Электроприводы. Техническое обслуживание
Общие указания
17.1.1 Состав работ ТО каждого вида ЭО, входящего в состав ЭП, определяется указаниями соответствующих разделов настоящих правил и инструкциями по эксплуатации. Виды работ ТО и их периодичность определяется ПГТО, а в случае его отсутствия - инструкцией по эксплуатации.
17.1.2 ТО ЭП рулевого устройства следует выполнять во время стоянок судна. При ТО необходимо тщательно проверить и подтянуть ослабевшие контакты в цепях питания ЭП от АВ ГРЩ и АРЩ до клемм ЭД.
17.1.3 При ТО ЭП палубных механизмов и СТС, установленных в помещениях с повышенной влажностью, особое внимание следует обращать на обеспечение водонепроницаемости ЭО. Для этого необходимо:
а) проверять состояние уплотнений;
б) обжимать болты, гайки, барашки или замки и поджимать гайки сальников (равномерно и без излишних усилий);
в) удалять масло и конденсат из корпусов электрических машин и аппаратов.
Электрическое освещение. Техническое использование
Общие указания
18.1.1 Сети электрического освещения всех назначений, включая сигнально-отличительные фонари, должны быть полностью укомплектованы штатными источниками света, средствами защиты и выключателями.
18.1.2 Все средства общего и местного электрического освещения должны использоваться только по мере надобности. Ответственными за экономное расходование электроэнергии на освещение являются члены экипажа, использующие средства освещения. Контроль за правильным использованием электрического освещения и необходимой освещенностью помещений осуществляется ЭМХ.
18.1.3 Ртутно-дуговые и натриевые лампы следует включать заблаговременно с учетом времени, необходимого для их разогрева и зажигания, особенно при пониженной температуре окружающего воздуха. При повторном включении таких ламп сразу после отключения рекомендуется дать им некоторое время на остывание.
18.1.4 На внутренней стороне групповых РЩ и коробок у предохранителей и выключателей должны быть указаны места расположения светильников. На светильниках рекомендуется указывать проектную мощность ламп.
18.1.5 Светильники, соединительные коробки и групповые РЩ аварийного и аварийного аккумуляторного освещения должны быть отмечены специальной отличительной отметкой или окраской (рекомендуется желтый и красный цвета соответственно), если они конструктивно не отличаются между собой и от арматуры нормального освещения.
18.1.6 Водозащищенные штепсельные розетки, выключатели, соединительные и групповые коробки должны быть всегда плотно закрыты. После включения вилок в штепсельные розетки гайки вилок должны быть завинчены до отказа, после чего могут быть включены выключатели.
18.1.7 Использование розеток, установленных на переходных мостиках и над открытыми палубами судов, перевозящих взрывоопасные грузы, разрешается с ведома СТ. После использования розетки должны быть обесточены.
18.1.8 При грузовых операциях контроль за своевременным включением и выключением освещения трюмов и использованием трюмных люстр обеспечивается помощником капитана, отвечающего за грузовые операции. Лица вахтенной службы должны не реже одного раза за вахту осматривать светильники в грузовых помещениях и при обнаружении поврежденного светильника немедленно извещать ЭМХ.
18.1.9 Бездействующие прожекторы должны быть закрыты чехлами. Жалюзи прожекторов должны свободно открываться и закрываться.
18.1.10 При использовании средств электрического освещения всех назначений запрещается:
а) применение ламп большей мощности, чем это предусмотрено конструкцией светильника и ламп с напаянным цоколем;
б) включение светильников без колпаков и сеток, если они входят в конструкцию светильника;
в) снятие со светильников аварийного и аварийного аккумуляторного освещения ламп хотя бы на самое короткое время;
г) включение стационарных взрывозащищенных светильников при неисправности труб или кабелей, идущих к ним, и с колпаками, имеющими трещины;
д) пребывание в помещении с работающими источниками ультрафиолетового излучения (бактерицидными лампами и т.н.) свыше времени, допускаемого инструкциями по эксплуатации;
е) устройство иллюминации на наливных судах.
18.1.11 При выполнении работ в помещениях первой и второй категорий по степени опасности, в помещениях, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества и где возможно образование взрывоопасных смесей (при окрасочных работах, в топливных танках и др.), переносное освещение должно осуществляться только аккумуляторными взрывозащищенными фонарями.
18.1.12 Переносные светильники всех назначений и аккумуляторные взрывозащищенные фонари должны храниться в установленных местах лицами судового экипажа, которые их используют. Использование таких светильников и фонарей должно производиться в соответствии с РД 31.81.10 и [7]. Использование переносных светильников с неисправной арматурой или поврежденной изоляцией кабеля и неисправных аккумуляторных фонарей запрещается.
18.1.13 При использовании средств электрического освещения необходимо проверять исправность:
а) аварийного аккумуляторного освещения - не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс; при этом все лампы должны гореть с полным накалом;
б) средств дистанционного управления наружным освещением - не реже одного раза в неделю;
в) переносных светильников - не реже одного раза в месяц и непосредственно перед использованием;
г) аварийного освещения - не реже одного раза в 6 мес. при ТО системы управления АДГ в соответствии с 24.5.1.