Виды контроля и формы его организации

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание уча­щихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следу­ет только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторитель­но-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным меро­приятиям: устным и письменным зачетам.

и*



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса 325



Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в началь­ной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Они будут рассмотрены ниже в связи с раскрытием методов контроля.

Методы контроля обучения

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронталь­ной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление учите­лем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логи­чески связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за корот­кий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправле­нии, но после состоявшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опроса очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по кар­точкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по мате­матике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут

быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения зада­ния. Письменные работы могут предлагаться также в форме от­четов, графических построений, карточек и т.п.

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений. Они используются и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы; если у ученика речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лаборатор­ные работы. На уроках математики проводят измерительные ра­боты, на других уроках проверяют умения пользоваться прибо­рами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими сло­вами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и при­меняется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных от­ветов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности использования контролирующих устройств, при­меняемых в школе, велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности са-

1 моконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с без­машинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находить ошиб­ки, анализировать причины неправильного решения познаватель-

2 ной задачи и устранять обнаруженные пробелы.

I



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Глава П. Методы осуществления целостного педагогического процесса 327



Виды контроля и формы его организации - student2.ru Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это со­четание устного и письменного опроса. Его сущность заключа­ется в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше гото­вятся к ответу у классной доски, часть учеников выполняют пись­менные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность осно­вательной проверки нескольких учащихся за небольшой проме­жуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

§ 7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

Между различными методами существует органическая взаи­мосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенно­го круга педагогических задач, но при этом косвенно способст­вует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель, выбирая методы педа­гогической деятельности, обычно руководствуется целями воспи­тания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на воору­жение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В ос­нову педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи ко­торых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципи­ально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического

процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития уча­щихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосно­вения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагоги­ческого воздействия является решительное, неукоснительное тре­бование, но неуместными будут лекция или диспут.

Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содер­жание и принципы, уровень подготовленности класса и его раз­витие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенно­сти учащихся, особенности личности самого педагога.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?

2. Подготовьте схему классификации методов педагогической дея­тельности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов педагогической деятельности.

4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и вос­питания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.

5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?

6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятель­ности?

7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.

8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффек­тивности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса



Виды контроля и формы его организации - student2.ru Виды контроля и формы его организации - student2.ru ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский —

М., 1990.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М, 1980.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. — М., 1982'.

Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.

Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Книга для учителя. — М., 1989.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.

Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под

ред. Ю.К.Бабанского и др. — М., 1980.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т Т 8 — М

1950.

Наши рекомендации