Общие методические указания. Основной формой обучения студента – заочника является самостоятельная работа над учебным материалом
Основной формой обучения студента – заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы кафедра физики организует чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения физики состоит из следующих этапов: 1) проработка установочных и обзорных лекций; 2) самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями; 3) выполнение контрольных работ; 4) прохождение лабораторного практикума; 5) сдача зачетов и экзаменов.
При самостоятельной работе над учебным материалом необходимо:
1) составлять конспект, в котором записывать законы и формулы, выражающие эти законы, определения основных физических понятий и сущность физических явлений и методов исследования;
2) изучать курс физики систематически, т. к. в противном случае материал будет усвоен поверхностно;
3) стараться пользоваться каким-то одним учебником или учебным пособием (или ограниченным числом пособий), чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами, по крайней мере, внутри какого-то определенного раздела курса.
Контрольные работы позволяют закрепить теоретический материал курса. В процессе изучения физики студент должен выполнить столько контрольных работ, сколько предусмотрено учебными планами по курсу для специальности, на которой он обучается. Решение задач в контрольных работах является проверкой степени усвоения студентом теоретического курса, а рецензии на работу помогают ему доработать и правильно освоить различные разделы курса физики. Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо внимательно ознакомиться с примерами решения задач по данной контрольной работе, уравнениями и формулами, а также со справочными материалами. Прежде чем приступить к решению той или иной задачи, студент должен хорошо понять ее содержание и поставленные в ней вопросы.
При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила:
1) контрольную работу выполнять в тетради;
2) на титульном листе указывать номер контрольной работы, наименование дисциплины, фамилию и инициалы студента, шифр и домашний адрес;
3) контрольную работу следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента;
4) задачу своего варианта переписывать полностью без сокращений, а заданные физические величины выписать отдельно, при этом все числовые величины должны быть переведены в систему СИ (см. справочные материалы);
5) для пояснения решения задачи, где это нужно, аккуратно сделать чертеж;
6) решение задач и используемые формулы должны сопровождаться пояснениями;
7) в пояснениях к задаче необходимо указывать те основные формулы и законы, на которых базируется решение данной задачи;
8) при получении расчетной формулы, которая нужна для решения конкретной задачи, обязательно приводить ее вывод;
9) решение задачи необходимо сначала сделать в общем виде, т. е. только в буквенных обозначениях, поясняя применяемые при написании формул буквенные обозначения;
10) вычисления следует проводить путем подстановки заданных числовых величин в расчетную формулу. Все числовые значения величин, необходимые для решения данной задачи, должны быть выражены в СИ;
11) проверить единицы полученных величин по расчетной формуле и тем самым подтвердить правильность ее;
12) константы (постоянные) физических величин и другие справочные данные выбираются из таблиц;
13) при вычислениях используйте микрокалькулятор, точность расчета определяется числом значащих цифр исходных данных;
14) в контрольной работе следует указывать учебники и учебные пособия, которые использовались при решении задач.
Контрольные работы, представленные без соблюдения указанных правил, а также работы, выполненные не по своему варианту, рассматриваться не будут.
При отсылке работы на повторное рецензирование обязательно представлять работу с первой рецензией.
Во время экзаменационно - лабораторных сессий проводятся лабораторные работы. Цель лабораторного практикума – не только изучить те или иные физические явления, убедиться в правильности теоретических выводов, приобрести соответствующие навыки в обращении с физическими приборами, но и более глубоко овладеть теоретическим материалом.
На экзаменах и зачетах в первую очередь выясняется усвоение основных теоретических положений программы и умение творчески применять полученные знания к решению практических задач. Физическая сущность явлений, законов, процессов должна излагаться четко и достаточно подробно; решать задачи необходимо без ошибок и уверенно. Любая графическая работа должна быть выполнена аккуратно и четко. Только при выполнении этих условий знания по курсу физики могут быть признаны удовлетворительными.