Виды и формы контроля в организации
Контроль в организации необходим для принятия оперативных управленческих решений по корректировке уже принятых. Внешняя и внутренняя среда организации постоянно меняются, поэтому принятые управленческие решения часто оказываются неадекватными сложившимся обстоятельствам.
В самом общем виде контроль можно рассматривать как элемент обратной связи, поскольку на основе его результатов корректируются ранее принятые менеджерами управленческие решения, планы и даже нормы и нормативы.
Контроль в организации можно классифицировать по следующим критериям:
1) по стадиям жизненного цикла объектов — на стадии маркетинга, на стадии производства, на стадии эксплуатации и т.д.;
2) объектам контроля — предметов труда, технологии, условий труда и т.д.;
3) исполнителям — самоконтроль, контроль, осуществляемый отделом технического контроля или менеджером, и т.д.;
4) степени охвата объекта — сплошной и выборочный;
5) режиму контроля — усиленный и нормальный;
6) времени контроля — предварительный, текущий и заключительный;
7) периодичности контроля — непрерывный и периодический.
В качестве форм контроля выделяют следующие: стратегический, ориентированный на стратегические цели и задачи; тактический, направленный на наблюдение за ходом реализации тактических управленческих решений; оперативный, ориентированный на мониторинг и корректировку оперативных управленческих решений. Также в качестве формы контроля может рассматриваться контроль финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов. В некоторых литературных источниках по менеджменту в качестве форм контроля выделяются контроль запасов, производственный контроль, контроль качества и финансовый контроль.
Виды и формы контроля находятся в тесном взаимодействии, и их различие условно. В практической деятельности организации менеджеры могут выполнять контрольные функции, относящиеся к разным видам и формам контроля. В большей степени градация контроля по видам и формам важна для научных исследований в сфере повышения эффективности управления. Деление контрольной функции по видам и формам на основе различных критериев позволяет плодотворно подходить к решению проблем управления. При таком подходе становится возможным полный учет особенностей той или иной подсистемы контроля в организации. Для каждой такой подсистемы можно установитьпоказатели эффективности, исполнителей, механизм реализации. В то же время классификация контроля позволяет выявить и сформулировать общие для всех подсистем контроля условия эффективности и результативности. Для повышения эффективности отдельной контрольной подсистемы достаточно скорректировать общие рекомендации применительно к особенностям соответствующей подсистемы.
Виды и формы контроля в организации должны соответствовать подсистемам управления. В каждой управленческой подсистеме необходимо осуществлять соответствующие функции контроля. При этом такой контроль должен учитывать цели организации в целом и подцели конкретной системы управления. Согласование целей организации является одной из основных задач контроля.
СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль в организации состоит в том, чтобы проверить состояние реализации принятых управленческих решений. Сложность и многогранность функции контроля позволяют рассматривать его в организации как систему, состоящую из элементов.
Главная задача системы контроля в организации — это отслеживание фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану, т.е. сопоставление фактических данных объектов планирования с плановыми на предмет выявления отклонений. Своевременная ликвидация выявленных контролем отклонений от запланированного состояния осуществляется с помощью оперативного регулирования. Для того чтобы контролировать и регулировать план, необходима соответствующая количественная информация о протекании процессов в организации, достаточная для того, чтобы представить себе ее реальное состояние. Считается, что чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Поэтому учет и контроль по времени должны быть максимально приближены.
Система контроля в организации должна включать два уровня: нижний и верхний.
Нижний уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности, осуществляемый экономическими службами этих подразделений.
Верхний уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности, осуществляемый финансово-экономической службой коммерческой организации и его бухгалтерией.
Элементы системы контроля в организации:
· объекты контроля (плановые документы центров ответственности организации); предметы контроля (отдельные характеристики состояния плановых документов);субъекты контроля (центры ответственности, осуществляющие контроль за исполнением плановых документов);
· технология контроля (состав процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями планов).
Процесс контроля в организации состоит из следующих этапов:
1) определения состава лиц, контролирующих исполнение различных статей планов;
2) определения перечня контрольных показателей для анализа;
3) сбора информации о производственно-финансовой деятельности организации и составления отчетов;
4) сравнения плановых и фактических показателей и определения отклонений;
5) анализа отклонений и выявления их причин;
6) принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.
Эффективность системы контроля определяется через оперативность и правильность принимаемых корректирующих действий при протекании процессов управления в организации. Это может быть количество корректировок в определенном календарном периоде, конечные результаты, достигнутые в результате корректировки управленческого решения. В конечном итоге основным показателем системы контроля в организации служит отклонение фактических показателей от плановых. Считается, что если разница между «фактами» и «планом» не превышает 20%, то система контроля в организации эффективна.
Для того чтобы система контроля в организации была эффективной, необходимо наличие некоторых уело в ни:
1. отлаженного механизма планирования; высокопроизводительного программного обеспечения, позволяющего оперативно собирать в нужном виде информацию о фактическом выполнении плана;
2. высокой исполнительской дисциплины в организации; действенных систем премирования (депремирования);
3. участия руководства организации в решении проблем, возникающих в процессе осуществления контроля на всех уровнях управления;
4. осознания менеджерами организации важности осуществления контрольных функций.