Аккумуляторы. Техническое использование и обслуживание

Общие указания

10.1.1 Порядок содержания и вентиляции аккумуляторных помещений, хранения кислот и щелочей, приготовления, храпения и использования электролита должен соответствовать РД 31.60.14, РД 31.81.10, [6],[7].

10.1.2 При использовании аккумуляторов следует осматривать их не реже одного раза в неделю. При осмотре необходимо проверять:

а) крепление аккумуляторов;

б) чистоту аккумуляторного помещения, стеллажей и аккумуляторов, отсутствие трещин, течи и окислов на поверхности, а также коротких замыканий элементов и между элементами аккумуляторов путем измерения напряжения;

в) эффективность действия вентиляции, отопления и исправность взрывозащищенных светильников освещения аккумуляторного помещения;

г) исправность зарядных устройств и соответствие режима автоматического подзаряда аккумуляторов (при наличии) заданным значениям;

д) наличие средств, обеспечивающих безопасность работ с кислотой и щелочью.

10.1.3 Измерения напряжений элементов кислотных аккумуляторов рекомендуется выполнять с помощью специального аккумуляторного пробника с нагрузочным резистором, соответствующим номинальному току разряда аккумулятора. Не рекомендуется держать кнопку пробника нажатой более 5 с. Измерения напряжений элементов щелочных аккумуляторов рекомендуется выполнять в режиме разряда батареи.

10.1.4 В качестве переносных источников освещения в аккумуляторных помещениях должны использоваться только взрывозащищенные аккумуляторные фонари.

10.1.5 Контактные соединения аккумуляторов должны быть хорошо обжаты, металлические, не покрытые лаком детали должны быть покрыты рекомендованным смазочным средством, а все элементы аккумуляторов должны быть плотно закрыты пробками с газоотводными отверстиями и исправными резиновыми кольцами.

10.1.6 Уровень электролита в элементах должен быть выше верхнего края пластин на величину, рекомендованную инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний рекомендуется уровень электролита поддерживать выше верхнего края пластин на 5-12 мм в щелочных аккумуляторах и на 12-15 мм в кислотных аккумуляторах. Оголение пластин не допускается.

10.1.7 При излишке электролита в элементах следует его отсосать, при недостатке - долить элементы дистиллированной водой (если плотность электролита повышена) или электролитом такой же или повышенной плотности с помощью резиновой груши, ареометра, чистой стеклянной или пластмассовой воронки.

Доливку щелочных аккумуляторов допускается производить питьевой подщелоченной водой (2 объема воды на 1 объем электролита).

10.1.8 В каждый элемент щелочных аккумуляторов для предохранения от поглощения углекислоты из воздуха рекомендуется добавить 1-10 см3 (в зависимости от размера элемента) вазелинового масла или керосина.

10.1.9 Трещины на поверхности мастики кислотных аккумуляторов рекомендуется устранять путем оплавления мастики нагретым металлическим стержнем (паяльником) только на разряженных аккумуляторах с вывернутыми пробками вне аккумуляторного помещения.

10.1.10 При использовании и обслуживании аккумуляторов запрещается:

а) проверять заряд аккумуляторов "па искру" замыканием контактов металлическим предметом;

Примечание - Следует иметь в виду, что в никель-кадмиевых аккумуляторах положительный полюс, а в никель-железных - отрицательный полюс соединены с корпусом.

б) добавлять в аккумуляторы щелочь либо кислоту;

в) использовать для щелочных аккумуляторов посуду и ареометры, применявшиеся для кислотных аккумуляторов, и наоборот;

г) хранить в одном помещении (даже кратковременно) кислотные и щелочные аккумуляторы;

д) смазывать поверхности, покрытые битумным лаком, и резиновые кольца пробок.

10.1.11 При ТО аккумуляторов необходимо:

а) очистить аккумуляторы от солей и ржавчины;

б) зачистить окисленные зажимы контактов и обжать все контактные соединения;

в) покрыть очищенные места, контакты и межэлементные соединения рекомендованным смазочным средством;

г) прочистить газоотводные отверстия в пробках и заменить неисправные резиновые кольца;

д) проверить и довести до требуемых величин уровень и плотность электролита в элементах;

е) зарядить в соответствии с указаниями

10.1.12 Режимы и периодичность зарядов аккумуляторов определяются условиями их использования и инструкциями по эксплуатации. Аккумуляторы, постоянно используемые в кратковременных циклах "заряд-разряд" следует заряжать сразу после разряда; аккумуляторы, имеющие продолжительные режимы разряда или находящиеся в постоянной готовности к действию, следует заряжать по мере необходимости, не реже одного раза в месяц.

10.1.13 При использовании аккумуляторов в режиме автоматического подзаряда (кроме встроенных в светильники аварийного освещения) рекомендуется:

а) включать на подзаряд только полностью заряженные аккумуляторы;

б) регулировать ток подзаряда в зависимости от тина и емкости аккумуляторов так, чтобы напряжение на элементах щелочных аккумуляторов поддерживалась в пределах 1,5-1,6 В, а на элементах кислотных аккумуляторов - в пределах 2,1-2,2 В;

в) увеличивать (уменьшать) ток подзаряда при уменьшении (увеличении) плотности электролита и температуры окружающего воздуха;

г) поддерживать нормальный уровень электролита, подливая воду не реже одного раза в 2 недели;

д) поддерживать постоянную плотность электролита во всех элементах и минимальное газовыделение;

е) производить не реже одного раза в месяц усиленный заряд щелочных аккумуляторов, сообщая им не менее 150-200 % номинальной емкости, и заряжать током нормального заряда в соответствии с 10.3.4-10.3.6 кислотные аккумуляторы;

ж) проверять в действии защиту от разряда батареи вследствие понижения или исчезновения напряжения, питающего устройство автоматического подзаряда, не реже одного раза в месяц.

10.1.14 Перед зарядом аккумуляторов необходимо:

а) проверить действие естественной вентиляции и включить искусственную вентиляцию;

б) вывернуть пробки всех элементов (кроме тех, которые по инструкции допускают заряд с ввернутыми пробками);

в) проверить затяжку гаек межэлементных соединений;

г) измерить напряжение аккумуляторов и отдельных элементов под нагрузкой;

д) проверить и довести до требуемого уровень электролита в элементах.

е) проверить в нескольких контрольных элементах плотность и температуру электролита.

10.1.15 Во время заряда необходимо регулярно контролировать:

а) напряжение и силу зарядного тока, регулируя их в зависимости от выбранного режима заряда;

б) температуру, уровень и плотность электролита в контрольных элементах;

в) газовыделение;

г) эффективность действия систем вентиляции.

10.1.16 Во время заряда не допускается повышение температуры электролита в кислотных аккумуляторах и составного (с добавкой моногидрата лития) электролита в щелочных аккумуляторах выше 45°С, простого электролита на основе едкого натра - выше 40°С и на основе едкого кали - выше 35°С.

Если температура достигает предельной величины, следует уменьшить зарядный ток вдвое или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита на 5-10°С. В жаркое время заряд рекомендуется производить ночью.

10.1.17 После заряда необходимо:

а) проверить уровень электролита в элементах и плотность электролита в контрольных элементах;

б) протереть зажимы и межэлементные соединения ветошью и смазать их рекомендованным средством;

в) ввернуть пробки сразу после остывания электролита;

г) измерить напряжение аккумуляторов и контрольных элементов с ввернутыми пробками и остывшим электролитом (не ранее чем через 2 ч после заряда).

10.1.18 Результаты измерений в начале и конце заряда необходимо занести в журнал учета технического состояния.

10.1.19 Осмотр и проверка в действии аккумуляторов, установленных на спасательных средствах, должны выполняться одновременно с проверкой в действии этих средств в соответствии с РД 31.60.14 и [б].

10.1.20 Основными причинами уменьшения емкости и срока службы аккумуляторов являются:

а) систематические недозаряды;

б) глубокие разряды ниже допустимых конечных напряжений, длительные разряды малым током и пребывание в разряженном состоянии;

в) повышенная плотность и температура электролита;

г) пониженный уровень электролита;

д) длительная работа щелочных аккумуляторов на старом или простом электролите;

е) повышенный саморазряд вследствие выкрашивания активной массы, коротких замыканий, утечек и загрязнения электролита;

ж) сульфатация (кислотных аккумуляторов);

з) низкая температура в аккумуляторных помещениях.

10.1.21 Основными признаками сульфатации кислотных аккумуляторов являются:

а) понижение емкости и быстрый разряд:

б) повышенная температура электролита и раннее начало газовыделения при заряде;

в) замедленное повышение или постоянство плотности электролита при заряде.

10.1.22 Ввод в действие новых или хранившихся в разряженном состоянии без электролита аккумуляторов следует выполнять в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации, обеспечив формовку аккумуляторов необходимыми токами заряда и разряда. При отсутствии специальных разрядных устройств допускается выполнять разряд на штатную нагрузку, если обеспечиваются необходимый ток и длительность разряда, либо на специально изготовленные устройства, конструкция и размещение которых должны быть согласованы с судовладельцем.

10.1.23 При снижении емкости аккумуляторов рекомендуется выполнить 2-3 полных цикла "заряд-разряд"; если это не приводит к заметному увеличению емкости, следует заменить электролит и повторить циклы "заряд-разряд". Подлежит безусловной замене электролит в щелочных аккумуляторах, загрязненный окислами железа.

10.1.24 Замену электролита и восстановление частично сульфатированных аккумуляторов следует выполнять в соответствии с инструкциями по эксплуатации и рекомендациями справочной литературы.

10.1.25 Аккумуляторы, емкость которых после выполнения рекомендаций 10.1.23 и 10.1.24 оказалась ниже требований Регистра или классификационного общества (далее в тексте именуется "Регистр") по обеспечению необходимой продолжительности питания потребителей, а также сульфатированные кислотные аккумуляторы, работоспособность которых не может быть восстановлена в судовых условиях, подлежат ремонту или замене.

10.1.26 Ремонт аккумуляторов должен выполняться специализированной береговой организацией. Новые или отремонтированные аккумуляторы должны поступать на судно, как правило, заряженными и готовыми к действию.

Наши рекомендации