Вопрос 31.Девиантное поведение, его виды. Коррекция девиантного поведения детей разного возраста.

Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным (ДП). Виды ДП – преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального повед-я, представляющие определенную общественную опасность.

ДП подразделяется на две группы.

1. Поведение, отклоняющееся от норм психич-го здоровья(наличие явной или скрытой психопатологии.Сюда условно можно отнести астеников, шизоидов, эпилептоидов и др. психически ненормальных людей).

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм(пьянство, наркомания, проституция и пр).

Преступность изучается юриспруденцией, аморальное поведение–социологией, психологией, психиатрией.

Причины ДП: соц.неравенство;низкий морально-нравственный уровень общ-ва, бездуховность; окружающая среда. Молодые алкоголики, наркоманы, проститутки – в большинстве выходцы из неблагополучных семей.

Формы проявления ДП: наркомания и токсикомания; пьянство и алкоголизм; проституция; суицидное поведение; девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний; правонарушения.

По данным ВОЗ более 90% становятся наркоманами в возр. до 20 лет. Главные мотивы – жажда удовольствий, острых ощущений, эйфория. У токсикоманов кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.Алкоголизм начинается с бытового пьянства. 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающ. обстоятельствах, 40% др. преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных поврежд. в 70% случаев совершаются нетрезвыми; 50% разводов также связано с пьянством. Суицидальное поведение - саморазрушительное пов-е, способ ухода от неразрешимых проблем, от жизни. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, даже в 10-12-лет.Сексуальные девиации: зоофилия; садизм; мазохизм; гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение; трансексуализм и др.

Правонарушения–юридич. факты, противоречащие нормам права. Делятся на преступления – противоправное, наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и проступки– противоправное и виновное деяние, не представляющее большой общественной опасности.

ДПвначале всегда немотивированно, девиантная группа облегчает совершение противоправных и аморальных действий, снимает чувство вины. С девиантами работают: раб-ки правоохранит. органов, соц. п-ги и соц.псих-ги, соц. раб-ки. Коррекция ДП предполагает организацию системы мероприятий на различных уровнях (общегосударственном, правовом, экономич-м, медико–соц-ом, педагогич-м, соц-психологич-м).

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

-Воспитательная - восстановление положит.качеств, которые преобладали до появления «девиантности».

-Компенсаторная- формирование стремления компенсировать тот или иной соц. недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, реализовать потребность в самоутверждении.

-Стимулирующая - активизация положит-й соц. полезной предметно-практической деят-ти, осуществляется посредством осуждения-одобрения,т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

-Корректирующая - исправление отриц. качеств,корректировка мотивации, ценностных ориентации, повед-я.

-Регулирующая- воздействие соц. группы на личность, увеличение участияличностив групповой деят-ти.

Волевые качества превращают коррекцию всамокоррекцию.Самоанализ помогает самосознанию - осознанию иадекватной оценке особенностей своей деят-ти, поступков, своих индивидуальных качеств.

Этапы коррекц. работы:1.Формулировка соц-психол-й и пед. проблемы.2. Выдвижение гипотез о причинах ДП.3. Диагностика.4. Выбор методов и технологий коррекц. работы.5. Использование этих методов и технол-й.6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.7. Осуществление прогр-мы.8. Контроль за ходом и эффективностью программы. Наиболее сложными в реализации являются 3,4 и 5 этапы.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения соц-й и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные виды деят-ти, стимулирование развития творч. потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, худ.лит-ра, периодика и др.).

Классификация методов коррекции (В.П. Кащенко): педагогич-е методы (коррекция страхов; игнорирование; культура здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей, действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция; коррекция недостатков поведения, характера;корр-я через труд; рациональная организация дет.коллектива),психотерапевтические методы (внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ).

Общие формы коррекц. работы на уровне школы, которыеобеспечивают технологизацию этого процесса:

-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

-содержательная деят-ть в рамках коррекции ДП (псих-пед. практикумов с детьми и родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления, способы коррекции;

-реализация разрабатываемых программ на уровне школы;

-информирование учащ-ся и родителей о помощи, которую могут они получить в школе и др. учреждениях.

При осуществлении коррекц. работы соц.п-гунеобходимо:хорошо знать кажд. ребенка, его индивидуально-психологич. особенности и условия их формирования;при выборе приёмов воспитательного воздействия учитывать индивидуальные особенности реб-ка;проявлять пед. такт и уметь предвидеть последствия.


Наши рекомендации