Место дисциплины в структуре ОП

Цели и задачи освоения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

Основная цель дисциплины – вооружить будущих специалистов-машиностроителей знаниями о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, выявлении и идентификации опасных и вредных факторов, теоретическими и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, а также выработки мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Преподавание дисциплины предполагает получение студентами основ знаний по охране труда, окружающей среды и защите в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к машиностроительным производствам – в частности, к механическим цехам, металлорежущим станкам и инструментам. Кроме того, курс направлен на повышение общетехнической подготовки студентов. Его изучение является одним из завершающих этапов формирования специалиста-бакалавра в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам вузов по получаемой специальности.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Исходя из сформулированной цели ставятся следующие задачи:

1) раскрыть понятие безопасности жизнедеятельности с точки зрения потенциальной опасности взаимодействия человека со средой обитания;

2) раскрыть связь неконтролируемой технической деятельности с экологическим кризисом, с усилением и появлением новых опасных и вредных факторов среды обитания;

3) ознакомить студентов с опасными и вредными факторами среды обитания, а также бытовыми и производственными опасными и вредными факторами; раскрыть их физическую сущность, дать математическое описание (производственные факторы должны быть рассмотрены применительно к технологии, оборудованию, инструментам и средствам автоматизации металлообрабатывающих цехов);

4) ознакомить студентов с анатомо-физиологическими последствиями воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;

5) обучить студентов современным методам защиты от воздействия опасных и вредных факторов; научить производить соответствующие расчеты, пользоваться средствами контроля и защиты;

6) ознакомить студентов с требованиями к устройству и содержанию машиностроительных предприятий и металлообрабатывающих цехов;

7) дать студентам понятие о поражающих факторах, прогнозировании и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, об обеспечении устойчивости работы промышленных объектов и технических систем (в частности, машиностроительных заводов);

8) дать студентам основные понятия по организационным и правовым вопросам охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина относится к обязательной (базовой) части образовательной программы.

Изучение дисциплины должно базироваться на тесной взаимосвязи и преемственности с другими теоретическими, общетехническими и специальными дисциплинами, изучаемыми студентами в университете. Сюда, в первую очередь, можно отнести физику, химию, электротехнику, а также основы высшей математики. Без знания этих курсов невозможно усвоение большинства разделов преподаваемой дисциплины. Поэтому размещение дисциплины в 1-м семестре требует в ходе преподавания разъяснения некоторых общенаучных и технических вопросов, не нашедших отражения в школьной программе.

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин учебного плана: «Технология машиностроения», «Оборудование машиностроительных производств», «Металлорежущие станки», «Автоматизация производственных процессов в машиностроении», «Проектирование машиностроительного производства».

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (формируемые компетенции)

Согласно ФГОС по направлению 15.03.05, применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», выпускник должен обладать компетенциями, представленными в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

  Код компетенции   Наименование компетенции     Результаты обучения Темы, разделы дисциплины, способствующие формированию компетенции
Общекультурные компетенции
ОК – 6 Способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности.   знает структуру нормативно-технической документации по охране труда и окружающей среды Тема 12
умеет пользоваться нормативными документами в области охраны труда и окружающей среды Тема 12
владеет навыками использования нормативно-технической литературы при проведении расчетов Темы 5, 8, 12
ОК – 8 Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. знает причины и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, их количественные характеристики и анатомо-физиологические последствия воздействия на организм человека Темы 9, 11
умеет выявлять потенциальную возможность аварий и катастроф, возможные схемы развития событий, а также последствия стихийных бедствий на конкретных производственных объектах Темы 9, 11
владеет методами защиты производственного персонала и населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени Темы 9, 11
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-1 Способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительных изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда. знает основные опасные и вредные факторы (производственные, бытовые, среды обитания), их количественные характеристики и принципы нормирования; анатомо-физиологические последствия воздействия опасных и вредных факторов на организм человека Темы 3 – 8
умеет выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы на конкретных производственных объектах, в административных и бытовых помещениях, а также в помещениях управления автоматизированными объектами; производить измерения параметров, характеризующих воздействие на человека опасных и вредных факторов Темы 3 – 8
владеет навыками использования приборов для измерения параметров опасных и вредных факторов – газоанализаторов, люксметров, мегаомметров и др.; современными методами защиты от воздействия опасных и вредных факторов Темы 3 – 8
Профессиональные компетенции
ПК – 1 Способность применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроительных производствах, выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления их изделий, способы реализации основных технологических процессов, аналитические и численные методы при разработке их математических моделей, а также современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий. знает принципы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроительных производствах Темы 1, 10
умеет выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления безопасных в эксплуатации машиностроительных изделий, безопасные способы реализации основных технологических процессов Темы 1, 10
владеет современными методами разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий Темы 1, 10
ПК – 9 Способность разрабатывать документацию (графики, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы, средства и системы технологического оснащения производства) отчетности по установленным формам, документацию, регламентирующую качество выпускаемой продукции, а также находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании. знает требования техники безопасности и экологичности при выборе средств и систем технологического оснащения производства Тема 10
умеет учитывать требования безопасности как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании Тема 10
владеет навыками учета требований безопасности при разработке технической и технологической документации Тема 10
Профессионально-прикладные компетенции
ППК–2 Способность участвовать: в организации на машиностроительных производствах рабочих мест, их технического оснащения, размещения оборудования, средств автоматизации управления, контроля и испытаний; эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, готовой машиностроительной продукции. знает требования безопасности к организации и техническому оснащению рабочих мест Темы 2, 10
умеет размещать технологическое оборудование и средства автоматизации с учетом требований безопасности Темы 2, 10
владеет безопасными методами контроля и испытаний, приемами эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, готовой машиностроительной продукции с целью обеспечения безопасности ее эксплуатации Темы 2, 10
ППК–5 Способность разрабатывать планы, программы и методики, другие тестовые документы, входящие в состав конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины, экологической безопасности машиностроительных производств. знает основные принципы обеспечения экологической безопасности машиностроительных производств Тема 1
умеет разрабатывать конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию с учетом требований экологической безопасности Тема 1
владеет методами контроля за соблюдением экологической безопасности машиностроительных производств Тема 1

Содержание и структура дисциплины (модуля) по темам (разделам)

Содержание учебной дисциплины приведено в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Содержание учебной дисциплины

  № темы и/или раздела     Наименование темы, раздела и вопросов, изучаемых на занятиях Количество часов, отводимых на занятия   Форма контроля
Лекционного типа Лабораторные работы Консультации Самостоятельная работа
1. 1.1.     1.2. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ. Сущность, цель и основные задачи курса. Составляющие курса. Основные термины и определения. Характерные состояния системы «Человек – среда обитания». Взаимодействие технической деятельности человека со средой обитания. Негативные факторы среды обитания, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. 0,25 По нормам٭ З
2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА. Виды и характеристики труда. Оценка тяжести и напряженности туда. Комфортные условия жизнедеятельности в техносфере, критерии комфортности и безопасности. Требования эргономики и психологии к условиям труда. Профессиональный отбор операторов. 0,25 – « – З
3. МИКРОКЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Тепловой баланс и терморегуляция организма. Параметры микроклимата и их нормирование (в том числе в механических цехах). 0,25 – « – З
4. 4.1.     4.2. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ. Характер загрязнения воздуха. Классификация загрязнителей по агрегатному состоянию, дисперсности и воздействию на человека. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе. Мероприятия по охране воздушной среды. Вентиляция: классификация требования, расчет. Системы вентиляции механических цехов. 0,25     – « – З
5. 5.1.   5.2.     5.3. ОСВЕЩЕНИЕ. Светотехнические величины. Виды, системы и основные требования к освещению. Преимущества и недостатки различных типов ламп. Функции и типы светильников. Нормирование искусственного и естественного освещения, в том числе для механических цехов. Методы расчета освещения. 0,5 – « – С, КР, З
6. 6.1.     6.2. ЗАЩИТА ОТ ПОЛЕЙ И ИЗЛУЧЕНИЙ. Классификация электромагнитных полей и излучений, воздействие на человека, нормирование. Методы защиты. Молниезащита. Особенности воздействия на человека ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Виды и особенности распространения ионизирующих излучений. Характеристики дозы и активности радиоактивных веществ. Виды доз. Нормирование дозы и способы защиты от радиации. 0,25 – « – З
7. 7.1.     7.2. ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРАЦИЙ. Характеристики, оценка спектра и классификация шумов. Воздействие шума на человека. Основные источники шума в машиностроении. Нормирование, контроль и борьба с шумом. Особенности для инфра- и ультразвука. Причины, характеристики, классификация и воздействие вибраций на человека. Нормирование и методы снижения. 0,25 – « – З
8. 8.1.     8.2. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ. Воздействие электрического тока на организм человека. Классификация помещений по опасности поражения. Влияние типа сети, параметров и режима ее работы на тяжесть поражения. Явления при стекании тока в землю. Напряжения шага и прикосновения. Меры защиты от поражения током. Защитное заземление и зануление. Обозначение систем электроустановок. 0,5 – « – С, КР, З
9. 9.1.     9.2. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Общие сведения о процессе горения. Оценка пожарной опасности производств, в том числе механических цехов. Огнестойкость зданий и сооружений. Пожарная профилактика и тушение пожаров. 0,25 – « – З
10.     10.1.   10.2.     10.3.     ОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. БЕЗОПАСНОСТЬ УСТРОЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ. Отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Опасные зоны и факторы для станочного оборудования. Безопасность устройства и эксплуатации машин и механизмов, используемых в механических цехах. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Требования безопасности к рабочим местам. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Требования безопасности к подъемно-транспортным устройствам. Нормы при подъеме и переноске тяжестей вручную. Освидетельствование и испытание грузоподъемных машин. 0,5 – « – КР, З  
11.   11.1.   11.2. БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. Понятие чрезвычайной ситуации, первичные и вторичные поражающие факторы, очаги поражения. Классификация, причины и стадии развития. Прогнозирование, анализ развития, предотвращение и обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение устойчивости работы промышленных объектов и технических систем (в том числе машиностроительных предприятий). 0,5 – « – З
12.     12.1.   12.2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Управление безопасностью жизнедеятельности, его правовые и нормативно-технические основы. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество. Организация гражданской обороны. 0,25 – « – З
ИТОГО – « –  

Примечания:

1. В графе «Форма контроля» обозначено: С – собеседование (при отчете лабораторных работ), КР – контрольная работа, З – зачет.

2.٭ Объем часов рассчитывается в соответствии с нормами времени для расчета учебной нагрузки из разделов «Консультации» и «Контроль».

Для выработки связи теории с практикой, выработки у студента практических навыков по определению вредных и опасных факторов, ознакомления с приборами, а также закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение лабораторных работ. Кроме того, при сдаче отчетов по лабораторным работам осуществляется контроль знаний студентами отдельных разделов курса. Ориентировочный перечень лабораторных работ дан в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Лабораторные работы

Номер лабораторной работы   Наименование лабораторной работы   Объем, час.
1. Исследование искусственного освещения на рабочих местах
2. Контроль изоляции
ИТОГО

Занятия семинарского типа (практикумы, коллоквиумы, семинары и иные аналогичные занятия) учебным планом и рабочей программой по дисциплине не предусмотрены.

Углубленное изучение основного объема материала, приобретение навыков практических расчетов, а также знакомство со справочной литературой и стандартами обеспечивается в ходе самостоятельной работы студентов (СРС), в том числе при выполнении студентами контрольной работы.

Контрольная работа состоит из заданий теоретического характера, касающихся правил техники безопасности при эксплуатации основных типов металлорежущих станков (а также при сборочных работах), автоматизированных и роботизированных комплексов, требований техники безопасности к технологической оснастке и организации рабочих мест, а также общих вопросов безопасности жизнедеятельности. Кроме того, в контрольную работу входят два расчетных задания по основным разделам курса (расчет общего равномерного освещения, расчет заземления оборудования или повторного заземления нулевого защитного проводника).

Сведения о СРС (контрольной работе) приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Самостоятельная работа студентов

  Форма СРС   Номер семестра   Срок выполнения Время, затрачиваемое на выполнение СРС, час.
Контрольная работа Декабрь

Консультирование по контрольной работе и другим вопросам осуществляется в ходе семестра.

Сведения о прочих видах контактной работы обучающихся с преподавателем приведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4. Прочие виды контактной работы обучающихся с преподавателем

Форма контактной работы Номер семестра Срок выполнения Примечание
Групповые консультации Январь Текущая консультация
Индивидуальные консультации Сентябрь – декабрь Текущие консультации в течение семестра согласно расписанию, обсуждение результатов выполнения контрольной работы
Промежуточная аттестация обучающихся Январь Зачет в соответствии с учебным планом

Наши рекомендации