Основные показатели и общее устройство ДВС
К основным показателям работы двигателя относят мощности, экономичность и коэффициент полезного действия (КПД).
Большая часть тепловой энергии, выделяющейся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя, превращается в механическую. Сила давления газов, действующая на поршень, передается через шатун на кривошип, создавая вращающий момент на коленчатом валу двигателя.
Мощность - это работа, выполненная в единицу времени. Не измеряют в киловаттах (кВт). Различают индикаторную и эффективную мощности двигателя.
Индикаторная .мощность — это мощность, развиваемая газамивнутри цилиндра работающего двигателя.
Эффективная мощность- мощность, получаемая на коленчатом валу. Она меньше индикаторной на 20...30 %, так как часть мощности затрачивается на преодоление сил трения в механизмах двигателя и приведение в действие вспомогательных устройств (насосов, вентилятора, генератора и др.).
Мощность двигателя повышается с увеличением силы давления газов в цилиндре, частоты вращения коленчатого вала и литража. С увеличением литража увеличиваются размеры двигателя. Чем выше тяговый класс трактора, тем больший литраж у его двигателя, имеющего большую мощность.
Экономичность работы двигателя характеризуется удельным расходом топлива, который определяю делением часового расхода на эффективную мощность двигателя. Удельный расход .топлива в дизелях, применяемых на тракторах, не более 265 г/(кВт/ч). При изношенных, разрегулированных или недостаточно смазанных трущихся деталях мощность уменьшается и экономичность снижается.
Механический коэффициент полезного действия двигателя отношение эффективной мощности к индикаторной. Он зависит в основном от качества обработки деталей, смазывания трущихся деталей и правильности сборки двигателя. Значения механического КПД колеблются в пределах 0,7...0,8.
Общее устройство дизелей
Все дизели, устанавливаемые на трактор, состоят из следующих механизмов и систем (рисунок 8):
кривошипно-шатунный механизм (КШМ)преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала;
механизм газораспределения (ГРМ) управляет работой клапанов, что позволяет в определенных положениях поршня впускать воздух в цилиндры и удалять оттуда отработавшие газы;
система питания в определенный момент обеспечивает подачу в цилиндры двигателя воздуха и дозированных порций распыленного топлива;
смазочная система необходима для непрерывной подачи масла к трущимся деталям и отвода от них теплоты;
система охлаждения предохраняет стенки камеры сгорания и деталидизеля от перегрева и поддерживает в них нормальный тепловой режим.
Рисунок 8 - Дизель Д-243 (трактор МТЗ-82):
а вид справа: бвид слепа; 1 масломерный щуп;
2 шпилька для установки поршня первого цилиндра
в момент подачи топлива; 3 маслозаливная горловина;
4 масляный фильтр; 5, 16 фильтры грубой и гонкой очистки
топлива; 6 выпускной коллектор; 7 воздухоочиститель;
8 вентилятор; 9 – генератор; 10 --гидронасос рулевого
упкрапления; II передняя опора двигателя; 12 насос ручной
подкачки топлива: 13 топливный насос; 14 компрессор;
15 форсунка; 17 рычаг воздушной заслонки аварийной
остановки двигателя; 18 - вентиль выпуска воздуха из топливной
системы; 14 электростартер; 20- пусковой двигатель;
.21 редуктор пускового двигателя
Контрольные вопросы
1 Из каких деталей состоит простейший ДВС?
2 Какие физические законы лежат в основе работы ДВС"?
3 Что называемся камерой сгорания?
4 Что такое степень сжатия?
5 Перечислитьпроцессы, происходящие и цилиндре работающего ДВС.
6 Что называют порядком работы цилиндров?
7 Для чего служит диаграмма фаз газораспределения?
8 Какими показателями характеризуется работа ДВС?
9. Назвать и описать назначение основных механизмов и систем ДВС.
ЗАНЯТИЕ №2