Домашнее задание

вариант №1

по дисциплине: Основы теории надежности

Проверил Выполнил

преподаватель студент гр. СОа-311

Коваленко В. Н. № зач. кн. 11-Сот-163

Афанасьев С.В.

Екатеринбург

Произвести (выполнить) полный расчет надежности триггера, представленного на рис.1:

домашнее задание - student2.ru

Рис.1

При следующих параметрах элементов:

- R1, R9 – МЛТ- 0,25 – 10 кОм;

- R2, R8 – МЛТ- 0,5 – 5,1 кОм;

- R3, R7 – МЛТ- 0,5 – 3,0 кОм;

- R4, R5 – МЛТ- 0,25 – 1,5 кОм;

- R6 – МЛТ- 1 – 120 кОм;

- VT1, VT2 – МП42А;

- С1, С5 – МБМ – 1000 пФ;

- С3 – К50-6 – 0,1мкФ;

- С2, С4 – КМ – 300 пФ;

- VD1, VD2 – Д9А;

Напряжение питания триггера Uп. = -12 В

Условия эксплуатации (Вариант 1):

- автофургонные;

- домашнее задание - student2.ru = 35

Необходимо найти интенсивность отказа, вероятность безотказной работы и среднее время работы до первого отказа триггера, если отказы его элементов распределены по экспоненциальному закону:

- для лабораторных условий;

- для условий эксплуатации;

Произвести анализ полученных результатов и дать рекомендации по повышению надежности.

Решение: Для определения надежности вычислим интенсивности отказов элементов домашнее задание - student2.ru -го типа в соответствии с учетом влияния нагрузки и условий эксплуатации по формуле домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru - интенсивность отказов при нормальных условиях, домашнее задание - student2.ru - коэффициент, учитывающий температуру, домашнее задание - student2.ru - коэффициент учитывающий влияние механических нагрузок.

Произведем расчет электрических режимов работы резисторов:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Определим коэффициент нагрузки резисторов по формуле домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru и домашнее задание - student2.ru - фактическая и номинальная мощности, рассеиваемые на резисторе:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Интенсивность отказов резисторов:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Определим коэффициент нагрузки конденсаторов по формуле домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru и домашнее задание - student2.ru - фактическое и номинальное напряжение на конденсаторе:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Интенсивность отказов конденсаторов:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Определим коэффициент нагрузки транзисторов по формуле домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru и домашнее задание - student2.ru - фактическая и номинальная мощности, рассеиваемые на коллекторе транзистора:

домашнее задание - student2.ru

Интенсивность отказов транзисторов:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Определим коэффициент нагрузки полупроводниковых диодов по формуле домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru и домашнее задание - student2.ru - фактический и номинальный токи:

домашнее задание - student2.ru

Интенсивность отказов диодов:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Результаты расчета и табличные данные заносим в таблицу 1:

Таблица 1

Наимено-вание и тип эл-тов Обозначение на схеме Кол-во эл-тов домашнее задание - student2.ru Интенсив-ность отказов в номинальн. режиме домашнее задание - student2.ru Режим работы Попра-вочный коэффициент домашнее задание - student2.ru Попра-вочный коэффициент домашнее задание - student2.ru домашнее задание - student2.ru домашнее задание - student2.ru
Коэф-фициент нагрузки домашнее задание - student2.ru Температура среды домашнее задание - student2.ru
Резистор МЛТ-0,25 R1 R4 R5 R9   0.4   домашнее задание - student2.ru 0.23 1.458 0.134 0.536
Резистор МЛТ-0,5 R2 R3 R7 R8 0.5 домашнее задание - student2.ru 0.23 1.458 0.168 0.672
Резистор МЛТ-1,0 R6 1.0 домашнее задание - student2.ru 0.23 1.458 0.335 0.335
Конденсатор МБМ С1 С5 2.0 домашнее задание - student2.ru 0.75 1.458 2.187 4.374
Конденсатор КМ С2 С4 1.4 домашнее задание - student2.ru 0.12 1.458 0.245 0.49
Конденсатор К50-6 С3 2.4 0.6 0.73 1.458 2.554 2.554
Транзис тор МП-42А VT1 VT2 3.0 домашнее задание - student2.ru 0.23 1.458 1.006 2.012
Диод Д9А VD1 VD2 0.7 домашнее задание - student2.ru 0.13 1.458 0.133 0.266

Определим интенсивность отказов триггера:

Для лабораторных условий:

домашнее задание - student2.ru

Для условий эксплуатации:

домашнее задание - student2.ru

Определим вероятность безотказной работы триггера за 10000 часов:

Для лабораторных условий:

домашнее задание - student2.ru

Для условий эксплуатации:

домашнее задание - student2.ru

Среднее время наработки до первого отказа триггера:

Для лабораторных условий:

домашнее задание - student2.ru

Для условий эксплуатации:

домашнее задание - student2.ru

Основная доля интенсивности отказов приходится на металлобумажные и электролитический конденсаторы, а также на транзистор. Поэтому, в случае необходимости, конденсаторы МБМ могут быть заменены на керамические, электролитический алюминиевый конденсатор- на танталовый. Германиевый транзистор, можно заменить кремниевым, так как они имеют меньшие интенсивности отказов. Либо применить охлаждение.

Задана структурная схема для расчета надежности системы:

домашнее задание - student2.ru

Рис.2.

Таблица 2.

№ элемента
домашнее задание - student2.ru 0,8 0,8 1,0 0,3 0,2 0,01 0,01 5,0 5,0 0,01 0,01

По известным интенсивностям отказов ее элементов (приведены в таблице 2) предполагая, что отказы элементов распределены по экспоненциальному закону, определить:

- вероятность безотказной работы системы;

- интенсивность отказа узла системы (обозначено пунктиром);

- среднее время наработки до первого отказа узла системы;

На основании выполненного расчета представить график домашнее задание - student2.ru , выводы и рекомендации по повышению надежности заданной резервированной системы.

Решение:

домашнее задание - student2.ru

Рис.3.

1. Из структурной схемы (рис. 3) видно, что система состоит из двух неравнонадежных устройств I и II. Вероятность безотказной работы такой системы можно вычислить по формуле:

домашнее задание - student2.ru ,

Так как устройство I представляет собой последовательное соединение узлов a, b, c, d, e, то

домашнее задание - student2.ru

Так как устройство II представляет собой последовательное соединение узлов f и k, то

домашнее задание - student2.ru

Чтобы определить вероятность домашнее задание - student2.ru и домашнее задание - student2.ru найдем вероятность всех элементов замещения по формуле домашнее задание - student2.ru . При экспоненциальном законе распределения, предполагается, что интенсивность отказов не зависит от времени и является постоянной ( домашнее задание - student2.ru ).

Узел «a» представляет собой дублированный узел с постоянно включенным резервом, причем каждая часть узла состоит из двух последовательно соединенных (относительно надежности) элементов. Число элементов основной и резервной цепи домашнее задание - student2.ru , а кратность резервирования домашнее задание - student2.ru , тогда:

домашнее задание - student2.ru

Узел «b» представляет собой дублированный узел с постоянно включенным резервом, кратность резервирования домашнее задание - student2.ru . При резервировании неравнонадежных изделий:

домашнее задание - student2.ru

Узел «с»- узел с одним нерезервированным элементом

домашнее задание - student2.ru

Узел «d» представляет собой дублированный узел по способу замещения. Кратность резервирования домашнее задание - student2.ru , при равной надежности всех элементов:

домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru - интенсивность отказов основной системы.

домашнее задание - student2.ru

В узле «е» применено резервирование с дробной кратностью и постоянно включенным резервом. В данном случае рассмотрим вариант, при котором число основных устройств домашнее задание - student2.ru , число резервных устройств домашнее задание - student2.ru , а общее число устройств домашнее задание - student2.ru . Кратность резервирования домашнее задание - student2.ru .

домашнее задание - student2.ru

Вероятность безотказной работы устройства I будет равна:

домашнее задание - student2.ru

Вероятность безотказной работы устройства II будет равна:

домашнее задание - student2.ru

Вероятность безотказной работы резервированной системы будет:

домашнее задание - student2.ru

2. Интенсивность отказа узла системы (обозначено пунктиром), вычислим по формуле:

домашнее задание - student2.ru , где домашнее задание - student2.ru - частота отказов системы.

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Среднее время наработки до первого отказа узла системы:

домашнее задание - student2.ru

домашнее задание - student2.ru

Построим график зависимости интенсивности отказов от времени, узла системы:

Таблица 3.

домашнее задание - student2.ru 0.0-0.4 0.4-0.8 0.8-1.2 1.2-1.6 1.6-2.0 2.0-2.4 2.4-2.8 2.8-3.2
домашнее задание - student2.ru 0.57 1.05 1.24 1.32 1.36 1.38 1.39 1.39

По данным таблицы 3, строим гистограмму, а затем сглаживаем ее:

домашнее задание - student2.ru

Рис.4.

Вывод: Все методы повышения надежности принципиально могут быть сведены к следующим основным:

1. резервирование;

2. уменьшение интенсивности отказов системы;

3. сокращение времени непрерывной работы;

4. уменьшение среднего времени восстановления работоспособного состояния.

Реализация указанных методов может осуществляться при проектировании, при производстве, при эксплуатации.

Резервирование является одним из наиболее эффективных методов повышения надежности технических систем. Однако, данный метод не всегда оправдан из- за экономических соображений.

Уменьшить интенсивность отказов системы можно следующими способами:

1) упрощение системы;

2) выбор наиболее надежных элементов;

3) облегчение электрических, механических, тепловых, и других режимов работы элементов;

4) стандартизация и унификация элементов и узлов;

5) совершенствование технологи производства;

6) автоматизация производства;

7) проведение профилактических мероприятий при эксплуатации аппаратуры.

Наиболее эффективными и многочисленными методами повышения надежности являются методы, которые применяются при проектировании технических устройств. К таким методам относятся:

1) резервирование;

2) упрощение системы;

3) выбор наиболее надежного элемента;

4) создание схем с ограниченными последствиями отказов элементов;

5) облегчение электрических, механических, тепловых и других режимов работы элементов;

6) стандартизация и унификация элементов и узлов;

7) встроенный контроль;

8) автоматизация проверок

Наши рекомендации