сведения работников,д.б. доступен общественности и должен переодически обновляться.

2. планирование мероприятий. В развитии плана эко политики разраб программа управления ОС,кот вкл плановые показатели распределения ответственности по каждому подраздел и сроки их реализации в РФ-ежегод план природоохр мероприятий.

3.Реализация. 3.1.Руководство должно предоставить финанс и труд ресурсы для внедрения СУОС

3.2.руководство должно назначить своего представителя для контр СУОС

3.3.персонал чья работа может повлиять на ОС должен пройти обучение, должен знать обязанности и ответственность в случае наружения требований по ООС вкл готовность к аварийным ситуациям.

3.4.д.б. отлажена внутреняя связь между подразделениями и связь внешняя в виде сообщ о намерениях в обл ООС и ответы на вопросы заинтересованных лиц

4.оценка и корректировка.4.1.мониторинг и измер организация должна проводить регулярно,аппаратура должна быть в рабочем состоянии измер должны документировться т анализир,д.б. зарегестрировны все внештат ситувции.

4.2.аудит суос должен должен определять соответствие систем упр ос требованиям стандарта исо 14001, а так же запланированным мероприятиям.

5.анализ и улучшение. на основе результатов аудита и данных о выполнении плановых показателей руководство проводит переодичсеский анализ СУОС,кот д.б. документально оформлен в результате возможных изменений отдельных этапов СУОС для дальнейшего улучшения работы.

2. Аудит объемов негативного воздействия на окружающую среду.

Цель аудита – выражение профессионального мнения о правильности определения масштабов воздействия на ОС.

Этапы проверки:

1)инвентаризация источников производится 1 раз в 5 лет, в течение которых на предприятии могут произойти изменения. На первом этапе аудитор должен (обязан) определить соответствие фактического масштаба воздействия на ОС, масштабу воздействия, предусмотренному в проектах. Основное направление контроля на этом этапе:

а)проверить рост объемов производства – объем производства и его рост по отдельным подразделениям указывается в пояснительной записке к годовому отчету, где раскрываются причины роста объемов производства, в том числе и по подразделениям. В бухгалтерии объемы производства можно проверить по дебиту счета 20 (по основным цехам) и счета 23 (по вспомогательным цехам).

б) Анализ объемов капитальных вложений и затрат на капитальный ремонт с целью выявления скрытой реконструкции и модернизации.

- сравнить перечень подразделений - источников загрязнения по данным бухучета и по проектам нормативов;

- проанализировать план строительно-монтажных работ и его выполнение;

- проанализировать план капитального ремонта и его выполнения;

- анализ основных средств, введенных в эксплуатацию, в том числе по подразделениям.

ДО1-введение основных средств в эксплуатацию;

КО1-списано основных средств.

Реконструкцию часто открывают за капитальным ремонтом. При этом расходы списывают на затраты и происходит неофициальное увеличение мощности производства.

в) Анализ номенклатуры и количества материалов, используемых в производстве (счет 10), особенно необходимо уделить внимание на следующие субсчета: 10/1; 10/3 10/6; 10/8. Списание материалов производится по ведомости №16 «Списание материалов в производство». Необходимо сравнить номенклатуру и количество материалов и реагентов, предусмотренных в проектах нормативов с данными бухгалтерии.

г) Журнал учета времени работы оборудования.

В проектах расчеты ведутся на определенное количество часов работы (сменность оборудования). Необходимо сравнить сменность, предусмотренную в проектах с фактической работой оборудования.

д) Технологические регламенты. В проектах расчеты ведутся опираясь на технологические регламенты, т.е на определенные технические схемы, проверить не изменились ли основные технологические схемы. Выводы по данному этапу: при наличии значительных изменений в объемах производства, технологии, в качественном составе основных средств, предприятие обязано провести корректировку нормативов, а пока она не произведена, производить расчет воздействия, неучтенного нормативом и увеличить плату на эту величину.

2)Оценка качества проектов.

Необходимо провести проверку правильности расчетов в проектах выборочно по крупным источникам, для этого необходимо в совершенстве знать методики расчета.

Выводы: если проект получит удовлетворительную оценку, то аудитор может опираться на него и в дальнейшем контролировать выполнение данного проекта.

3) Проверка соблюдения проектов нормативов

а) Проверка наличия и ведения первичной документации по экологическому контролю.

б) на крупных источниках необходимо произвести контрольные замеры своим прибором или сравнить полученные результаты с данными первичной отчетности.

в) Подтвердить факт непрерывной работы газоочистных установок, пылегазоулавливающих установок. Для этого проверить заполнение журнала ПОД3 и количества уловленных веществ.

Билет №8

Методы бухгалтерского учета

Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, отчетность.

Бухгалтерский балансявляется способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия (по видам, размещению и источникам образования) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию о финансовом положении предприятия.

Бухгалтерский счет –это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет «Касса», для учета материальных ценностей – счет «Материалы», для учета товарных ценностей – счет «Товары» и т.д.

Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Система двойной записи на счетахосновывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме. Например, из кассы предприятия наличные деньги в сумме 500 руб. сданы на расчетный счет в банке. Для учета движения наличности должен быть открыт счет «Касса», а для учета средств, хранящихся в банке, – «Расчетный счет». Хозяйственную операцию необходимо зарегистрировать по дебету счета «Расчетный счет» и кредиту счета «Касса» в сумме 500 руб., то есть общая сумма по дебету должна уравновешивать общую сумму по кредиту.

Документация –это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах.

Инвентаризация –проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений. Она проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета (естественная убыль товаров, ошибки при приемке и отпуске материалов, хищения и пр.).

Оценка –это способ выражения имущества предприятия в денежном измерителе путем суммирования фактически произведенных расходов по его приобретению и созданию.

Имущество предприятия оценивается и отражается в бухгалтерском учете и отчетности в валюте Российской Федерации – в рублях.

Основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете по полной первоначальной или восстановленной стоимости, а в отчетности – по остаточной стоимости; сырье, материалы – по фактической себестоимости; готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости; товары на предприятиях торговли, снабжения и сбыта отражаются по розничным (продажным) или покупным ценам.

Калькуляцияпредставляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерская отчетностьявляется завершающим этапом учетного процесса и представляет собой совокупность показателей учета за определенный период. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год). Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

Аудит системы внутреннего контроля. Аудит лицензий на осуществление деятельности в экологической сфере.

Аудит СВЭК:При проведении аудита СВЭК необходимо руководствоваться ИСО-14001 и 14004.

Цель аудита свэк: изучение и оценка работы свэк, которая позволит оценить риск необнаружения актов и утвердить окончательный план аудита. Если аудиторы убеждаются, что можно доверять данным свэк, то проверку можно проводить менее детально. В процесс аудита свэк включаются следующие блоки оценки:

1.оценка на организационное соответствие

2.оценка на документальное соответствие

3.оценка на методическое соответствие

4.оценка эффективности работы свэк

Критерии оценки на организационное соответствие:

· для свэк разрабатывается положение об отделе и должностные инструкции для каждого работника;

· квалификация сотрудников соответствует возложенным обязанностям (диплом, стаж);

· регулярное прохождение сотрудниками повышения квалификации;

· располагает ли свэк достаточными ресурсами для выполнения своих функций (обеспеченность контрольной аппаратурой, кол-во работников, финансовые средства, текучесть кадров, удаленность от предприятия, социальные гарантии от предприятия);

Выводы: если для данного блока была дана неудовлетворительная оценка, то это свидетельствует о наличии чрезмерной нагрузки на персонал, и как следствие, снижение эффективности работы.

Рекомендации: предложить направления для совершенствования структуры свэк.

Критерии оценки на документальное соответствие:

· формы рабочих документов соответствуют видам контрольных операций осуществляемых свэк;

· документы хранятся в определенном порядке;

· объем документации достаточен для внешних проверяющих

Выводы: плохое ведение документации ставит под сомнение результаты контроля, выполняемого свэк, поэтому аудиторская проверка должна быть более полной.

Рекомендации: предложить собственную схему документооборота.

Критерии оценки на методологическое соответствие:

· методы контроля соответствуют типу анализируемых данных;

· на предприятии имеется собственная законодательная база, которая соответствует специфике предприятия и постоянно обновляется;

· разработка процедуры внутреннего ЭА

ЭА включает 2 уровня: внутренний – проводят специальные предприятия с целью предварительного контроля; внешний – проводится аудиторской фирмой, выдается аудиторское заключение.

Выводы: при неудаче ставится под сомнение их деятельность.

Рекомендации: поставить базу.

Критерии эффективности функционирования СВЭК:

· величина капиталовложений в ОС, динамика природоохранных показателей;

· величина суммарных платежей за негативное воздействие на ОС (в т.ч. относящиеся на себестоимость и за счет чистой прибыли);

· объем штрафов по КоАП за несоблюдение природоохранного законодательства;

· анализ выполнения плана природоохранных мероприятий;

· количество внештатных ситуаций (аварий в год)

Выводы: при неудаче ставится под сомнение их деятельность.

Рекомендации: поставить базу.

Аудит лицензий:

Цель: подтверждение законных оснований деятельности организации в экологической сфере.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлено в ст. 17 закона ФЗ-128 РФ от 8.08.01 (в редакции от 31.10.05) «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ст. 17 закона лицензирует 103 вида деятельности, но не включает деятельность по использованию прир. ресурсов, в т.ч. объектов растительного и животного мира.

Эта деятельность регулируется другими законами, в частности:

· пользование недрами: закон о недрах №126 ФЗ РФ от 08.08.01. В соответствии с ним лицензируются работы по геологическому изучению недр, по разработке месторождений п.и., по использованию отходов горнодобывающей промышленности;

· пользование водными объектами: лицензирование предусмотрено водным кодексом и подзаконодательными актами к нему, в частности постановлением правительства №3 ФЗ от 03.04.97 «Об утверждении правил на выдачу лицензий на водопользование». Лицензированию подлежит специальное водопользование (с применением технических средств);

· использование лесного фонда: регулируется лесным кодексом. Предусматривается лицензирование заготовки древесины, побочного лесопользования, пользования для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных целей;

· пользование животным миром: регулируется ФЗ о животном мире. Лицензируется добыча объектов животного мира с изъятием из среды обитания;

· деятельность по обращению с опасными отходами: ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с этмим документами лицензируется деятельность ю.л. и ИП по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки и размещения отходов и лицензируются работы по собственным отходам ю.л. и ИП не производственной сферы, которые разрабатывают проект по отходам по упрощенной схеме.

Билет № 2

Наши рекомендации