Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению и ориентировке
1. Ориентировка при помощи остаточного зрения:
1.1. Овладение сенсорными эталонами:
§ цвета,
§ формы,
§ величины.
Оборудование: набор фигур различного цвета, формы и величины.
Предлагаемые задания:
§ Назови известные тебе геометрические фигуры.
§ Отбери только круг, квадрат, треугольник и др.
§ Выложи фигуры в ряд: сначала большие, за ними меньшие, затем самые маленькие.
§ Какого цвета эти фигуры, найди одинаковые по цвету.
1.2. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображениями на рисунке:
§ узнавание натуральных предметов, заполняющих знакомое ребенку пространство;
§ узнавание изображений предметов в цвете, контуре и силуэте, их соотнесение.
Оборудование: набор картинок, изображающих предметы окружающего пространства в цвете, силуэте, контуре (мебель, игрушки, посуда).
Предлагаемые задания:
§ Внимательно осмотри комнату. Назови, какие предметы в ней находятся.
§ Найди эти предметы на картинках.
§ Что еще ты узнал на картинках?
1.3. Овладение не стереоскопическими способами изображения пространства: оценка удаленности предметов в реальной жизни и на рисунке.
Оборудование: цветные картинки с изображением в перспективе.
Предлагаемые задания:
§ Что находится ближе к тебе? Дальше? (Стол или шкаф?)
§ Какие предметы на картинке находятся ближе, какие дальше? Как ты это определил?
2. Ориентировка при помощи слуха:
2.1. Локализация источника звука с указанием его направления.
Оборудование: звучащие предметы, колокольчики, погремушки.
Предлагаемые задания:
§ Укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение.
§ Запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, покажи его рукой.
§ Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз. Слабовидящие выполняют задание с закрытыми глазами.
2.2. Слуховые представления, заполняющие пространство:
§ журчание воды,
§ шум машин, ветра, дождя,
§ голоса домашних животных и птиц.
Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы».
Предлагаемые задания:
§ Угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку)?
§ Узнай, какие животные и птицы у нас в гостях. (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пластинках).
2.3. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком:
§ открывание и закрывание двери, передвигание стула,
§ действия с игрушкой (кубики, пирамидки, таймер),
§ определение настроения по интонации.
Предлагаемые задания:
§ Поиграем в прятки с Мишуткой. Он непоседа, он все время чем-то занят. Угадай, чем занят он сейчас? (Педагог передвигает стул, закрывает дверь, листает книжку, имитирует настроение голосом).
3. Ориентировка при помощи осязания и развития мелкой моторики руки:
3.1. Способ осязания:
§ одной или двумя руками,
§ ладонью,
§ пальцами.
3.2. Культура осязания:
§ планомерность или хаотичность восприятия,
§ активность или пассивность.
Способ и культура осязания проверяются при наблюдении за деятельностью ребенка, занимающегося со знакомыми и незнакомыми предметами.
3.3. Узнавание различных поверхностей и материалов:
§ дерево,
§ ткань,
§ бумага,
§ металл,
§ стекло,
§ пластмасса.
Оборудование: мелкие предметы и игрушки, сделанные из различных материалов (ткань, дерево, стекло, металл, пластмасса).
Предлагаемые задания:
§ Поиграем в игру «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные мелкие предметы, Узнай игрушку и скажи, из чего она сделана.
§ Игра «Домино». Посмотри, здесь разные поверхности. Давай будем искать одинаковые.
3.4. Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических форм:
§ Квадрат; круг; треугольник,
§ прямоугольник,
§ овал.
Оборудование: вкладыши геометрических фигур.
Предлагаемые задания: «Мы попали в волшебную страну геометрических фигур. Узнай их, назови, найди каждой свое место».
3.5 Владение карандашом, ножницами, кистью.
Ребенку предлагается нарисовать забор, мяч, дом карандашом и кистью раскрасить. Вырезать салфетку для Мишутки.
3.6 Сила и точность мелкой мускулатуры:
§ - умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (умение застегивать, завязывать, шнуровать);
§ умение контролировать собственные движения.
Предлагаемые задания: различные игры пальчиками поочередно на каждой руке, за стежки, шнуровки, завязки.
4 Ориентировка при помощи обоняния:
§ узнавание запахов,
§ локализация запахов.
Оборудование: набор различных запахов.
Предлагаемые задания:
§ Узнай по запаху, кто это.
§ Покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах.
Примечание. В процессе обследования уточняется, какой из анализаторов является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно сохранные анализаторы.