Аккумуляторы. Техническое использование и обслуживание
Общие указания
10.1.1 Порядок содержания и вентиляции аккумуляторных помещений, хранения кислот и щелочей, приготовления, храпения и использования электролита должен соответствовать РД 31.60.14, РД 31.81.10, [6],[7].
10.1.2 При использовании аккумуляторов следует осматривать их не реже одного раза в неделю. При осмотре необходимо проверять:
а) крепление аккумуляторов;
б) чистоту аккумуляторного помещения, стеллажей и аккумуляторов, отсутствие трещин, течи и окислов на поверхности, а также коротких замыканий элементов и между элементами аккумуляторов путем измерения напряжения;
в) эффективность действия вентиляции, отопления и исправность взрывозащищенных светильников освещения аккумуляторного помещения;
г) исправность зарядных устройств и соответствие режима автоматического подзаряда аккумуляторов (при наличии) заданным значениям;
д) наличие средств, обеспечивающих безопасность работ с кислотой и щелочью.
10.1.3 Измерения напряжений элементов кислотных аккумуляторов рекомендуется выполнять с помощью специального аккумуляторного пробника с нагрузочным резистором, соответствующим номинальному току разряда аккумулятора. Не рекомендуется держать кнопку пробника нажатой более 5 с. Измерения напряжений элементов щелочных аккумуляторов рекомендуется выполнять в режиме разряда батареи.
10.1.4 В качестве переносных источников освещения в аккумуляторных помещениях должны использоваться только взрывозащищенные аккумуляторные фонари.
10.1.5 Контактные соединения аккумуляторов должны быть хорошо обжаты, металлические, не покрытые лаком детали должны быть покрыты рекомендованным смазочным средством, а все элементы аккумуляторов должны быть плотно закрыты пробками с газоотводными отверстиями и исправными резиновыми кольцами.
10.1.6 Уровень электролита в элементах должен быть выше верхнего края пластин на величину, рекомендованную инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний рекомендуется уровень электролита поддерживать выше верхнего края пластин на 5-12 мм в щелочных аккумуляторах и на 12-15 мм в кислотных аккумуляторах. Оголение пластин не допускается.
10.1.7 При излишке электролита в элементах следует его отсосать, при недостатке - долить элементы дистиллированной водой (если плотность электролита повышена) или электролитом такой же или повышенной плотности с помощью резиновой груши, ареометра, чистой стеклянной или пластмассовой воронки.
Доливку щелочных аккумуляторов допускается производить питьевой подщелоченной водой (2 объема воды на 1 объем электролита).
10.1.8 В каждый элемент щелочных аккумуляторов для предохранения от поглощения углекислоты из воздуха рекомендуется добавить 1-10 см3 (в зависимости от размера элемента) вазелинового масла или керосина.
10.1.9 Трещины на поверхности мастики кислотных аккумуляторов рекомендуется устранять путем оплавления мастики нагретым металлическим стержнем (паяльником) только на разряженных аккумуляторах с вывернутыми пробками вне аккумуляторного помещения.
10.1.10 При использовании и обслуживании аккумуляторов запрещается:
а) проверять заряд аккумуляторов "па искру" замыканием контактов металлическим предметом;
Примечание - Следует иметь в виду, что в никель-кадмиевых аккумуляторах положительный полюс, а в никель-железных - отрицательный полюс соединены с корпусом.
б) добавлять в аккумуляторы щелочь либо кислоту;
в) использовать для щелочных аккумуляторов посуду и ареометры, применявшиеся для кислотных аккумуляторов, и наоборот;
г) хранить в одном помещении (даже кратковременно) кислотные и щелочные аккумуляторы;
д) смазывать поверхности, покрытые битумным лаком, и резиновые кольца пробок.
10.1.11 При ТО аккумуляторов необходимо:
а) очистить аккумуляторы от солей и ржавчины;
б) зачистить окисленные зажимы контактов и обжать все контактные соединения;
в) покрыть очищенные места, контакты и межэлементные соединения рекомендованным смазочным средством;
г) прочистить газоотводные отверстия в пробках и заменить неисправные резиновые кольца;
д) проверить и довести до требуемых величин уровень и плотность электролита в элементах;
е) зарядить в соответствии с указаниями
10.1.12 Режимы и периодичность зарядов аккумуляторов определяются условиями их использования и инструкциями по эксплуатации. Аккумуляторы, постоянно используемые в кратковременных циклах "заряд-разряд" следует заряжать сразу после разряда; аккумуляторы, имеющие продолжительные режимы разряда или находящиеся в постоянной готовности к действию, следует заряжать по мере необходимости, не реже одного раза в месяц.
10.1.13 При использовании аккумуляторов в режиме автоматического подзаряда (кроме встроенных в светильники аварийного освещения) рекомендуется:
а) включать на подзаряд только полностью заряженные аккумуляторы;
б) регулировать ток подзаряда в зависимости от тина и емкости аккумуляторов так, чтобы напряжение на элементах щелочных аккумуляторов поддерживалась в пределах 1,5-1,6 В, а на элементах кислотных аккумуляторов - в пределах 2,1-2,2 В;
в) увеличивать (уменьшать) ток подзаряда при уменьшении (увеличении) плотности электролита и температуры окружающего воздуха;
г) поддерживать нормальный уровень электролита, подливая воду не реже одного раза в 2 недели;
д) поддерживать постоянную плотность электролита во всех элементах и минимальное газовыделение;
е) производить не реже одного раза в месяц усиленный заряд щелочных аккумуляторов, сообщая им не менее 150-200 % номинальной емкости, и заряжать током нормального заряда в соответствии с 10.3.4-10.3.6 кислотные аккумуляторы;
ж) проверять в действии защиту от разряда батареи вследствие понижения или исчезновения напряжения, питающего устройство автоматического подзаряда, не реже одного раза в месяц.
10.1.14 Перед зарядом аккумуляторов необходимо:
а) проверить действие естественной вентиляции и включить искусственную вентиляцию;
б) вывернуть пробки всех элементов (кроме тех, которые по инструкции допускают заряд с ввернутыми пробками);
в) проверить затяжку гаек межэлементных соединений;
г) измерить напряжение аккумуляторов и отдельных элементов под нагрузкой;
д) проверить и довести до требуемого уровень электролита в элементах.
е) проверить в нескольких контрольных элементах плотность и температуру электролита.
10.1.15 Во время заряда необходимо регулярно контролировать:
а) напряжение и силу зарядного тока, регулируя их в зависимости от выбранного режима заряда;
б) температуру, уровень и плотность электролита в контрольных элементах;
в) газовыделение;
г) эффективность действия систем вентиляции.
10.1.16 Во время заряда не допускается повышение температуры электролита в кислотных аккумуляторах и составного (с добавкой моногидрата лития) электролита в щелочных аккумуляторах выше 45°С, простого электролита на основе едкого натра - выше 40°С и на основе едкого кали - выше 35°С.
Если температура достигает предельной величины, следует уменьшить зарядный ток вдвое или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита на 5-10°С. В жаркое время заряд рекомендуется производить ночью.
10.1.17 После заряда необходимо:
а) проверить уровень электролита в элементах и плотность электролита в контрольных элементах;
б) протереть зажимы и межэлементные соединения ветошью и смазать их рекомендованным средством;
в) ввернуть пробки сразу после остывания электролита;
г) измерить напряжение аккумуляторов и контрольных элементов с ввернутыми пробками и остывшим электролитом (не ранее чем через 2 ч после заряда).
10.1.18 Результаты измерений в начале и конце заряда необходимо занести в журнал учета технического состояния.
10.1.19 Осмотр и проверка в действии аккумуляторов, установленных на спасательных средствах, должны выполняться одновременно с проверкой в действии этих средств в соответствии с РД 31.60.14 и [б].
10.1.20 Основными причинами уменьшения емкости и срока службы аккумуляторов являются:
а) систематические недозаряды;
б) глубокие разряды ниже допустимых конечных напряжений, длительные разряды малым током и пребывание в разряженном состоянии;
в) повышенная плотность и температура электролита;
г) пониженный уровень электролита;
д) длительная работа щелочных аккумуляторов на старом или простом электролите;
е) повышенный саморазряд вследствие выкрашивания активной массы, коротких замыканий, утечек и загрязнения электролита;
ж) сульфатация (кислотных аккумуляторов);
з) низкая температура в аккумуляторных помещениях.
10.1.21 Основными признаками сульфатации кислотных аккумуляторов являются:
а) понижение емкости и быстрый разряд:
б) повышенная температура электролита и раннее начало газовыделения при заряде;
в) замедленное повышение или постоянство плотности электролита при заряде.
10.1.22 Ввод в действие новых или хранившихся в разряженном состоянии без электролита аккумуляторов следует выполнять в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации, обеспечив формовку аккумуляторов необходимыми токами заряда и разряда. При отсутствии специальных разрядных устройств допускается выполнять разряд на штатную нагрузку, если обеспечиваются необходимый ток и длительность разряда, либо на специально изготовленные устройства, конструкция и размещение которых должны быть согласованы с судовладельцем.
10.1.23 При снижении емкости аккумуляторов рекомендуется выполнить 2-3 полных цикла "заряд-разряд"; если это не приводит к заметному увеличению емкости, следует заменить электролит и повторить циклы "заряд-разряд". Подлежит безусловной замене электролит в щелочных аккумуляторах, загрязненный окислами железа.
10.1.24 Замену электролита и восстановление частично сульфатированных аккумуляторов следует выполнять в соответствии с инструкциями по эксплуатации и рекомендациями справочной литературы.
10.1.25 Аккумуляторы, емкость которых после выполнения рекомендаций 10.1.23 и 10.1.24 оказалась ниже требований Регистра или классификационного общества (далее в тексте именуется "Регистр") по обеспечению необходимой продолжительности питания потребителей, а также сульфатированные кислотные аккумуляторы, работоспособность которых не может быть восстановлена в судовых условиях, подлежат ремонту или замене.
10.1.26 Ремонт аккумуляторов должен выполняться специализированной береговой организацией. Новые или отремонтированные аккумуляторы должны поступать на судно, как правило, заряженными и готовыми к действию.