Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб

Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru В винтовой паре: а–при завинч; б-развинчив

Момент сил трения в резьбе определим, рассматривая гайку как ползун, поднимающийся по виткам резьбы, как по наклонной плоскости Ползун находится в равновесии, если равнодействующая системы внешних сил Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru отклонена от нормали n-n на угол трения Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru . В нашем случае внешн-ми явл-ся осев сила Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru и окружн сила Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru .

При отвинчивании гайки окружная сила Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru и силы трения меняют направление

Самоторможение – это отсутствие самопр-го дв-я гайки под действием осевой нагрузки.

Запишем условие самоторможения резьбы без учета трения на торце гайки: Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru .

При Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru =0,1…0,3 Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru , следовательно, все крепежные резьбы - самотормозящие. Данные значения справедливы только при статических нагрузках. При переменных нагрузках и вибрациях (вследствие взаимных микросмещений поверхностей трения) коэффициент трения Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru значительно снижается (до 0,02 и ниже). При невып-ии условия самоторможения происходит самоотвинчивание.

Для предотвращения самоотвинчивания увеличивают трение между гайкой и деталью

Методы повышения КПД винтовой пары: КПД возрастает с увеличением угла подъема резьбы Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru , для этого применяют многозаходную резьбу;

- КПД возрастает с уменьшением приведенного угла трения Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru , для этого применяют резьбы с малым углом наклона Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru рабочей грани профиля и снижают коэф-т трения f

Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru Распределение нагрузки по виткам резьбы.

Учет распределения нагрузки по виткам имеет значение при определении высоты гайки.

Осевая нагрузка винта передается через резьбу гайке Каждый виток резьбы нагружается силами Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru , где z - число витков резьбы гайки. Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru .

В общем случае Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru не равны между собой, т.е. нагрузка между витками распределяется неравномерно, что особенно опасно при переменных нагрузках:

Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru ; Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru ; …; Соотношения сил в винтовой паре. Условие самоторможения резьбы. КПД резьб - student2.ru .

Обычно на практике гайки имеют 5-6 витков (верхниевитки мало нагружены). Поэтому разрушение винта чаще всего происходит по первому витку. При расчете винтовой пары принимают, что нагрузка распределена равномерно по всем виткам. Погрешности вычислений компенсируют выбором допускаемых напряжений, т.е. вводят коэффициент запаса.

Лекция № 9. Механические характеристики конструкционных материалов

Механические характеристики определяются следующими факторами:

  • веществом, его структурой и свойствами;
  • конструктивными особенностями элемента, т. е, размерами, формой, наличием концетраторов, состоянием поверхности;
  • условиями при нагружении: температурой, скоростью, повторяемостью нагрузки и др.

Конструкционные материалы в процессе деформирования вплоть до разрушения ведут себя по разному. Пластичное поведение характеризуется существенным изменением формы и размеров, при этом к моменту разрушения развиваются значительные деформации, не исчезающие после снятия нагрузки. Такие материалы называют пластичными. При хрупком поведении разрушение наступает при весьма малых деформациях, и материалы с такими свойствами называют хрупкими. Однако одни и те же конструкционные материалы, находящиеся в различных условиях деформирования, ведут себя по разному: при одних условиях проявляют себя как пластичные материалы, при других—как хрупкие. В связи с этим, основные макромеханические характеристики материалов — упругость, пластичность, вязкость и др. правильнее относить не к их свойствам, а к состояниям материала.

Наши рекомендации