Разработка механизма реализации концепции социально-экономического развития: сущность и основные элементы механизма

4. Совершенствование информационного обеспечения и применения современных информационных технологий в разработке стратегических планов развития муниципальных образований

1. Структура и содержание основных стратегических документов.

Стратегические планы имеют дифференциацию в зависимости от статуса документа, детализации прогнозов и показателей планирования, степени организованности субъектов их реализации. Статус информационно-управленческого ориентира, когда стратегический план обеспечивает выбор внутренних ориентиров системы местного управления и необходимую перспективную информацию о проблемах, приоритетах, целях и программах для всех подразделений и служб администрации города. Такой план может быть достаточно легко инициирован и разработан сотрудниками администрации, в этом случае он не несет законодательной нагрузки и необязательно должен обеспечивать скоординированную деятельность всех основных «действующих лиц» в городе, частично осуществляя координацию партнерства на базе исполнительной власти. В тоже время даже эта – минимальная - роль позволяет выработать стратегические ориентиры и сформировать единомыслие в управлении городом. Подобный план может быть разработан без дополнительных ресурсов, а его реализация осуществляется в рамках действующей системы управления[27].

Статус документа общественного согласия, с одной стороны отражает недирективность стратегического плана и отход от традиционного, чисто административного характера планирования, а с другой стороны, является тем рамочным документом, в соответствии с которым местные власти, население, предприятия, организации и общественность принимают на себя определенные обязательства и соглашаются участвовать в программах и мероприятиях. Общественное согласие достигается на основе механизма долгосрочного партнерства при инициировании, выборе и реализации целей развития города. Стратегический план утверждается сформированным для этих целей общественным органом – генеральным советом стратегического плана. Положительной стороной такого статуса является то, что все участники разработки плана, представленные в общественном органе, берут на себя моральные обязательства добиваться реализации мероприятий плана и придерживаться выбранных приоритетов В тоже время данный статус не обеспечивает строгую обязательность исполнения плана со стороны местных властей, преемственность его реализации и мониторинга в условиях частой смены ведущих «действующих лиц» в городах России[28].

Стратегический план может получить статус городского закона,в этом случае он должен быть утвержден законодательным органом, что повышает статус плана, законодательно закрепляет партнерство всех целевых групп, формируемое в процессе разработки и реализации плана. В этом варианте к работе органов разработки и управления планом – общественного совета по стратегическому плану и рабочих групп – обязательно добавляется экспертная оценка местных органов власти, при этом координация процесса разработки, утверждения, реализации и мониторинга стратегического плана осуществляется подразделениями местной администрации. Финансовую базу плана данного статуса можно строить с учетом будущих бюджетов города, что является одним из достоинств подобного подхода. Законодательное утверждение плана, кроме того, закрепляет сложившееся партнерство всех заинтересованных сторон, обеспечивает преемственность стратегического планирования и в определенной мере защищает его от политических изменений, позволяет органам исполнительной власти осуществлять практическую координацию работ по реализации плана. Естественно, в случае обязательного законодательного утверждения плана усложняется сама процедура рассмотрения и обсуждения плана, что обусловливает необходимость привлечения внешних специалистов к обоснованию целей и мероприятий стратегического плана[29].

Обобщение результатов теоретических исследований и опыта практических разработок прогнозно-аналитического характера в сфере планового регулирования муниципальных образований России позволяет рекомендовать органам местного самоуправления два основных документа, подлежащих утверждению. Во-первых, это концепция долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования, во-вторых, – комплексная программа его развития.

Центральной проблемой разработки документов, характеризующих перспективное развитие муниципальных образований, является обоснование их стратегического выбора, стратегических целей и приоритетов социального и экономического развития, путей их достижения. Эти и другие, связанные с отмеченными выше, задачи решаются в рамках формирования концепции перспективного социально-экономического развития муниципального образования – главного документа, характеризующего стратегию его развития.

Комплексность развития муниципального образования означает достижение такого состава, содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые призваны обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения.

2. Структура и содержание основных стратегических документов.

Структурно концепция социально-экономического развития муниципального образования включает следующие основные разделы:

- Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.

- Стратегические цели социального развития.

- Стратегические цели экономического развития.

- Стратегические цели градостроительного развития.

- Стратегический выбор муниципального образования.

- Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования.

Обобщение опыта формирования комплексных программ социально-экономического развития ряда муниципальных образований России показывает, что в качестве типовой может быть рекомендована следующая примерная структура:

Сводный раздел:

· стартовые условия и исходные предпосылки развития муниципального образования;

· стратегический выбор муниципального образования;

· стратегические цели и основные приоритеты реформирования и социально-экономического развития муниципального образования;

· антикризисные и стабилизационные меры первоочередного характера;

· ресурсное обеспечение реализации программы.

Раздел “Повышение качества жизни населения”:

· охрана здоровья населения;

· обеспечение общественного порядка и законности;

· улучшение экологической ситуации;

· защита социально уязвимых групп населения;

· обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами;

· благоустройство территории;

· бытовое обслуживание и торговля;

· сфера образования;

· культура и искусство;

· транспортное обслуживание;

· прочее.

Раздел “Основные направления реформирования и развития экономики муниципального образования”:

· рационализация структуры экономики;

· поддержка предпринимательства;

· развитие межтерриториальных и внешнеэкономических связей;

· прочее.

Раздел “Основные направления развития системы местного самоуправления”:

· рационализация структуры управления муниципальным образованием;

· обеспечение баланса интересов на территории;

· укрепление финансово-экономической базы местного самоуправления;

· нормативно-правовое, информационное, кадровое обеспечение системы местного самоуправления.

В разделе “Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации” должны быть рассмотрены: роль муниципального образования в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации, на территории которого оно расположено, других субъектов Федерации, страны в целом; особенности его нового геополитического и геоэкономического (после прошедшего этапа политических и экономических реформ в стране) положения, другие условия и предпосылки развития. Центральное место в разделе должно быть отведено вопросам оценки качества жизни населения, составляющего местное сообщество; оценки величины и эффективности использования местного социально-экономического потенциала; оценки результативности экономических реформ на местном уровне; анализа экологической ситуации; оценки действующей системы местного самоуправления[30].

В разделе “Стратегические цели социального развития” необходимо определить качественно, количественно и во времени основные цели развития местной социальной сферы. Этот раздел имеет особое значение в концепции, ибо является ведущим по отношению ко всем ее последующим частям, в значительной мере определяет стратегический выбор муниципального образования, цели его экономического и градостроительного развития.

Ядром концепции является раздел “Стратегический выбор муниципального образования”. Именно в этом разделе должны быть представлены материалы, обосновывающие приоритетные функции, которые будет реализовывать муниципальное образование для достижения стратегических социальных целей своего развития.

В разделе “Стратегические цели экономического развития” следует определить качественно, количественно и во времени главную и обеспечивающие цели развития экономики муниципального образования. Аналогичные требования предъявляются к содержанию раздела “Стратегические цели градостроительного развития” применительно к изменениям градостроительной сферы муниципального образования.

Раздел “Основные направления местной социально-экономической политики” структурно включает в себя четыре основных подраздела, раскрывающих существо намечаемой деятельности в социальной, экологической, экономической и градостроительной сферах муниципального образования.

Реализация перспективной концепции социально-экономического развития муниципального образования предполагает наличие необходимых ресурсов и представления о механизме их использования. В современных условиях хозяйствования органы местного самоуправления еще на этапе разработки концепции должны укрупненно определить потребность в ресурсах, очертить основные контуры механизма их привлечения и реализации. Перечисленные вопросы необходимо отразить в разделе “Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования”.

Задачи формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования состоят:

· в разработке (уточнении) системы целей социально-экономического развития муниципального образования;

· в формировании увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения совокупности мероприятий, реализация которых призвана обеспечить экономически эффективное достижение программных целей при соблюдении принятых в концепции приоритетов, условий и ограничений социального, экологического и экономического характера;

· в разработке механизма управления реализацией программы.

· Формирование комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования основывается на следующих основных принципах: целенаправленности, комплексности, эффективности, социальной приоритетности, преемственности, управляемости, гласности. Ведущим является принцип целенаправленности, из которого следует, что исходным звеном составления программы являются выбор и обоснование системы целей, определенных качественно, количественно и во времени.

· Принцип комплексности означает соблюдение ряда требований, основными из которых являются следующие. Во-первых, комплексность связана с необходимостью учета при разработке программы совокупности социальных, экономических, экологических, градостроительных факторов развития муниципального образования. Во-вторых, комплексность программы проявляется в обеспечении сбалансированности интересов всех участников программных работ. В-третьих, соблюдение принципа комплексности требует увязки программных мероприятий по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления.

· Принцип эффективности означает, во-первых, что в результате реализации программа должна иметь экономическую эффективность не ниже уровня, принятого для хозяйственного комплекса муниципального образования в целом. Во-вторых, такая программа является, по существу, крупным инвестиционным проектом, который должен быть финансово состоятельным.

· Следование принципу социальной приоритетности означает приоритет целей, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества, над другими программными целями развития.

· Принцип преемственности означает, что разработчики программы должны опираться в своей деятельности на стратегические целевые ориентиры и приоритеты регионального развития, направления и механизмы достижения перспективных целей, изложенные в принятой представительными органами местного самоуправления концепции перспективного развития муниципального образования.

· Реализация принципа управляемости программой предполагает создание специального организационного аппарата и необходимых организационно-методических документов, регламентирующих порядок и определяющих персональную ответственность участников программных работ.

· Принцип гласности предусматривает необходимость привлечения к рассмотрению и экспертизе проектов программных документов и результатов их реализации ученых и специалистов, представителей различных профессиональных групп и общественности, информирование населения о ходе программных работ.

Наши рекомендации