Вопрос № 3 почему меняется вкусовая чувствительность у лиц разного возраста?

Эталон ответа.Изменения связаны с морфофизиологическим изменением состояния рецепторного и секреторного аппаратов полости рта в разные периоды жизни

Вопрос № 4 Что такое функциональная мобильность вкусовых рецепторов?

Эталон ответа:Изменение количества активно функционирующих вкусовых рецепторов при различных физиологических состояниях, например, при голоде и насыщении

Задача № 35.

Жевание лука при закрытом носе вызывает ощущение сладкого вкуса, при открытом - вкус лука становится едким и горьким.

Вопрос1.Чем это можно объяснить?

Эталон ответа:это объясняется тем, что обонятельные рецепторы участвуют в формировании чувства вкуса.

Вопрос № 2.Какие рецепторы участвуют в формировании чувства вкуса при жевании пищи?

Эталон ответа:в формировании чувства вкуса при жевании пищи участвуют вкусовые сосочки, а также тактильные, температурные, обонятельные рецепторы и проприорецепторы языка, жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава.

Вопрос № 3.Какие рецепторы первыми дают информацию о пище при ее жевании?

Эталон ответа:при жевании пищи тактильные рецепторы первыми посылают нервные разряды в центральную нервную систему.

Вопрос № 4.Какие рецепторы вторыми дают информацию о пище при ее жевании, и какие третьими?

Эталон ответа:при жевании пищи температурные рецепторы вторыми посылают нервные разряды в центральную нервную систему, а хеморецепторы - третьими.

Вопрос № 5.Чем обусловлена последовательность поступления информации в центральную нервную систему о свойствах пищи, попадающей в полость рта?

Эталон ответа:последовательность поступления информации о свойствах пищи обусловлена различием по времени возникновения и по скорости распространения возбуждений

ЗАДАЧА №36:

По выражению лица можно определить психо-эмоциональное состояние человека, его настроение. Как это объяснить?

Вопрос №1Что такое мимика?

Ответ:Мимика - способность человека выражать чувства, мысли, психо­эмоциональное состояние деятельностью мышц лица.

Вопрос №2Могут ли мышцы, участвующие в формировании пищевого комка участвовать в мимической деятельности?

Ответ:Могут (открывание рта при удивлении, высовывание языка, игра желваками жевательных мышц).

Вопрос №3 Перечислить особенности строения и иннервации жевательных (мимических) мышц?

Ответ:Отсутствие фасциального покрытия, особенности прикрепления ( один конец к коже или слизистой, другой к кости). Богатая иннервация ( в моторной мимической единице количество мимических волокон меньше, чем в скелетной).

Вопрос №4Каковы структурные предпосылки мимической мускулатуры в бесчисленном воспроизводстве экспрессии?

Ответ:1) Отсутствие фасциального покрытия. 2) Обильная иннервация ветвями лицевого нерва. 3) Разнонаправленность расположения на лице мимической
мускулатуры. 4) Возможность сдвига мягких тканей лица, образование складок
кожи, изменение формы естественных отверстий - орбит, носа, рта.

Вопрос № 5Участвуют ли в производении экспрессии лица зубы и губы?

Ответ: Да. Состояние зубов, их цвет, рисунок и выраженность губ.

ЗАДАЧА № 37

Чем объяснить способность человека сохранять экспрессию удовольствия и благополучия при плохом настроении?

Вопрос №1.Перечислите нервные механизмы регуляции мимической деятельности и структуры участвующие в их реализации?

Ответ:Врожденные механизмы (подкорковые структуры), приобретённые - кора головного мозга.

Вопрос2. Чем отличается мимика ребенка от мимики взрослого и почему?

Ответ:Мимика ребёнка сильно выражена, она врождёна, но бедна оттенками. Способность с возрастом управлять поведением, воспитанность - способствуют контролю и разнообразию мимической деятельности.

Вопрос № 3.Перечислите компоненты мимических реакций и укажите какими образованиями челюстно-лицевой области они выполняются.

Ответ:Непроизвольные связанные с положением глаз и бровей; произвольные - с положением рта, губ, щёк.

Вопрос № 4.Чем объяснить выраженность мимики при зубной боли?

Ответ: Близость расположения тригеминального комплекса ядер с ядрами лицевого нерва, выраженную активацию подкорковых структур (ретикулярная формация, зрительный бугор, полосатое тело, гипоталамус) и коры головного мозга, особенно её лобных отделов.

Вопрос №5. Что такое экстралингвистическая функция речи?

Ответ.Наряду с языковой (лингвистической) функцией, слово несёт информацию о субъекте говорящего, его поле, возрасте, физическом и эмоциональном состоянии.

Вопрос №6.Охарактеризуйте параметры слова, речи и укажите в каких отделах коры головного мозга происходит их оценка?

Ответ.Высота, звук, сила, тембр, длительность. Височная доля в левом полушарии коры головного мозга (центр Брока).

ЗАДАЧА №38

У человека нет специализированных органов для речеобразования и в онтогенезе обеспечивается за счет объединения деятельности органов дыхания, голосообразования и пищеварения.

Вопрос № 1.Как называется интеграция обеспечивающая воспроизводство речи. Как выглядит?

Ответ.Дать определение функциональной системы обеспечивающей производство слова, нарисовать схему.

Вопрос № 2.Какие два вида речи существуют и каково их назначение?

Ответ.Импрессивная - направленная на понимание речи.

Экспрессивная - направленная на воспроизводство речи.

Вопрос3. Перечислите основные этапы импрессивной речи?

Ответ:

1) первичное восприятие речевого сообщения

2)декодирование сообщения

3)анализ звукового состояния речи

4)сравнение сообщения с семантическими категориями прошлого опыта и собственным пониманием его значения.

Задача № 39

Люди могут общаться между собой как голосовой, так и шепотной речью. Что составляет основу этих двух видов речи?

Вопрос №1.Какими параметрами обладают звуковые системы, создающие звуковую речь?

Вопрос№2.Каков механизм речевой фонации?

Ответ:Колебание голосовых связок за счёт струи выдыхаемого воздуха.

Вопрос №3.Каков механизм речевой артикуляции, определяющий фонемную структуру звука?

Ответ:Физической основой механизма артикуляции является резонанс полых пространств, образующихся за счёт изменения объёма полости глотки, носоглотки и полости рта.

Вопрос4.Что такое дислалии и когда они возникают? Что такое сигматизм?

Ответ:Дислалии возникают в результате повреждений органов полости рта и зубов. Бывают: палатоламии, глоссо-лингвалалии; лаболалии, денталалии. Сигматизм - дислалии, возникающие при затруднение формирования переднеязычных согласных (с, з, ц, ш, щ, ч)

ЗАДАЧА № 40

Совокупность органов, участвующих в речеобразовании образует три функционально взаимосвязанных компонента, необходимых для периферического механизма речи.

Вопрос№1. Перечислите органы принимающие участие в речепроизводстве, какие из них относятся к активным, какие к пассивным?

Ответ: Органы дыхания, звукообразования и пищеварения.

Активные (подвижные) - гортань, глотка, мягкое нёбо, язык, губы.

Пассивные - зубы, твёрдое нёбо, полость носа, придаточные пазухи.

Вопрос2.Перечислите три компонента периферического механизма речи?

Ответ:

1) Генераторный - формирует звук.

2) Резонаторный - усиливает звук.

3) Энергетический - обеспечивает энергетику речепроизводства.
Вопрос3.Перечислите механизмы генераторного компонента периферической речи?

Ответ: Различают два генератора речевого сигнала: звуковой - тоновый и шумовой.

Вопрос№ 4. Перечислить механизмы резонаторного компонента периферической речи?

Ответ. Резонаторы - усилители звука: верхний и нижний или головной и грудной.

В головном различают моделирующий резонатор - полость рта и глотки и не моделирующий - носоглотка с придаточными полостями.

Вопрос№ 5.Перечислите механизмы энергетического компонента речи

Ответ. Работа межрёберных мышц, диафрагмы, мышц живота и гладких мышц трахеобронхиального дерева.

ЗАДАЧА № 41.

Почему пользование частичными или полными съёмными протезами в первые дни после их наложения вызывает нарушение в произношении букв, фонем,слов?

Вопрос №1.Вчём заключается механизм артикуляции, определяющий фонемную структуру звука?

Ответ: Артикуляционный механизм связан с формированием различных объектов глотки, носоглотки и полости рта, конфигурация которых зависит от положения языка и нижней челюсти, и обеспечивает резонанс определённых звуковых частот.

Вопрос № 2. Что такое резонаторный компонент периферического механизма речи, его виды?

Ответ: Резонаторный - это усиливающий компонент речи. Различают его моделирующий и не модулирующие части.

Вопрос3.Какие виды афферентации различают при формировании фонем?

Ответ. Обстановочная, пусковая, обратная, санкционирующая.

Вопрос4.Какой процесс происходит в акцепторе результата действия сразу после наложения съемного протеза при формировании гласных и согласных фонем?

Ответ: Процесс рассогласования, т.к. параметры модели фонемы заложенной в акцепторе результата действия до наложения протеза, не совпадают с параметрами сформированной фонемы новых условиях (после наложения протеза).

Вопрос5.Чем обусловлено явление сигментизма сразу после наложения съёмных протезов?

Ответ: Изменением резонаторного компонента речи объёмом протеза и изменением потока обратной афферентации при формировании фонем.

ЗАДАЧА № 42.

Как объяснить, что по голосу человека можно получить представление о его поле, возрасте, физическом и эмоциональном состоянии?

Вопрос1. Какие два вида информации несут фраза и слово?

Ответ: Лингвистическую и экстралингвистическую. Лингвистическую - смысловую - семантическую. Экстралингвистическую - представление о поле, возрасте, физическом и

эмоциональном состоянии субъекта о его здоровье.

Вопрос2.Какие периоды различают в процессе развития и становления речевой деятельности у человека?

Ответ:

1) Подготовительный до 8 месяцев жизни (включает крик, гуление,
лепет).

2) Понимание речи ( с 9-10 месяца жизни)

3) Воспроизводство фонем отдельных слов, «слов - фраз» (1-1,5
года

4) Овладевание фразовой речью ( 1,5-3 года)

Вопрос № 3.Как влияет на воспроизводство речевых сигналов половая принадлежность?

Ответ. В детском возрасте звуковые сигналы идентичны у мальчиков и девочек. В период полового созревания в связи с перестройкой гортани звуковая тональность у юношей становится более низкой.

Вопрос № 4. Влияет ли состояние нейроэндокринного гомеостаза на речеобразование?

Ответ. При изменении уровня половых гормонов изменяется громкость, тембр голосообразования, может возникать мужской тембр голоса у женщин и женский у мужчин.

Вопрос №5.Какое влияние на речеобразовательную деятельность оказывает формирование молочного и постоянного прикуса?

Ответ: Формирование молочного прикуса и становление речепроизводства происходит одновременно и завершается к 2,5 - 3,5 годам жизни. Различные аномалии молочного прикуса отражаются на речеобразовании.

Затруднение в формировании фонем отмечается у детей в возрасте 7 -8 лет (смена резцов) и 12 - 13 лет (становления постоянного прикуса).

Вопрос№ 6. Каково значение слуховой сенсорной системы в речеобразовании?

Ответ: Глухие от рождения дети не способны научиться говорить.

Вопрос№ 7. Как влияет на речеобразовательную функцию эмоциональное и физическое состояние?

Ответ: Положительные эмоции способствуют усилению звуковых сигналов, т.к. активация симпатической нервной системы оказывает адаптационно - трофический эффект. Физическое утомление, отрицательные эмоции оказывают угнетающее действие на процессы речеобразования.

ЗАДАЧА № 43.

Каковы закономерности интеграции органов и механизмов их регуляции, участвующих в пищеварительной функции полости рта в первые месяцы жизни ребёнка?

Вопрос1.Как называется функциональная система обеспечивающая пищеварительную функцию в первые месяцы жизни ребёнка.

Ответ. Функциональная система, обеспечивающая насасывание адекватной для проглатывания порции молока.

Вопрос№ 2. Афферентации с каких рецепторов является пусковой в функциональной системе, обеспечивающей насасывание адекватной для проглатывания порции молока.

Ответ. Тактильных слизистой полости рта, языка.

Вопрос3.Афферентация с каких рецепторов в первые 2 часа жизни ребёнка имеет решающее значение в оценке адекватности порции грудного молока пригодной для проглатывания? Как это доказать?

Ответ: С вкусовых рецепторов. С помощью сложноустроенной соски, которая позволяет быстро менять вкусовые качества жидкости или её отсутствие

(пустышка).

Вопрос4.С какого времени жизни ребёнка начинает формироваться гингиво-мускулярный рефлекс?

Ответ. С начала первого кормления.

Вопрос №5.Информация с каких рецепторов слизистой языка и полости рта имеет решающее значение в оценке адекватности порции грудного молока после 7 -8 дня жизни ребёнка? Как это доказать?

Ответ. С тактильных рецепторов. С помощью сложноустроенной соски, которая позволяет изменить вкус насасываемой жидкости или молока или её отсутствие 9 пустышка).

Вопрос №6. Информация с каких рецепторов закрепляет врождённый и приобретённый компоненты обратной афферентации в оценке адекватной для проглатывания порции молока в функциональной системе насасывания?

Ответ. Врождённый с вкусовых. Приобретённый с тактильных.

ЗАДАЧА № 44

Как называется интеграция органов и механизмов их регуляции обеспечивающая процесс пищеварения в полости рта после прорезывания зубов?

Ответ. Функциональная система обеспечивающая формирование адекватных для проглатывания пищевого комка.

Вопрос1.С какого момента развития зубочелюстной системы можно утверждать о начале формирования сменного прикуса?

Ответ. С прорезывания первых зубов.

Вопрос №2.С какого момента развития зубочелюстной системы начинает проявляться периодонто-мускулярный рефлекс?

Ответ. С прорезывания первых зубов. ( резцы на нижней челюсти с 6 месяцев)

Вопрос3.С какого момента развития зубочелюстной системы можно утверждать о формировании постоянного прикуса?

Ответ. С прорезывания первых постоянных зубов.

Вопрос №4.Какие рефлексы зубочелюстной системы обеспечивают регуляцию акта жевания?

Ответ:

1) Периодонто-маскулярный.

2) Гингиво-маскулярный.

3) Артикуло-маскулярный.

Вопрос №5.Перечислите параметры пищевого комка?

Ответ. Объём, вкус, температура, консистенция (увлажнённость, ослизнённость).

Задача№45

Пытаясь разгрызть зубами твердый орех, человек ощутил сильную боль.

Вопрос№1.Активация какой сенсорной системы вызвало ощущение боли?

Эталон ответа: болевой сенсорной системы

Вопрос№2.Что такое боль по номенклатуре ВОЗ?

Эталон ответа: Это неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение, связанное с угрожающим или происшедшим повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения.

Вопрос№3.Какое определение боли дал академик П.К. Анохин?

Эталон ответа: Боль - это своеобразное психологическое состояние человека, определяющиеся совокупностью процессов в ЦНС, вызванных к жизни каким - либо сверхсильным или разрушительным раздражителем.

Вопрос№4.С раздражением рецепторов каких структур связано возникновение боли в приводимом примере?

Эталон ответа: механорецепторов периодонта.

Вопрос№5.О чем сигнализирует возникшее ощущение боли?

Эталон ответа: О достижении допустимых границ физиологической функции

Задача№46.

Пытаясь разгрызть зубами твердый орех, человек ощутил сильную боль.

Вопрос№1.К какому виду боли относится возникшее ощущение: физическому или психогенному?

Эталон ответа: к физическому.

Вопрос№2.Какой тип ощущения характерен для данной ситуации: эпикритический или протопатический?

Эталон ответа: эпикритический.

Вопрос №3.Чем характеризуется эпикритический тип ощущения боли?

Эталон ответа: Острая, быстро возникающая, хорошо локализованная боль.

Вопрос №4.Чем характеризуется протопатический тип ощущения боли?

Эталон ответа: разлитая, медленно развивающаяся, плохо локализованная, тягостная, тупая боль.

Вопрос№5.Какие категории включают в понятие физической боли?

Эталон ответа: Острая боль, обусловленная внешними или внутренними процессами; хроническая боль, связанная с процессами, затрагивающими

периферическую или центральную нервную систему.

Задача№47.

Человек часто не может точно определить локализацию источника боли в структурах полости рта.

Вопрос №1.Возбуждение каких рецепторов является источником боли?

Эталон ответа: Специфические ноцицепторы и рецепторы иных модальностей при сверхсильном раздражении.

Вопрос №2.Какие типы ноцицепторов Вы знаете?

Эталон ответа: Механоноцицепторы, термоноцицепторы, хемоноцицепторы, полимодальные ноцицепторы.

Вопрос №3.Каковы механизмы активации ноцицепторов?

Эталон ответа: механоцицепторы - деформация мембраны рецепторов;

хемоноцицепторы - действие алгогенов;

термоноцицепторы - не известно.

Вопрос №4.К каким структурам ствола мозга проецируются первичные афферентные волокна от ноцицепторов структур полости рта?

Эталон ответа: К каудальному и интерполярному отделам СЯТН, к ядрам РФ своей и частично контралатеральной стороны.

Вопрос №5.По каким путям передается ноцицептивная информация в высшие структуры мозга?

Эталон ответа: Вентральный центральный и дорсальный тригеминоталамические тракты, тригемино- ретикуло-таламический тракт.

Задача №48

При возникновении боли в челюстно-лицевой области у человека изменяется поведение и настроение.

Вопрос № 1.Какие компоненты реакции организма на боль Вам известны?

Эталон ответа: перцептуальный, рефлекторный двигательный, болевая активация коры, мотивационный, эмоциональный, активация памяти ( мнемический).

Вопрос2.К каким областям коры и промежуточного мозга поступает информация о повреждении в челюстно-лицевой области?

Эталон ответа: в сенсорные зоны I и II, орбито - фронтальную область и к структурам гипоталамуса.

Вопрос № 3.Какова роль корковых областей в формировании реакции на боль?

Эталон ответа:

сенсорная область I: определение локализации и интенсивности боли, организация двигательных защитных реакций; сенсорная область II: формирование собственно ощущения боли, регуляция антиноцицепции; орбито-фронтальная область: формирование сложных эмоционально-аффективных проявлений боли, психических ее переживаний.

Вопрос № 4.Какова роль гипоталамических структур в формировании реакции на боль?

Эталон ответа: организация вегетативных реакций, мотивационного и эмоционального компонентов болевой реакции.

Вопрос № 5.Каковы характерные черты дентальной боли?

Эталон ответа: склонность к иррадиации, формирование проекционных и отраженных болей.

Задача №49

Во время пожара родители бросаются спасать своих детей не обращая внимания на получаемые травмы, ожоги и боль.

Вопрос1.Сохраняется ли исходный уровень болевой чувствительности при стрессе?

Эталон ответа: может существенно уменьшаться.

Вопрос2.Какие уровни организации антиноцицептивной системы мозга ВЫ знаете и какие структуры мозга к ним относятся?

Эталон ответа: к структурам I уровня - стволовым, образующим систему нисходящего тормозного контроля - ЦСОВ, ДЯШ, БЯШ, ядра РФ; к структурам II уровня промежуточного мозга - ядра гипоталамуса и миндалины;к структурам III уровня - корковым - вторая сенсорная зона коры;

Вопрос3.Какие основные механизмы антиноцицепции реализуются на уровне первых ноцицентивных нейронов СЯТН?

Эталон ответа: нервный механизм - пресинаптическое и постсинаптическое торможение, гуморальный механизм - эндорфиновый.

Вопрос4.Каков механизм пресинаптического торможения передачи ноцицентивной информации?

Эталон ответа: влияние серотонинергических, адренергических и энкефалинергических синапсов на пресинаптические терминали ноцицентивных волокон, приводящее к уменьшению поступления ионов Са в синаптическую бляшку и уменьшению выделения « болевого медиатора» - вещества П.

Вопрос5.Каков механизм постсинаптического торможения первых ноцицентивных нейронов СЯТН?

Эталон ответа: при действии опиатов (эндорфина, энкефалина) угнетается аденилатциклаза в мембране нейрона, снижается синтез цАМФ и уменьшается реакция нейрона на выделяемый из синапсов ноцицептивных волокон « медиатор боли» - вещество П. Помимо этого, за счет мобилизации внутриклеточного Са увеличивается проницаемость кальцийзависимых калиевых каналов, что приводит к гиперполяризации мембраны нейрона.

Наши рекомендации