Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары

Рассмотрим силы возникшие в винтовой паре. Развернём виток прям. Резьбы винта по среднему диаметру в наклонную плоскость, а гайку заменим ползуном

Гайка нагружена силой Fа и равномерно перемещается под действием окружной силы Ft вверх.

Ползун находится в состоянии равновесия под действием системы сил: Fa, Ft, Fтр, Fn

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Заменим силы Fтр и Fn их равнодействующей R

Угол между вектарами сил R и Fn наз. угол трения

tg Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Из трех сил Ft/Fa=tg( Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Ft=Fa*tg( Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Полученная зависимость справедлива только для прям резьбы. Связь между силами трения между прямоугол и остроугол можно получить если предположить < Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Для определения окружной силы в треугольной резьбе

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru )

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Если ведущим является винт, то КПД:

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Для увеличения КПД применяют многозаходние резьбы

13.Момент завинчивания. Момент сопротивления в резьбе и момент трения на опорной поверхности гайки.

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

При завинчивании гайки или винта к ключу прикладывают момент завинчивания (рис. 3.28):

где Fρ — сила на конце ключа; / — расчетная длина ключа; Τ — момент в резьбе от окружной силы Fty приложенной по касательной к окружности среднего диаметра резьбы,

Здесь Fo — сила затяжки болта (взамен внешней осевой силы F); Tf — момент трения на опорном торце гайки или головки винта.

Опорный торец гайки представляет собой кольцо (рис. 3.29) с наружным диаметром D\, равным ее диаметру фаски, и внутренним диаметром do, равным диаметру отверстия под болт в детали.

Не допуская существенной погрешности, можно принять, что равнодействующая сила трения Rf = Fof приложена на среднем радиусе RCp = (D\ fdo)/4 опорной поверхности гайки. При этом

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Схема для определения момента трения на торце гайки

Следовательно, момент завинчивания (момент на ключе)

14. Расчёт на прочность элементов резьбы. Распределения нагрузки по виткам резьбы гайки.

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru Условия прочности резьбы по напряжениям среза

τ = F/(πd1HKKm)<[τ] для винта, τ = F/(πdHKKm)<[τ] для гайки,

где Η—высота гайки или глубина завинчивания винта в деталь; K=ab/p или К=се/р — коэффициент полноты резьбы; Кт — коэффициент неравномерности нагрузки по виткам резьбы.

Условие износостойкости ходовой резьбы по напряжениям смятия

σсм=F/(πd2hz)<[σcм]

Высота гайки и глубина завинчивания. Равнопрочность резьбы и стержня винта является одним из условий назначения высоты стандартных гаек.

16.Расчёт резьбовых соединений при действии статической нагрузки, перпендикулярной осям болтов (болт поставлен с зазором).

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Fтр > F

Fтр=Кз *F

Fтр= Fзат* f* i= Kз * F

Fзат = Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

d1> Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Fрас= 1.3* Fзат

[ Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru ]= Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Кз- коэф. Запаса

f- коэф. Трения

17.Расчёт незатянутого болта при действии статической нагрузки, перпендикулярной оси болта (болты в отверстиях поставлены без зазора).

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

В этом случаи отверстия обрабатываются развёрткой, а диаметры стержня болта выполн. с допуском обесп. посадку с натягом.

Длина части болта без резьбы должна быть меньше суммы толщин соед. детали на 2-3 мм.

Стержень растчитывается по направлению среза

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

18.Расчёт затянутого болтового соединения при действии внешней асимметричной нагрузки, раскрывающей стык деталей (от F и M)

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Примером служат болты для крепления крышек резервуаров, нагруженных давлением ρ жидкости или газа (рис. 1.23). Затяжка болтов должна обеспечить герметичность соединения или нераскрытие стыка под нагрузкой. Задача о распределении нагрузки между элементами такого соединения статически неопределима и решается с учетом деформаций этих элементов. Обозначим: F3aT·—сила затяжки болта;F= FΣ/z — внешняя нагрузка соединения, приходящаяся на один болт (Z — число болтов).

После приложения внешней нагрузки к затянутому соединению болт дополнительно растянется на некоторую величину Δ, а деформация сжатия деталей уменьшится на ту же величину.

Если обозначим χ коэффициент внешней нагрузки (учитывает приращение нагрузки болта в долях от силы F), то дополнительная нагрузка болта равна xF, а уменьшение затяжки стыка — (1 — x)F. Величину коэффициента χ определяют по условию равенства деформаций болта и деталей, возникающих после приложения внешней нагрузки.

Δ=χFλ=(1-X)Fλ„ (1.23)

где λ β — податливость болта, равная его удлинению при единичной нагрузке; λΛ суммарная податливость соединяемых деталей.

Из равенства (1.23) имеем

χ=λΛ/(λ6+λΛ). (1.24)

Далее получим приращение нагрузки на болт

Fb=xF (1.25)

расчетную (суммарную) нагрузку болта

Fp=Fзат+xF (1.26)

и остаточную затяжку стыка от одного болта

FCT=Fзат-(1-x)F(1.27)

19.Расчёт группы затянутых болтов (клеммового соединения)

Для группы с одинаковыми нагружениями болтов сначала опред внешнию силу действующую на болтовое соединение. А затем внешнию силу на один болт

Сила Fзат Z суммарная сила затяжки всех болтов, вызывает со стороны каждой половину ступицы силу давления на вал Fn. Момент сил трения между ступицой и валом должен уравновесить внешний момент.

Момент сил трения:

Ттр=Fтр d=Fn f d

Тв = F L

Fn f d = Kз F L

Fn = Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Предположим что полов. ступицы схемы соединения с рычагом шарнирно в точке а

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Fзат = Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

20.Расчёт группы затянутых болтов при действии асимметрично приложенной нагрузки, сдвигающей детали в стыке.

Примером служит крепление кронштейна (рис. 1.30). При расчете соединения силу заменяем такой же силой, приложенной в центре тяжести стыка, и моментом Т= FZL Момент и сила стремятся повернуть и сдвинуть кронштейн. Нагрузка от силы Fz распределяется по болтам равномерно:

F=FΣ/z. (1.38)

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Нагрузка от момента (реакции FTi, FTi, ..., FT) распределяется по болтам пропорционально их деформациям при повороте кронштейна. В свою очередь, деформации пропорциональны расстояниям болтов от центра тяжести стыка, который является ление реакций болтов перпендикулярно rz. По условию равновесия, T=Ft1r1+FT2r2+....+Ftzrz

где 11 " \ (1.39)

Ft1/ FT2=r1/r2

Для примера на рис. 1.30

T=4 Ft1r1+2FT2r2.

Суммарная нагрузка каждого болта равна геометрической сумме соответствующих сил Ff И Ft (на рис. 1.30 показана нагрузка для первого болта F

За расчетную принимают наибольшую из суммарных нагрузок. Сравнивая значения и направление реакций, можно отметить, что для соединения, изображенного на рис. 1.30, наиболее нагруженными болтами являются 1-й и 3-й (реакции Ff И Ft близки по направлению) или 2-й (Ff и FT направлены одинаково, но FTi<FTl и FTi).

В конструкции соединения болты могут быть поставлены без зазора или с зазором.

Болты поставлены без зазора. Нагрузка воспринимается непосредственно болтами (см. рис. 1.21,6). Прочность болтов и деталей рассчитывают по напряжениям среза и смятия [формулы (1.21) и (1.22)].

Болты поставлены с зазором. Нагрузка воспринимается силами трения в стыке, для образования которых болтам дают соответствующую затяжку. Приближенно полагают, что равнодействующая сил трения, вызванных затяжкой каждого болта, приложена в центре соответствующего отверстия.

Соединение будет прочным (детали не сдвигаются), если равнодействующая сил трения под каждым болтом не меньше, чем соответствующая равнодействующая сил Fr и FT. Так как по условию задачи болты затягивают одинаково, общую затяжку определяют по наиболее нагруженному болту (1-му или 2-му; рис. 1.30 ). Необходимая затяжка болтов

F^ = KFmJf, (1.40)

где £=1,3...2—коэффициент запаса; Fmax—сила, приходящаяся на наиболее нагруженный болт, равная, например, Ft; /—коэффициент трения в стыке деталей .

21.Общие сведения о сварных соединениях. Достоинства и недостатки. Область применения.

Сварное соединение — неразъемное. Оно образуется путем сваривания материалов деталей в зоне стыка и не требует никаких вспомогательных элементов. Прочность соединения зависит от однородности и непрерывности материала сварного шва и окружающей его зоны.

Применяемые в современном машиностроении виды сварки весьма разнообразны. Каждый из них имеет свои конкретные области применения . Из всех видов сварки наиболее широко распространена электрическая. Различают два основных вида электросварки: дуговую и контактную.

Силовые соотношения в винтовой паре. Самоторможение в резьбе. КПД винтовой пары - student2.ru

Все рассмотренные виды контактной сварки высокопроизводительны, их широко применяют в массовом производстве для сварки труб, арматуры, кузовов автомобилей, металлической обшивки железнодорожных вагонов, корпусов самолетов, тонкостенных резервуаров и т. п.

При сварном соединении проще обеспечиваются условия равнопрочности, снижения массы и стоимости изделия. Сварку применяют не только как способ соединения деталей, но и как технологический способ изготовления самих деталей

Для изготовления сварных деталей не требуется моделей, форм или штампов. Это значительно снижает их стоимость при единичном и мелкосерийном производстве. Сварка таких изделий, как зубчатые колеса или коленчатые валы, позволяет изготовлять их более ответственные части (венец, шейка) из высокопрочных сталей, а менее ответственные (диск и ступица колеса, щека коленчатого вала) — из дешевых материалов. По сравнению с литыми деталями, сварные допускают меньшую толщину стенок, что позволяет снизить массу деталей и сократить расход материала. Большое распространение получили штампосварные конструкции (рис. 3.2, в), заменяющие фасонное литье, клепаные и другие изделия. Применение сварных и штампосварных конструкций позволяет во многих случаях снизить расход материала или массу конструкции на 30...50%, уменьшить стоимость изделий в 1,5....2 раза.

Наши рекомендации