Место дисциплины в структуре ОП
Цели и задачи освоения дисциплины
1.1. Цель преподавания дисциплины
Основная цель дисциплины – вооружить будущих специалистов-машиностроителей знаниями о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, выявлении и идентификации опасных и вредных факторов, теоретическими и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, а также выработки мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.
Преподавание дисциплины предполагает получение студентами основ знаний по охране труда, окружающей среды и защите в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к машиностроительным производствам – в частности, к механическим цехам, металлорежущим станкам и инструментам. Кроме того, курс направлен на повышение общетехнической подготовки студентов. Его изучение является одним из завершающих этапов формирования специалиста-бакалавра в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам вузов по получаемой специальности.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Исходя из сформулированной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие безопасности жизнедеятельности с точки зрения потенциальной опасности взаимодействия человека со средой обитания;
2) раскрыть связь неконтролируемой технической деятельности с экологическим кризисом, с усилением и появлением новых опасных и вредных факторов среды обитания;
3) ознакомить студентов с опасными и вредными факторами среды обитания, а также бытовыми и производственными опасными и вредными факторами; раскрыть их физическую сущность, дать математическое описание (производственные факторы должны быть рассмотрены применительно к технологии, оборудованию, инструментам и средствам автоматизации металлообрабатывающих цехов);
4) ознакомить студентов с анатомо-физиологическими последствиями воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;
5) обучить студентов современным методам защиты от воздействия опасных и вредных факторов; научить производить соответствующие расчеты, пользоваться средствами контроля и защиты;
6) ознакомить студентов с требованиями к устройству и содержанию машиностроительных предприятий и металлообрабатывающих цехов;
7) дать студентам понятие о поражающих факторах, прогнозировании и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, об обеспечении устойчивости работы промышленных объектов и технических систем (в частности, машиностроительных заводов);
8) дать студентам основные понятия по организационным и правовым вопросам охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина относится к обязательной (базовой) части образовательной программы.
Изучение дисциплины должно базироваться на тесной взаимосвязи и преемственности с другими теоретическими, общетехническими и специальными дисциплинами, изучаемыми студентами в университете. Сюда, в первую очередь, можно отнести физику, химию, электротехнику, а также основы высшей математики. Без знания этих курсов невозможно усвоение большинства разделов преподаваемой дисциплины. Поэтому размещение дисциплины в 1-м семестре требует в ходе преподавания разъяснения некоторых общенаучных и технических вопросов, не нашедших отражения в школьной программе.
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин учебного плана: «Технология машиностроения», «Оборудование машиностроительных производств», «Металлорежущие станки», «Автоматизация производственных процессов в машиностроении», «Проектирование машиностроительного производства».
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (формируемые компетенции)
Согласно ФГОС по направлению 15.03.05, применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», выпускник должен обладать компетенциями, представленными в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции | Наименование компетенции | Результаты обучения | Темы, разделы дисциплины, способствующие формированию компетенции | |
Общекультурные компетенции | ||||
ОК – 6 | Способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности. | знает | структуру нормативно-технической документации по охране труда и окружающей среды | Тема 12 |
умеет | пользоваться нормативными документами в области охраны труда и окружающей среды | Тема 12 | ||
владеет | навыками использования нормативно-технической литературы при проведении расчетов | Темы 5, 8, 12 | ||
ОК – 8 | Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. | знает | причины и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, их количественные характеристики и анатомо-физиологические последствия воздействия на организм человека | Темы 9, 11 |
умеет | выявлять потенциальную возможность аварий и катастроф, возможные схемы развития событий, а также последствия стихийных бедствий на конкретных производственных объектах | Темы 9, 11 | ||
владеет | методами защиты производственного персонала и населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени | Темы 9, 11 | ||
Общепрофессиональные компетенции | ||||
ОПК-1 | Способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительных изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда. | знает | основные опасные и вредные факторы (производственные, бытовые, среды обитания), их количественные характеристики и принципы нормирования; анатомо-физиологические последствия воздействия опасных и вредных факторов на организм человека | Темы 3 – 8 |
умеет | выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы на конкретных производственных объектах, в административных и бытовых помещениях, а также в помещениях управления автоматизированными объектами; производить измерения параметров, характеризующих воздействие на человека опасных и вредных факторов | Темы 3 – 8 | ||
владеет | навыками использования приборов для измерения параметров опасных и вредных факторов – газоанализаторов, люксметров, мегаомметров и др.; современными методами защиты от воздействия опасных и вредных факторов | Темы 3 – 8 | ||
Профессиональные компетенции | ||||
ПК – 1 | Способность применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроительных производствах, выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления их изделий, способы реализации основных технологических процессов, аналитические и численные методы при разработке их математических моделей, а также современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий. | знает | принципы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроительных производствах | Темы 1, 10 |
умеет | выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления безопасных в эксплуатации машиностроительных изделий, безопасные способы реализации основных технологических процессов | Темы 1, 10 | ||
владеет | современными методами разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий | Темы 1, 10 | ||
ПК – 9 | Способность разрабатывать документацию (графики, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы, средства и системы технологического оснащения производства) отчетности по установленным формам, документацию, регламентирующую качество выпускаемой продукции, а также находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании. | знает | требования техники безопасности и экологичности при выборе средств и систем технологического оснащения производства | Тема 10 |
умеет | учитывать требования безопасности как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании | Тема 10 | ||
владеет | навыками учета требований безопасности при разработке технической и технологической документации | Тема 10 | ||
Профессионально-прикладные компетенции | ||||
ППК–2 | Способность участвовать: в организации на машиностроительных производствах рабочих мест, их технического оснащения, размещения оборудования, средств автоматизации управления, контроля и испытаний; эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, готовой машиностроительной продукции. | знает | требования безопасности к организации и техническому оснащению рабочих мест | Темы 2, 10 |
умеет | размещать технологическое оборудование и средства автоматизации с учетом требований безопасности | Темы 2, 10 | ||
владеет | безопасными методами контроля и испытаний, приемами эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, готовой машиностроительной продукции с целью обеспечения безопасности ее эксплуатации | Темы 2, 10 | ||
ППК–5 | Способность разрабатывать планы, программы и методики, другие тестовые документы, входящие в состав конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины, экологической безопасности машиностроительных производств. | знает | основные принципы обеспечения экологической безопасности машиностроительных производств | Тема 1 |
умеет | разрабатывать конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию с учетом требований экологической безопасности | Тема 1 | ||
владеет | методами контроля за соблюдением экологической безопасности машиностроительных производств | Тема 1 |
Содержание и структура дисциплины (модуля) по темам (разделам)
Содержание учебной дисциплины приведено в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Содержание учебной дисциплины
№ темы и/или раздела | Наименование темы, раздела и вопросов, изучаемых на занятиях | Количество часов, отводимых на занятия | Форма контроля | |||
Лекционного типа | Лабораторные работы | Консультации | Самостоятельная работа | |||
1. 1.1. 1.2. | ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ. Сущность, цель и основные задачи курса. Составляющие курса. Основные термины и определения. Характерные состояния системы «Человек – среда обитания». Взаимодействие технической деятельности человека со средой обитания. Негативные факторы среды обитания, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. | 0,25 | – | По нормам٭ | З | |
2. | ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА. Виды и характеристики труда. Оценка тяжести и напряженности туда. Комфортные условия жизнедеятельности в техносфере, критерии комфортности и безопасности. Требования эргономики и психологии к условиям труда. Профессиональный отбор операторов. | 0,25 | – | – « – | З | |
3. | МИКРОКЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Тепловой баланс и терморегуляция организма. Параметры микроклимата и их нормирование (в том числе в механических цехах). | 0,25 | – | – « – | З | |
4. 4.1. 4.2. | ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ. Характер загрязнения воздуха. Классификация загрязнителей по агрегатному состоянию, дисперсности и воздействию на человека. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе. Мероприятия по охране воздушной среды. Вентиляция: классификация требования, расчет. Системы вентиляции механических цехов. | 0,25 | – | – « – | З | |
5. 5.1. 5.2. 5.3. | ОСВЕЩЕНИЕ. Светотехнические величины. Виды, системы и основные требования к освещению. Преимущества и недостатки различных типов ламп. Функции и типы светильников. Нормирование искусственного и естественного освещения, в том числе для механических цехов. Методы расчета освещения. | 0,5 | – « – | С, КР, З | ||
6. 6.1. 6.2. | ЗАЩИТА ОТ ПОЛЕЙ И ИЗЛУЧЕНИЙ. Классификация электромагнитных полей и излучений, воздействие на человека, нормирование. Методы защиты. Молниезащита. Особенности воздействия на человека ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Виды и особенности распространения ионизирующих излучений. Характеристики дозы и активности радиоактивных веществ. Виды доз. Нормирование дозы и способы защиты от радиации. | 0,25 | – | – « – | З | |
7. 7.1. 7.2. | ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРАЦИЙ. Характеристики, оценка спектра и классификация шумов. Воздействие шума на человека. Основные источники шума в машиностроении. Нормирование, контроль и борьба с шумом. Особенности для инфра- и ультразвука. Причины, характеристики, классификация и воздействие вибраций на человека. Нормирование и методы снижения. | 0,25 | – | – « – | З | |
8. 8.1. 8.2. | ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ. Воздействие электрического тока на организм человека. Классификация помещений по опасности поражения. Влияние типа сети, параметров и режима ее работы на тяжесть поражения. Явления при стекании тока в землю. Напряжения шага и прикосновения. Меры защиты от поражения током. Защитное заземление и зануление. Обозначение систем электроустановок. | 0,5 | – « – | С, КР, З | ||
9. 9.1. 9.2. | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Общие сведения о процессе горения. Оценка пожарной опасности производств, в том числе механических цехов. Огнестойкость зданий и сооружений. Пожарная профилактика и тушение пожаров. | 0,25 | – | – « – | З | |
10. 10.1. 10.2. 10.3. | ОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. БЕЗОПАСНОСТЬ УСТРОЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ. Отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Опасные зоны и факторы для станочного оборудования. Безопасность устройства и эксплуатации машин и механизмов, используемых в механических цехах. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Требования безопасности к рабочим местам. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Требования безопасности к подъемно-транспортным устройствам. Нормы при подъеме и переноске тяжестей вручную. Освидетельствование и испытание грузоподъемных машин. | 0,5 | – | – « – | КР, З | |
11. 11.1. 11.2. | БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. Понятие чрезвычайной ситуации, первичные и вторичные поражающие факторы, очаги поражения. Классификация, причины и стадии развития. Прогнозирование, анализ развития, предотвращение и обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение устойчивости работы промышленных объектов и технических систем (в том числе машиностроительных предприятий). | 0,5 | – | – « – | З | |
12. 12.1. 12.2. | ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Управление безопасностью жизнедеятельности, его правовые и нормативно-технические основы. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество. Организация гражданской обороны. | 0,25 | – | – « – | З | |
ИТОГО | – « – |
Примечания:
1. В графе «Форма контроля» обозначено: С – собеседование (при отчете лабораторных работ), КР – контрольная работа, З – зачет.
2.٭ Объем часов рассчитывается в соответствии с нормами времени для расчета учебной нагрузки из разделов «Консультации» и «Контроль».
Для выработки связи теории с практикой, выработки у студента практических навыков по определению вредных и опасных факторов, ознакомления с приборами, а также закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение лабораторных работ. Кроме того, при сдаче отчетов по лабораторным работам осуществляется контроль знаний студентами отдельных разделов курса. Ориентировочный перечень лабораторных работ дан в табл. 4.2.
Таблица 4.2. Лабораторные работы
Номер лабораторной работы | Наименование лабораторной работы | Объем, час. |
1. | Исследование искусственного освещения на рабочих местах | |
2. | Контроль изоляции | |
ИТОГО |
Занятия семинарского типа (практикумы, коллоквиумы, семинары и иные аналогичные занятия) учебным планом и рабочей программой по дисциплине не предусмотрены.
Углубленное изучение основного объема материала, приобретение навыков практических расчетов, а также знакомство со справочной литературой и стандартами обеспечивается в ходе самостоятельной работы студентов (СРС), в том числе при выполнении студентами контрольной работы.
Контрольная работа состоит из заданий теоретического характера, касающихся правил техники безопасности при эксплуатации основных типов металлорежущих станков (а также при сборочных работах), автоматизированных и роботизированных комплексов, требований техники безопасности к технологической оснастке и организации рабочих мест, а также общих вопросов безопасности жизнедеятельности. Кроме того, в контрольную работу входят два расчетных задания по основным разделам курса (расчет общего равномерного освещения, расчет заземления оборудования или повторного заземления нулевого защитного проводника).
Сведения о СРС (контрольной работе) приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.3. Самостоятельная работа студентов
Форма СРС | Номер семестра | Срок выполнения | Время, затрачиваемое на выполнение СРС, час. |
Контрольная работа | Декабрь |
Консультирование по контрольной работе и другим вопросам осуществляется в ходе семестра.
Сведения о прочих видах контактной работы обучающихся с преподавателем приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4. Прочие виды контактной работы обучающихся с преподавателем
Форма контактной работы | Номер семестра | Срок выполнения | Примечание |
Групповые консультации | Январь | Текущая консультация | |
Индивидуальные консультации | Сентябрь – декабрь | Текущие консультации в течение семестра согласно расписанию, обсуждение результатов выполнения контрольной работы | |
Промежуточная аттестация обучающихся | Январь | Зачет в соответствии с учебным планом |