Техническое обслуживание генераорных установок
Первые работы по техническому обслуживанию генераторных установок выполняют перед вводом автомобиля в эксплуатацию, затем генераторные установки обслуживают с периодичностью, равной ТО-2.
Недостаточно жесткое крепление генератора к двигателю является основной причиной поломки его крышек. Чрезмерно натянутый приводной ремень приводит к перегрузке подшипников и их ускоренному износу. Слабо натянутый приводной ремень проскальзывает, что приводит >к ускоренному износу ремня и шкива, а также к уменьшению напряжения генераторной установки. Натяжение ремня проверяют по его прогибу при нажатии на ремень-с усилием 30—40 Н посередине между шкивами генератора и вентилятора. Этот прогиб должен соответствовать данным, приведенным в инструкции по эксплуатации автомобиля.
При вводе в эксплуатацию нового автомобиля необходимо проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня и убедиться в надежном креплении генератора к двигателю.
В дальнейшем при каждом ТО-2 проверяют натяжение ремня и крепление генератора. Кроме этих операций, при ТО-2 очищают от грязи наружные поверхности генераторных установок и проверяют крепление наконечников присоединенных проводов.
Работы, проводимые с периодичностью в несколько ТО-2, имеют специфические особенности в зависимости от типа генератора, реле-регулятора или регулятора напряжения.
Генераторы постоянного тока. Такие генераторы через каждые 25—30 тыс. км при проведении очередного ТО-2 снимают с автомобиля для углубленной проверки и замены изношенных деталей.
Первоначально генератор осматривают, для чего снимают защитную ленту. При осмотре проверяют состояние щеточно-коллекторного узла. Не вынимая щеток из щеткодержателей, необходимо убедиться в том, что щетки свободно перемещаются в щеткодержателях и прилегают к коллектору всей контактной площадью, а также в надежности крепления канатиков к щеткодержателям. При обнаружении следует устранить перекосы и при необходимости подтянуть винты крепления канатиков. Затем (при помощи проволочного крючка) щетки вынимают из щеткодержателей, осматривают и измеряют. Если при осмотре обнаружены сколы или трещины на щетке или слабое крепление токоведущего канатика в теле щетки, ее заменяют. Щетки, имеющие высоту менее минимально допустимой (она зависит от типа генератора), подлежат замене.
Устанавливаемые в генератор щетки должны быть притерты по коллектору, для чего в электроотделении необходимо иметь запас притертых щеток. Новые щетки притирают к коллектору следующим образом. Полоску мелкой стеклянной шкурки шириной, равной длине коллектора, вводят между щеткой и коллектором. Затем протаскивают полоску против направления вращения якоря. Операцию повторяют до тех пор, пока щетка не будет хорошо прилегать к коллектору.
Более удобно притирать щетки, полностью обмотав коллектор полоской шкурки и закрепив ее в нем. Далее следует вращать крышку со щетками в направлении, противоположном вращению якоря.
При осмотре проверяют состояние пружин щеткодержателей. Пружины, потерявшие упругость, подлежат замене. Давление пружин проверяют динамометром. Между щеткой и коллектором прокладывают бумажную полоску и оттягивают динамометром нажимной рычажок щеткодержателя, фиксируя показания динамометра в момент, когда полоску бумаги можно вытащить легким усилием.
Поверхность коллектора должна быть чистой и гладкой. При загрязнении коллектор протирают ветошью, смоченной бензином. Подгар с коллектора удаляют мелкой стеклянной шкуркой, прижимая ее к коллектору и вращая рукой якорь. После прочистки следует продуть внутреннюю полость генератора сжатым воздухом для удаления абразивных частиц. Если подгар значительный и шкуркой не удаляется, коллектор протачивают до получения чистой и гладкой поверхности.
Не следует путать при осмотре коллектора подгорание с образующейся при работе генератора блестящей пленкой окислов меди (политурой). Цвет политуры бывает от соломенно-желтого до темно-коричневого. Подгоревшая же поверхность коллектора матовая, черного цвета. Удалять политуру не следует, так как она улучшает условия коммутации и уменьшает износ щеток.
Консистентная смазка, заложенная в подшипники при сборке генераторов, сохраняет свою работоспособность на протяжении определенного пробега. При применении смазки ЛЗ-158 ее заменяют через 60—70 тыс. км пробега. Смазку ЦИАТИМ-201 заменяют через 25—30 тыс. км.
Генераторы переменного тока. Они требуют значительно меньших затрат времени при техническом обслуживании. Они не нуждаются в замене смазки подшипников, так как в них применяют закрытые шариковые подшипники с одноразовой смазкой.
Через каждые 25—30 тыс. км пробега при очередном ТО-2 генератор снимают
с автомобиля для осмотра щеток и контактных колец. Для этого отвертывают винты, крепящие пластмассовый щеткодержатель, вынимают его, проверяют, свободно ли перемещаются щетки в направляющих отверстиях, вынимают и осматривают щетки, измеряют их высоту. Если щетка заедает в щеткодержателе, ее и стенки направляющего отверстия протирают ветошью, смоченной бензином. Изношенные щетки заменяют. Грязь и масло с контактных колец удаляют ветошью, смоченной бензином. Кольца с износом более 0,5 мм по диаметру протачивают.
Реле-регуляторы и регуляторы напряжения. Вибрационные и контактно-транзисторные реле-регуляторы и регуляторы напряжения подвержены разрегулировке в процессе эксплуатации. Эти устройства проверяют через каждые 25—30 тыс. км пробега.
Проверка реле-регуляторов (РР24, РР130 и др.), работающих с генераторами постоянного тока, заключается в измерении регулируемого напряжения, напряжения включения реле обратного тока и тока ограничителя.
Вибрационные регуляторы напряжения (РР127, РР380), работающие с генераторами переменного тока, проверяют на регулируемое напряжение.
У вибрационных устройств возможна значительная эрозия контактов, которая определяется при осмотре и устраняется зачисткой контактов надфилем или абразивной пластинкой. После зачистки необходимо протереть контакты ветошью, смоченной бензином, и продуть их воздухом.
Проверка контактно-транзисторного реле-регулятора РР362 и его модификаций состоит из измерения регулируемого напряжения и силы тока срабатывания реле защиты. Если измеренные параметры выходят за установленные пределы (см. табл. 7, 8), выполняют их подрегулировку. У всех вибрационных устройств регулировку осуществляют, изменяя натяжение спиральной пружины подгибанием ключом (рис. 34) хвостовика, на котором крепится нижнее ушко пружины. Соприкасаясь с хвостовиком, ключ находится под напряжением, поэтому при регулировке следует соблюдать осторожность.
Бесконтактные регуляторы напряжения не подвержены разрегулировке и не требует никакого технического обслуживания, за исключением очистки от грязи. Интегральные регуляторы напряжения также не требуют никаких профилактических работ. Регулируемое напряжение" у бесконтактных регуляторов, в том числе и регуляторов на интегральных схемах, проверяют только при предположении о их неисправности.
Регулирующие устройства непосредственно на автомобиле проверяют приборами К301, Э214 и на стендах Э205, К461, а в условиях электроцеха — на стендах 532М, Э211, КИ-968, 532-2М.
Контрольные вопросы
1.Объясните устройство генератора постоянного тока и назначение его основных узлов.
2.Объясните устройство генератора переменного тока и назначение его основных узлов.
3.Объясните отличия характеристик генераторов постоянного и переменного тока.
4.В чем заключается принцип регулирования напряжения генераторов?
5.Объясните принцип действия вибрационного регулятора напряжения и способы улучшения его характеристик.
6.Объясните принцип действия полупроводниковых регуляторов напряжения.
7.Объясните назначение и работу устройств защиты генераторов.
8.Объясните по схеме работу генераторной установки постоянного тока.
9.Объясните по схеме работу генератора Г221 и регулятора напряжения РР380.
10. Объясните по схемам работу генератора Г250 с регуляторами напряжения РР362 и РР350.
11. Объясните по схеме работу генератора Г272 и регулятора напряжения РР356.
12. В чем заключаются особенности схем включения интегральных регуляторов?
13.В чем заключается техническое обслуживание генераторных установок?