Учет фактических материальных затрат
Задание 11Заполните таблицу, используя метод «по средней себестоимости» для расчета прямых затрат основного материала А, списанного в производство за отчетный месяц.
№ п/п | Содержание операции | Количество материала А, шт. | Фактическая себестоимость материала А, руб. | Себестоимость единицы материала А, руб./шт. |
Остаток на начало месяца | 200 000 | |||
Поступление за месяц – всего | 239 600 | |||
в т.ч.: | 10-го числа | 114 400 | ||
12-го числа | 50 400 | |||
26-го числа | 74 800 | |||
Всего запасы с остатком на начало месяца | ||||
Отпущено в произ-водство за месяц | ||||
Остаток на конец месяца |
Решение
При использовании метода средней себестоимости предполагается, что себестоимость запасов равна средней стоимости запасов, имевшихся на начало учетного периода, и всех запасов, закупленных в этом периоде.
Средняя себестоимость единицы материала:
=215,5 руб./шт.
Стоимость отпущенного в производство материала:
1950*215,5=420225 рублей
Остаток на конец месяца составит:
90*215,5=19394 рублей.
№ п/п | Содержание операции | Количество материала А, шт. | Фактическая себестоимость материала А, руб. | Себестоимость единицы материала А, руб./шт. |
Остаток на начало месяца | 200 000 | |||
Поступление за месяц – всего | 239 600 | |||
в т.ч.: | 10-го числа | 114 400 | ||
12-го числа | 50 400 | |||
26-го числа | 74 800 | |||
Всего запасы с остатком на начало месяца | 439 600 | 215,5 | ||
Отпущено в произ-водство за месяц | 420 225 | 215,5 | ||
Остаток на конец месяца | 19 394 | 215,5 |
Вывод. Остаток на конец месяца составляет 19394 рублей, стоимость отпущенного в производство материала составляет 420225 рублей.
Задание 12 Рассчитать методом перманентной средней себестоимости затраты на основной материал А, списанные на производство за отчетный месяц.
Дата | Движение материала | Количество, шт. | Цена, руб. / шт. | Сумма, руб. | Средняя себестоимость, руб. / шт. (гр. 5 / гр. 3) |
Остаток на 1-е число месяца | 200 000 | ||||
1-е число месяца | Списание в производство | ||||
Остаток на 2-е число | |||||
10-е число | Закупка очередной партии | ||||
Остаток на 11-е число | |||||
12-е число | Закупка очередной партии | ||||
Остаток на 13-е число | |||||
16-е число | Списание в производство | ||||
Остаток на 17-е число | |||||
26-е число | Закупка очередной партии | ||||
Остаток на 27-е число | |||||
27-е число | Списание в производство | ||||
Остаток на конец месяца |
Решение
Методом перманентной средней себестоимости средняя стоимость материалов пересчитывается после каждого нового поступления, и расход оценивается на конкретную дату после следующего поступления. Данный метод позволяет получить более точные результаты.
Дата | Движение материала | Количество, шт. | Цена, руб. / шт. | Сумма, руб. | Средняя себестоимость, руб. / шт. (гр. 5 / гр. 3) |
Остаток на 1-е число месяца | 200 000 | ||||
1-е число месяца | Списание в производство | 130 000 | - | ||
Остаток на 2-е число | - | 70 000 | |||
10-е число | Закупка очередной партии | 114 400 | - | ||
Остаток на 11-е число | - | 184 400 | |||
12-е число | Закупка очередной партии | 50 400 | - | ||
Остаток на 13-е число | - | 223,6 | |||
16-е число | Списание в производство | 223,6 | 134 160 | - | |
Остаток на 17-е число | - | 100 620 | 223,6 | ||
26-е число | Закупка очередной партии | 74 800 | - | ||
Остаток на 27-е число | - | 175 380 | |||
27-е число | Списание в производство | 155 400 | - | ||
Остаток на конец месяца | - | 19 980 |
Таким образом, остаток на конец месяца материалов составляет 19 980 рублей.
Стоимость списанных в производство материалов составляет:
130 000+134 160+155 400=419 560 рублей.
Вывод. Остаток на конец месяца составляет 19980 рублей, материалы, списанные в производство в течение месяца имеют стоимость в 419560 рублей.
Задание 13
Заполните таблицу, используя метод ФИФО для расчета затрат основного материала А, списанного в производство в отчетном месяце.
№ п/п | Содержание операции | Количество материала А, шт. | Фактическая себестоимость материала А, руб. | Себестоимость единицы материала А, руб./шт. |
Остаток на начало месяца | 200 000 | |||
Поступление за месяц – всего | 239 600 | |||
в т.ч.: | 10-го числа | 114 400 | ||
12-го числа | 50 400 | |||
26-го числа | 74 800 | |||
Всего запасы с остатком на начало месяца | ||||
Отпущено в производство за месяц | ||||
Остаток на конец месяца |
Решение.
Согласно методу ФИФО, себестоимость запасов, приобретаемых первыми, относится на запасы, списываемые в расход первыми.
За месяц отпущено в производство:
1000*200+520*220+180*280+250*220=419800
Остаток на конец месяца материалы имеют стоимость последних приобретенных материалов:
90*220=19800 рублей
№ п/п | Содержание операции | Количество материала А, шт. | Фактическая себестоимость материала А, руб. | Себестоимость единицы материала А, руб./шт. |
Остаток на начало месяца | 200 000 | |||
Поступление за месяц – всего | 239 600 | |||
в т.ч.: | 10-го числа | 114 400 | ||
12-го числа | 50 400 | |||
26-го числа | 74 800 | |||
Всего запасы с остатком на начало месяца | 439 600 | |||
Отпущено в производство за месяц | 419 800 | |||
Остаток на конец месяца | 19 800 |
Вывод. Остаток на конец месяца составляет 19800 рублей, сумма отпущенных в производство материалов – 419800 рублей.
Задача 14
ООО «Свет» выпускает литиевые батарейки для часов и бытовых приборов.
В отчетном месяце были произведены следующие расходы, не относящиеся к прямым:
1. Начислена амортизация:
a. здание производственного цеха и коммуникаций – 5850 руб.
b. здание управления (конторы) – 3890 руб.
2. Плата за аренду помещения торгового представительства организации, расположенного в другом районе города – 3000 руб.
3. По акту выполненных работ фирме «Окна века» за замену оконных блоков в кабинетах ИТР цеха – 120 тыс. руб.
4. Начислены заработная плата и отчисления на социальные нужды:
· управленческому и вспомогательному персоналу производственного цеха с отчислениями на социальные нужды – 336 816 руб., в т.ч. по ученическим отпускам 8790 руб.
· административно-управленческому персоналу – 75900 руб.
· рабочим ремонтно-механических мастерских, ОТК – 18760 руб.
· охране – 12340 руб.
5. Начислены отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 8600 руб., в т.ч. на заработную плату сотрудников производственного цеха 5300 руб., на заработную плату управленцев 3300 руб.
6. Плата за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение:
· здания цеха – 12700 руб.
· конторы – 6800 руб.
· торгового представительства – 1200 руб.
7. Выданы: спецодежда, спецобувь, индивидуальный инструмент вновь принятым работникам производственных участков на общую сумму 3950 руб.
8. Банку за расчетно-кассовое обслуживание – 1300 руб.
9. Абонентная плата пожарной охране за ежемесячное обслуживание системы пожарной сигнализации – 450 руб.
10. Абонентная плата военизированной охране при УВД за ежемесячное обслуживание системы охранной сигнализации – 650 руб.
11. Городскому узлу связи плата за разговоры в черте города со стационарных телефонов – 6000 руб.
12. Городскому узлу связи за междугородние переговоры – 23890 руб.
13. Городскому узлу связи за услуги сотовой связи по служебным номерам – 1500 руб.
14. Городскому узлу федеральной почтовой связи за почтовые расходы – 800 руб.
15. Приобретено канцелярских принадлежностей на общую сумму 5000 руб.
16. Бумага для ксероксов, картриджи для принтеров, др. расходные материалы для офисной техники – 2300 руб.
17. Автотранспортному предприятию за оказанные в течение месяца транспортные услуги по перевозке работников администрации на легковых автомобилях – 16 тыс. руб.
18. Компенсационная выплата начальнику отдела сбыта по его авансовому отчету об использовании личного автомобиля в служебных целях – 2500 руб.
19. Принятые к возмещению на основании авансовых отчетов расходы директора, начальника отдела маркетинга, специалиста по рекламе в связи с их участием в международной ярмарке, проходившей в другом городе, на общую сумму 13000 руб.
20. Принятые к возмещению по представленному акту представительские расходы, связанные с приемом делегации от предприятия-поставщика, на сумму 4500 руб.
21. Городскому отделу стандартизации и метрологии за плановую ежегодную поверку весового оборудования лаборатории ОТК – 4680 руб.
22. Недостача, выявленная при проведении плановой инвентаризации на складе готовой продукции в связи с пересортицей, на сумму 670 руб.
23. Оплата заводу бытовой химии за услугу замены зарядных устройств в огнетушителях согласно предписанию пожарной охраны – 6200 руб.
24. Абонентная плата за юридические консультации и услуги фирме «КонсультантПлюс» согласно договору – 620 руб.
25. Нотариусу – за заверение копий учредительных документов по запросу банка-инвестора – 200 руб.
Составьте сметы фактических общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации за отчетный месяц и рассчитайте их общие суммы, если в организации утверждены следующие номенклатуры ОПР и ОХР.
Номенклатура затрат, относящихся к общепроизводственным ( ОПР)
Наименование статей расходов | Характеристика и содержание расходов |
Затраты на оплату труда | Затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды работников:
|
Содержание и ремонт производственных помещений и оборудования |
|
Амортизация основных средств | Амортизация основных средств общепроизводственного назначения |
Прочие общепроизводственные расходы |
|
Расходы непроизводительного характера | Потери от простоев, недостач и др. |
Номенклатура затрат, относящихся к общехозяйственным ( ОХР)
Статьи расходов | Характеристика и содержание расходов |
Затраты на оплату труда | Затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды работников аппарата управления |
Командировки и перемещения | Затраты на командировки по установленным законодательством РФ нормам работников аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб |
Затраты на охрану |
|
Амортизация основных средств | Амортизационные отчисления, рассчитанные исходя из балансовой стоимости основных средств и метода начисления амортизации, выбранного в соответствии с ПБУ 6/01 |
Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения |
|
Подготовка кадров |
|
Налоги, сборы и отчисления | Налоги, сборы, платежи, предусмотренные законодательством РФ, и др. обязательные отчисления, в т.ч. специальные отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в себестоимость в соответствии с законодательством РФ |
Представительские расходы | Затраты по приему и обслуживанию представителей др. предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью поддержания делового сотрудничества |
Прочие расходы | Расходы по участию организации в выставках; Расходы на содержание и обслуживание связи, телефонов, почтово-телеграфные расходы аппарата управления, общетехнических и хозяйственных служб; Оплата консультационных, информационных, юридических и аудиторских услуг; Расходы на эксплуатацию машинописной, множительной и др. оргтехники; Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и др. документов; Расходы на выплату компенсации по установленным законодательством РФ нормам возмещения за пользование личных легковых автомобилей для служебных поездок, связанных с управлением; Амортизация нематериальных активов; Платежи по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; Платежи по процентам за кредиты банков; Оплата услуг банков по осуществлению текущих операций на расчетном счете Расходы на охрану труда |
Решение.
Согласно номенклатуре затрат найдем расходы относящиеся к общепроизводственным расходам ООО «Свет»:
1. Начислена амортизация: здание производственного цеха и коммуникаций – 5850 руб.
2. По акту выполненных работ фирме «Окна века» за замену оконных блоков в кабинетах ИТР цеха – 120 тыс. руб.
3. Начислены заработная плата и отчисления на социальные нужды:
· управленческому и вспомогательному персоналу производственного цеха с отчислениями на социальные нужды – 336 816 руб., в т.ч. по ученическим отпускам 8790 руб.
· рабочим ремонтно-механических мастерских, ОТК – 18760 руб.
4. Плата за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение:
· здания цеха – 12700 руб.
5. Городскому отделу стандартизации и метрологии за плановую ежегодную поверку весового оборудования лаборатории ОТК – 4680 руб.
6. Недостача, выявленная при проведении плановой инвентаризации на складе готовой продукции в связи с пересортицей, на сумму 670 руб.
∑ОПР=5850+120000+336816+18760+12700+4680+670=499476 рублей.
Согласно номенклатуре затрат к общехозяйственным затратам ООО «Свет» относятся:
1. Начислена амортизация: здание управления (конторы) – 3890 руб.
2. Плата за аренду помещения торгового представительства организации, расположенного в другом районе города – 3000 руб.
3. Начислены заработная плата и отчисления на социальные нужды:
· административно-управленческому персоналу – 75900 руб.
· охране – 12340 руб.
4. Начислены отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 8600 руб., в т.ч. на заработную плату сотрудников производственного цеха 5300 руб., на заработную плату управленцев 3300 руб.
5. Плата за отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение:
· конторы – 6800 руб.
· торгового представительства – 1200 руб.
6. Выданы: спецодежда, спецобувь, индивидуальный инструмент вновь принятым работникам производственных участков на общую сумму 3950 руб.
7. Банку за расчетно-кассовое обслуживание – 1300 руб.
8. Абонентная плата пожарной охране за ежемесячное обслуживание системы пожарной сигнализации – 450 руб.
9. Абонентная плата военизированной охране при УВД за ежемесячное обслуживание системы охранной сигнализации – 650 руб.
10.Городскому узлу связи плата за разговоры в черте города со стационарных телефонов – 6000 руб.
11.Городскому узлу связи за междугородние переговоры – 23890 руб.
12.Городскому узлу связи за услуги сотовой связи по служебным номерам – 1500 руб.
13.Городскому узлу федеральной почтовой связи за почтовые расходы – 800 руб.
14.Приобретено канцелярских принадлежностей на общую сумму 5000 руб.
15.Бумага для ксероксов, картриджи для принтеров, др. расходные материалы для офисной техники – 2300 руб.
16.Автотранспортному предприятию за оказанные в течение месяца транспортные услуги по перевозке работников администрации на легковых автомобилях – 16 тыс. руб.
17.Компенсационная выплата начальнику отдела сбыта по его авансовому отчету об использовании личного автомобиля в служебных целях – 2500 руб.
18.Принятые к возмещению на основании авансовых отчетов расходы директора, начальника отдела маркетинга, специалиста по рекламе в связи с их участием в международной ярмарке, проходившей в другом городе, на общую сумму 13000 руб.
19.Принятые к возмещению по представленному акту представительские расходы, связанные с приемом делегации от предприятия-поставщика, на сумму 4500 руб.
20.Оплата заводу бытовой химии за услугу замены зарядных устройств в огнетушителях согласно предписанию пожарной охраны – 6200 руб.
21.Абонентная плата за юридические консультации и услуги фирме «КонсультантПлюс» согласно договору – 620 руб.
22.Нотариусу – за заверение копий учредительных документов по запросу банка-инвестора – 200 руб.
∑ОХР=3890+3000+75900+12340+8600+6800+1200+3950+1300+450+650+6000+23890+1500+800+5000+2300+16000+2500+13000+4500+6200+620+200 =200590 рублей.