Асчет предварительных диаметров валов привода
1) Диаметр вала электродвигатели серии АИР112 8 равен 32мм.Принимаем диаметр быстроходного вала равным диаметру вала электродвигателя.
2) Определим диаметр выходного вала редуктора:
Принимаем: .
Для найденного диаметра вала выбираем значения:
– приблизительная высота буртика,
– максимальный радиус фаски подшипника,
– размер фасок вала.
Определим диаметр посадочной поверхности подшипника:
Так как стандартные подшипники имеют стандартный диаметр, то принимаем .
Рассчитаем диаметр буртика для упора подшипника:
Принимаем: .
3) Определим диаметр приводного вала:
Для найденного диаметра вала выбираем значения:
– приблизительная высота буртика,
– максимальный радиус фаски подшипника,
– размер фасок вала.
Определим диаметр посадочной поверхности подшипника:
Так как стандартные подшипники имеют стандартный диаметр, то принимаем .
Рассчитаем диаметр буртика для упора подшипника:
8.Проверочный расчёт наиболее нагруженного вала на усталостную прочность и жёсткость
Проведём расчёт тихоходного вала.
|
|
|
, , .
Определим реакции опор в вертикальной плоскости.
1. , ,
. Отсюда находим, что .
2. , ,
. Получаем, что .
Выполним проверку: , : ,
Следовательно, вертикальные реакции найдены верно.
Определим реакции опор в горизонтальной плоскости.
3. , ,
, получаем, что .
4. , , , отсюда .
Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций: ,
, , – верно.
Просчитываем предполагаемое опасное сечение: сечение под колесом, ослабленное шпоночным пазом. Для этого сечения изгибающий момент М:
Определим механические характеристики материала вала (Сталь 45) по табл.: – временное сопротивление (предел прочности при растяжении); и – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении; – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений.
Рассчитаем осевой и полярный моменты сопротивления сечения вала: , где – расчётный диаметр вала.
Вычислим изгибное и касательное напряжение в опасном сечении по формулам: , .
Определим запас сопротивления усталости только по изгибу и по кручению:
,
где и - амплитуды переменных составляющих циклов;
и - амплитуды постоянных составляющих циклов;
и - коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений;
kd = 0.8 и kF = 0.9 – масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.
Определяем расчётный коэффициент запаса прочности:
- условие выполняется.
где - коэффициента запаса прочности
Проверяем жёсткость вала. По условиям работы зубчатого зацепления опасным является прогиб под колесом.
Полярный момент равен:
Прогиб в вертикальной плоскости от силы Fr:
Погиб в горизонтальной плоскости от силы Ft :
Суммарный прогиб:
Допускаемый прогиб:
ыбор подшипников качения.
I. Для тихохдного вала редуктора выберем радиальные однорядные шарикоподшипники лёгкой серии . Для них имеем: – диаметр внутреннего кольца, – диаметр наружного кольца, – ширина подшипника, – динамическая грузоподъёмность, – статическая грузоподъёмность, – предельная частота вращения при пластичной смазке. Частота оборотов . Требуемый ресурс работы .
Найдём: – коэффициент безопасности; – температурный коэффициент); – коэффициент вращения.
Определяем эквивалентную радиальную динамическую нагрузку .
Рассчитаем ресурс принятого подшипника: , или , что удовлетворяет требованиям.
2. Для приводного вала редуктора возьмём шарикоподшипники радиальные двухрядные сферические . Для него имеем – диаметр внутреннего кольца подшипника, – диаметр наружного кольца подшипника, – ширина подшипника, – номинальный угол контакта подшипников, – динамическая грузоподъёмность, – статическая грузоподъёмность.
10. Выбор и расчёт шпоночных соединений
Расчёт шпоночных соединений заключается в проверке условия прочности материала шпонки на смятие.
1. Соединение вала с зубчатым колесом. Имеем: – крутящий момент на валу, – диаметр вала, – ширина шпонки, – ее высота, – глубина паза вала, – глубина паза ступицы, – допускаемое напряжение на смятие, – предел текучести.
Определяем рабочую длину шпонки: Принимаем шпонку 16х10х45
Условие прочности:
2. Соединение выходного вала редуктора и муфты. Имеем: – крутящий момент на валу, – диаметр вала, – ширина шпонки, – высота шпонки, – глубина паза вала, – глубина паза ступицы, – допускаемое напряжение на смятие, – предел текучести.
Определяем рабочую длину шпонки: Принимаем шпонку12х8х70
Условие прочности: