Техническое обслуживание. Устранение неисправностей
Система питания влияет на бесперебойность и экономичность работы двигателя и машинотракторного агрегата (МТА) в целом.
При нормальной работе системы питания нет утечек топлива, отработавшие газы выходя из грубы без заметного дымления, фильтрующие элементы тонкой очистки топлива не засорены, момент начала подачи топлива у дизеля установлен согласно техническим требованиям, форсунки хорошо распыляют топливо и отрегулированы на заданное давление, в воздухоочистителе отсутствует подсос воздуха через неплотности его частей, поддон воздухоочистителя заполнен на установленном уровне незагрязненным маслом.
Ежесменно перед начатом работы рекомендуется выполнять следующие операции: заправить топливный бак чистым топливом; устранить утечки в соединениях, а при попадании воздуха в систему открыть продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и прокачать топливо с помощью насоса ручной подкачки до тех пор, пока вытекающее из контрольной трубки топливо не будет содержать в себе пузырьки воздуха; очистить насос и форсунки от пыли.
При ТО-1 через сливной кран нужно слить отстой из фильтров грубой и топкой очистки топлива и топливного бака. Слитый отстой собирать в отдельную посуду и отстаивать длительное время, после чего верхний слой можно использовать для заправки, а нижний для промывки деталей. Проверить и в случае необходимости долить масло в корпус
насоса при его автономной смазке. Заменить масло в поддоне воздухоочистителя. При работе в пыльных условиях масло в поддоне следует менять ежесменно. Зимой его на 1/3 разбавляют дизельным топливом.
При ТО-2 необходимо разобрать и промыть фильтр грубой очистки топлива. Его фильтрующий элемент следует промывать, многократно погружая в чистое дизельное топливо до полного удаления отложений. Нельзя чистить сетку фильтрующего элемента деревянными предметами, металлическими щетками и вытирать ее ветошью. Заменить масло в корпусе насоса с автономной смазкой. Очистить воздухоочиститель и промыть в ди-зельном топливе фильтрующие элементы и корпус.
При ТО-3 нужно промыть топливный бак, разобрать фильтр тонкой очистки топлива, промыть топливом его корпус и заменить фильтрующие элементы. Замена только одного из фильтрующих элементов недопустима. При сборке фильтра необходимо проследить, чтобы фильтрующие элементы были плотно прижаты пружинами к промежуточной плите. Иначе между ними будет проходить неотфильтрованное топливо. При необходимости (с разрешения инженера) отправить топливный насос с форсунками в мастерскую для проверки и регулировки. Запрещается разбирать и регулировать топливный насос с регулятором в по-левых условиях.
Проверка герметичности воздухоподводящей системы. При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кри-вошипно-шатунного механизма. Необходимо периодически про-верять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого снимают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае нужно подтянуть крепления воздухоподводящих частей.
Проверка работы форсунок. Если форсунка не распыляет топливо, то оно не сгорает, и соответствующий цилиндр выключается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилиндрах). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем
двигателе, следует установить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе двигателя. После этого форсунки поочередно выключают из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель изменяет ритм (работает на двух цилиндрах). При отключении неисправной форсунки ритмичность работы двигателя не изменяется.
Рабочее давление впрыскивания и качество распыления форсунки проверяют на работающем двигателе с помощью мак-си метра или эталонной форсунки. В качестве эталонной применяют контрольную, заранее отрегулированную исправную форсунку. Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно.
Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры сопровождается увеличенным на 10...30 % расходом топлива. При неполном сгорании топлива в отработавшихгазах возрастает количество токсичных веществ, которые загрязняют окружающую среду.
Контрольные вопросы
1 Какое топливо используют для дизелей?
2 Какова производительность воздухоочистителей? Какова
концентрация пыли в воздухе в полевых условиях?
3 С какой целью ДВС оборудуют турбокомпрессором?
4 Для чего в крышке заливной горловины топливного бака
расположено отверстие?
5 Каковы размеры частиц примесей, удерживаемых филы-
рами грубой и тонкой очистки?
6 Как удалить воздух из фильтров тонкой очистки топлива?
7 Какие величины давления развивают насосы? При каком
давлении работают форсунки?
8 Как определить неисправную форсунку на работающем
двигателе?
Лабораторное занятие №5 (4 часа)
СЦЕПЛЕНИЕ, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА, КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
1. Цель занятия. Изучение составных частей шасси.
1.1. Изучение принципа работы сцепления, коробки передач,
раздаточной коробки, карданной передачи.
1.2. Приобретение знаний и умений оценивать основные показатели и назначение сцепления, коробки передач, раздаточной
коробки, карданной передачи по их технической характеристике
и общему устройству
Содержание работы
2.1. Изучить материал занятия №5 настоящих методических указаний.
2.2. Изучить устройство сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи тракторов МТЗ-82 и ДТ-75М по плакатам и натуральным образцам.
2.3. Ответить письменно на контрольные вопросы по изучаемой теме.