Разборка машины или механизма

Первоначальная разборка оборудования производится нерасчлененными узлами, каждый из которых в дальнейшем разбирается на детали. Необходимость разборки узлов определяется видом и задачами ремонта.

Разборка металлорежущего станка или другого вида оборудования должна производиться с соблюдением следующих правил:

1) перед разборкой ознакомиться с техническим паспортом, кинематической и гидравлической схемами, чертежами основных частей; составить схему-график разборки-сборки; последнее обязательно к выполнению при ремонте сложного оборудования;

2) если кинематическая или гидравлическая схема в техдокументации на оборудование отсутствует, ее нужно составить в процессе разборки ремонтируемого оборудования;

3) произвести дефектацию деталей и составить дефектную ведомость;

4) разборку оборудования и его узлов следует начинать со снятия предохранительных щитков, кожухов и крышек, чтобы обеспечить доступ к разбираемым узлам;

5) разборку нужно вести инструментами и приспособлениями, применение которых исключает возможность порчи годных деталей;

6) ударять молотками по деталям при разборке следует через подставки или выколотки из дерева либо мягкого металла;

7) разбираемые детали надо снимать аккуратно, не допуская их перекосов, заклинивания и повреждений;

8) к трудно снимающимся деталям нельзя прилагать большие усилия; необходимо выяснить причину заедания и устранить ее;

9) разборка длинных валов должна производиться с применением нескольких опор;

10) детали каждого разбираемого узла необходимо укладывать в отдельные ящики, а не нагромождать одну на другую; особенно осторожно следует укладывать детали с хорошо обработанными поверхностями;

11) ящики с деталями обязательно закрывать крышками;

12) болты, шайбы, и другие крепежные детали при полной разборке узла укладывают в специальный ящик; при частичной разборке целесообразно крепежные детали вставлять обратно в предназначенные для них отверстия;

13) крупные детали укладывают на подставки возле ремонтируемого станка;

14) детали отдельных узлов следует пометить на нерабочих поверхностях клеймами, краской или электрографом.

При разборке ремонтируемого оборудования необходимо все детали очистить от пленок окислов, масла и грязи. Эта операция является весьма ответственной, так как цель ее не только придать деталям опрятный вид, а главным образом выявить наличие износа и определить степень ее годности для дальнейшей эксплуатации.

При необходимости соблюдения точного взаимного расположения деталей на них ставят соответствующие метки. При разборке гидро- или пневмосистем должны помечаться все трубопроводы и места их подсоеди­нения на элементах системы.

Разборка должна вестись соответствующими инструментами и приспособлениями, использование которых исключает порчу год­ных деталей. При невозможности применения съемников и вынуж денном использовании молотка или кувалды удары

С целью облегчения снятия насаженной с натягом детали ее можно нагревать горячим маслом, паром, огнем, а охватываемую деталь охлаждать с помощью твердой углекислоты или жидкого воздуха.

Для снятия с валов посаженных с натягом шкивов, звездочек, зубчатых колес, подшипников и других аналогичных деталей следует пользоваться приспособлениями: двух- и трехзахватными съемниками различных типоразмеров ; прессами винтовыми, рычажно-реечными и гидравлическими; винтовыми приспособ­лениями различных конструкций; гидравлическими съемниками, где плунжерный насос нагнетает масло в цилиндр для перемещения поршня , производящего выпрессовку детали. В зависимости от назначения приспособления могут быть шеиилльными, предназначенными для снятия какой-либо детали, и универсальными, позволяющими снимать различные шли.

Резьбовые соединения разбирают с помощью гаечных и специальных ключей различных конструкций, отверток, шпильковерток, механизированного инструмента с электро- или пневмоприводом, инерционно-ударного типа. При полной разборке узла крепежные детали складывают в специальный ящик, а при частичной разборке без снятия детали вставляют в предназначенные для них отверстия.

Неподдающееся из-за коррозии разборке резьбовое соедине­ние погружают в керосин или смачивают керосином и разбирают по прошествии нескольких часов. Резьбу с забоинами на концах бол­тов или шпилек запиливают трехгранным напильником. При невоз­можности отвинтить гайку обычным способом ее отвинчивают с по­мощью зубила и молотка, отрезают ножовкой или газовым пламенем имеете с концом болта с последующей заменой гайки и болта.

Наши рекомендации