Ремонт станков-качалок

Надежность и долговечность станков-качалок достигается за счет своевременного их технического обслуживания и прове­дения плановых ремонтов. В процессе эксплуатации станков-качалок возможны и внеплановые ремонты, вызванные отказа­ми и авариями.

Ремонты станков-качалок подразделяются на два вида: те­кущий и капитальный.

Текущий ремонт должен обеспечивать работоспособность станков-качалок до их капитального ремонта. При текущем ре­монте проверяют состояние станка-качалки. При необходимо­сти заменяют: канатную подвеску, шатуны, тормозной шкив и ленты, исправляют погнутости, ремонтируют раму, лестницы и ограждения, проверяют и регулируют соосность соединений кривошипов с шатунами, за­меняют изношенные ремни и регулируют их натяжение, прове­ряют фиксаторы головки, заменяют при износе крепежные и стопорные детали, меняют смазку, регулируют станок-качалку и при необходимости его красят. Ремонт завершается уравно­вешиванием станка-качалки.

При текущем ремонте редуктора станка-качалки его частич­но разбирают. Проверяют состояние валов, вала-шестерни, шки­ва, крышек подшипников; проверяют и при необходимости за­меняют изношенные подшипники; регулируют осевой зазор под­шипников качения; заменяют изношенные манжеты, уплотнительные кольца, прокладки; исправляют шпоночные пазы валов и зачищают зубья шестерен; заменяют изношенные крепежные и стопорные детали; после сборки и смены смазки регулируют легкость вращения редуктора.

Капитальный ремонт. Кроме работ, перечисленных при теку­щем ремонте, предусматривает полную разборку узлов и их ре­монт. Восстанавливают или заменяют пришедшие в негодность основные узлы и детали СК; полностью разбирают и ремонтируют редуктор. При капитальном ремонте редуктора основными работами являются реставрация или смена валов и зубчатых ко­лес с последующей обкаткой отремонтированного редуктора вхолостую и на максимально допустимых нагрузках.

Капитальный ремонт станков-качалок, восстанавливающий технические данные до паспортных, выполняется специализиро­ванными ремонтно-монтаж-ными бригадами по методу узлового ремонта. При этом узел, включающий негодные детали, заме­няют новым или отремонтированным. Замененный узел пере­дают на ремонтную базу для восстановления. Такая замена в существующих типах станков-качалок возможна, так как при­соединительные и посадочные размеры выполняют в пределах допусков, а сами детали и узлы взаимозаменяемы.

Пример:

Критерии отбраковки и рекомендации по ремонту корпуса подшипника опоры балансира

Наименование дефектов, номинальные, и предельные размеры, способ установления дефектов и контрольный инструмент

1. Трещины (внешний осмотр) Браковать

Рекомендуемый способ ремонта

2. Износ поверхности по диаметру D1 (нутромер) Ремонтировать при размере более допустимого наплавкой или хромированием с последующей обработкой до номинального размера.
Станок-качалка     D1
Номинальный размер Допустимый размер без ремонта
СКН5,6СК, 11Р9, СКД8, ПШГН8 215 Н7(+0,46) 215,072
7СК, СКН10 280 Н7(+0,052) 280,081
11Р12 240 Н7(+0,046) 240,072

3. Забитость, смятие резьбы М16х2 (внешний осмотр, резьбовой калибр)

Ремонтировать перенарезанием резьбы на ремонтный размер М18х2

Ремонтный чертёж

Ремонт станков-качалок - student2.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ НАСОСА ТИПА ЦНС

Насос центробежный многоступенчатый секционного типа с односторонним последовательным расположением ступеней и автоматическим уравновешиванием осевого усилия ротора разгрузочным устройством. Концевые уплотнения ротора насоса могут быть сальниковыми или торцевыми. Насос приводится в действие от электродвигателя через зубчатую муфту.

Базовыми деталями насоса (рисунок 1) являются входная 1 и напорная 8 крышки со всасывающим и нагнетательными патрубками соответственно. Между которыми располагаются секции проточной части. В крышках на подшипниках скольжения 15 и 10 установлен ротор 12, уплотнения концевые переднее 13 и заднее 9.

Ремонт станков-качалок - student2.ru

Рисунок 1

Секции проточной части центрируются между собой на заточках и стягиваются шпильками 16. Герметичность стыков обеспечивается «металлическим» контактом уплотнительных поясков крышек и секций. Дополнительно в стыках установлены уплотнительные резиновые кольца 17. Каждая секция состоит из корпусов ступеней 6, 7, направляющих аппаратов 3, 5 рабочего колес 2, 4 и стальных уплотнительных колец 18.

Насос опирается на плиту четырьмя лапами с помощью болтов.

Гидравлическое усилие, действующее на ротор воспринимается гидравлической пятой, установленной в напорной крышке насоса. Основными деталями гидравлической пяты являются втулка пяты 19, закреплённой неподвижно в напорной крышке и разгрузочный диск 20, установленный на валу ротора. Подшипник 11 предназначен для восприятия осевого усилия, направленного в сторону нагнетания при запуске насоса.

Более детально основные части и узлы насосов показаны на рисунках 2 (проточная часть), 3 (опорный подшипник скольжения), 4 (концевое сальниковое уплотнение), 5 (торцевое уплотнение), 6 (разгрузочное устройство ротора).

Проточная часть (рисунок 2). В секциях 4, 6, 12 по напряжённой посадке установлены направляющие аппараты 3, 7, 11. От проворота направляющие аппараты стопорятся в секциях штифтами. Рабочие колёса 1, 8, 9, насажены на вал по скользящей посадке и уплотняются в секциях стальными уплотнительными кольцами 2 и 5. Принцип уплотнения щелевой и лабиринтный.

Ремонт станков-качалок - student2.ru

1 - колесо рабочее первой ступени; 2 - кольцо уплотнительное; 3 - аппарат направляющий первой ступени; 4 - секция первой ступени; 5 - кольцо уплотнительное; 6 - секция промежуточной ступени; 7 - аппарат направляющий промежуточной ступени; 8 - колесо рабочее промежуточной ступени; 9 - колесо рабочее последней ступени; 10 - кольцо уплотнительное; 11 - аппарат направляющий последней ступени; 12 - секция последней отупении.

Рисунок 2 - Насос центробежный типа ЦШ 180 М (проточная часть).

Опоры ротора (рисунок 3). Опорами ротора служат подшипника скльжения с принудительной смазкой. Вкладыши подшипников 3 стальные, залитые баббитом имеют цилиндрическую посадку в корпусе 5 подшипника. В корпусе подшипника имеется отверстие с дроссельной шайбой 7 для подвода в него масла и установки датчика температуры. Для слива масла внизу предусмотрен патрубок 6. для фиксации вкладышей от проворота предусмотрен штифт 2. подшипник закрывается

Ремонт станков-качалок - student2.ru

Рисунок 3

Концевые уплотнения (рисунок 4, 5). Переднее и заднее концевые уплотнения представляют собой щелевые уплотнения и уплотнение с мягкой сальниковой набивкой марки АГ 12×12. щелевое уплотнение предназначено для разгрузки сальника с отводом воды в безнапорную ёмкость. Пакет самоустанавливающихся сальниковых уплотнений установлен в гильзе и обжат с обоих сторон кольцами. Вместе с кольцами и гильзой пакет набивки при ее обжатии выставляется соосно на валу, что предотвращает износ уплотнения. Для уравновешивания осевого усилия в насосе применяется гидравлическая пята, установленная в напорной крышке 1 (рисунок 5). Она состоит из диска гидравлической разгрузки 4, втулки гидропяты 2, втулки уплотнения 6 и рубашки задней 7. Во время работы насоса жидкость проходит через кольцевой зазор, образованный втулкой разгрузки и цилиндрической поверхностью диска и давит на торцевую часть диска пяты с усилием, которое по величине равно сумме усилий, действующих на рабочие колёса, но направленное в сторону нагнетания. Таким образом, уравновешивается осевое усилие, действующее на ротор насоса и направленное в сторону всасывания. Равенство усилий устанавливается автоматически, благодаря возможности осевого перемещения ротора насоса.

Ремонт станков-качалок - student2.ru

1 - втулка; 2 - набивка плетеная 1 - крышка напорная; 2 - втулка пяты;

АГ-12Х12; 3 - корпус сальника; 3 - фланец прижимной; 4 - диск разгру-

4 - рубашка передняя; зочный; 5 - корпус; 6 - втулка уплотнения;

7 - рубашка задняя; 8 - набивка; 9 - втулка

Рисунок 4 - Уплотнение концевое Рисунок 5 - Уплотнение концевое

переднее

Торцевое уплотнение (рисунок 6). В торцевом уплотнении ЦНС 63 - 1400 можно выделить семь основных конструктивных элемента. Пара трения состоит из двух колец 1 и 2, изготовленных из силицированного графита и плотно прилегающих одно к другому по торцевой, кольцевой поверхности. Кольцо 1 зафиксировано в корпусе 11 и герметизировано резиновым уплотнительным кольцом. Кольцо 2 установлено на рубашке 7 и герметизировано резиновым уплотнительным кольцом 5. Упругий элемент, обеспечивающий постоянный плотный контакт между кольцами состоит из пружин 19.

РЕМОНТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА СЕРИИ ЦНС180

1. Назначениеи параметры ЦНС

2. Конструкция ЦНС

3. Основные ремонтные нормативы

3.1. Структура ремонтного цикла К5ТК

3.2.МРЦ =12960 м-ч.

З.З.МРП=2160м-ч.

3.4. Срок службы 8 лет

4. Условия эксплуатации ЦНС

5. Неисправности в процессе эксплуатации и их причины.

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИЧИНЫ
Насос при пуске не развивает подачу и давление Оборвался затвор задвижки на всасывании; Забитость сетки фильтра; Износ уплотнений рабочих колёс
Нарушена герметичность стыков ступеней Ослабление затяжки шпилек; Повреждение сопрягаемых поверхностей
Не уравновешено осевое усилие Износ диска и втулки гидропяты; Повышенное давление в камере гидропяты
Повышенная вибрация насоса Биение ротора; Нарушена балансировка ротора; Нарушена центровка ротора с валом двигателя; Износ вкладышей подшипников; Вибрация трубопроводов
Повышенный нагрев подшипников Низкое давление в маслосистеме; Нарушена центровка роторов; Недостаточный зазор во вкладышах; Неисправность маслонасоса; Засорение маслопроводов, маслофильтров
Пропуск в сальниках Износ сальниковой набивки Биение защитных рубашек

6. Техническое обслуживание

Контроль параметров

- давление на входе

- давление на выходе

- мощность двигателя (токовая нагрузка)

- давление в трубке разгрузки

- давление масла в конце масляной магистрали

- давление охлаждающей воды

- температура подшипников

- осевой разбег ротора

Раз в месяц проверять качество и количество масла в маслобаке, производить контроль фланцевых и резьбовых соединений, замену сальниковой набивки.

7. Работы капитального ремонта

7.1. Разборка насоса

- снятие полумуфты

- снятие крышек подшипников 15, 10 извлечение вкладышей

- снятие корпусов подшипников

- снятие маслоотбойных колец

- снятие корпусов сальников и задней защитной гильзы 9

- снятие диска гидропяты 20

- отворачивание гаек на шпильках и снятие шпилек 16

- отсоединение и снятие напорной крышки 8 (снимать втулку пяты без необходимости не рекомендуется)

- снятие секций 6 (направляющие аппараты вынимать из секций не рекомендуется)

- вынуть в сторону нагнетания вал 12 с передней защитной гильзой 13

7.2. Дефектовка деталей. Возможные методы ремонта.

Вал - износ цапф более 0,5 мм

радиальное биение более 0,3мм

Рабочие колёса - обломы, трещины, выбоины, промоины износ в местах уплотнений более 2 мм

Направляющие аппараты - не должны болтаться в секциях

- обломы, трещины, выбоины, промоины износ в местах уплотнений более 2 мм Всасывающая крышка - промоины Диск и втулка гидропяты - износ рабочих поверхностей

7.3. Ремонт деталей

Всасывающая крышка - заплавка промоин специальными электродами

Вал - правка

Диск и втулка гидропяты - наплавка рабочих поверхностей

Защитные гильзы - наплавка или металлизация наружной поверхности

Вкладыши подшипников - перезаливка баббита

Требования к отремонтированному насосу

Суммарный осевой разбег 5...8 мм

Прилегание диска и втулки пяты не менее 70%

Зазор во вкладышах 0,06...0,21 мм

Сальниковые кольца новые, смещение разрезов на 90 град.

Биение вала не более 0,015 мм

Утечки через сальники - тонкая струйка, разрываемая на капли

Контрольные вопросы

1. Из каких деталей состоит ступень насоса

2. Перечислите детали ротора

3. Как контролируется работа маслосистемы

4. Укажите рабочие поверхности деталей гидропяты

5. Какова последовательность разборки насоса

6. Как механизирован процесс разборки

7. Как изнашиваются рабочие колеса, защитные гильзы, вал

8. Как контролируется вал

9. В чём сущность статической балансировки

Ремонтные чертежи диска и втулки гидропяты.

Наши рекомендации