Понятие готовности к обучению в школе. Виды готовности

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Как отмечает Г. А. Урунтаева, психика ребенка на протяжении предшествующих лет существенно изменилась. От беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, ребенок превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.

К 6 годам у него впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Меняется социальная ситуация развития: ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что в конце дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил поведенияиготовность к овладению целями и способами систематического обучения. Основные новообразования дошкольного возраста (потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, способность соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, осознание нравственных норм и др.) готовят ребенка к выполнению нового вида деятельности – учебной деятельности.

Чтобы успешно выполнять учебную деятельность, ребенок должен иметь необходимый уровень развития, который определяется как готовность ребенка к школе. В современной психологии не существует единого определения этого понятия. Более того, часто говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости» (ряд зарубежных авторов). А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе определяется уровнем развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника.

Есть разные мнения относительно того, какие выделять грани готовности к обучению. Так иногда говорят о функциональном, педагогическом и психологическом аспектах готовности ребенка к школе.

При этом под функциональной готовностью понимается достаточный для решения задач обучения уровень созревания мозговых структур и нервно-психических функций. Если у ребенка низкая функциональная готовность, то он в ходе обучения может испытывать трудности, связанные с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития интеллекта, мотивов и т.д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики.

Под педагогической готовностью к школе понимают уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе(навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания, чтение стихов и т.д.).

Психологическая готовность к школе определяется как «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств».

К моменту начала обучения в школе ребенок должен быть развит физически, психически и социально. Исходя из этого, готовность к школьному обучению можно определить следующим образом.

Готовность к школьному обучению– соответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик. Каковы наиболее важные психологические характеристики, разные авторы считают по-разному. Так. В. С. Мухина утверждает, что в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности. Д. Б. Эльконин полагал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Существующие определения психологической готовности совпадают по многим параметрам. По мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, «психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности».

Итак, если попытаться обобщить изложенные позиции, то можно дать следующее определение. Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

Психологическая готовность к обучению в школе – комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Поэтому успешное начало учебной деятельности зависит от уровня развития различных психологических сфер. Это обуславливает выделение соответствующих видов психологической готовности.

Иногда в психологии выделяют два вида психологической готовности к школьному обучению – специальную и общую. Для определения специальной готовности измеряются индивидуальные показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. Общую готовность характеризуют уровень произвольности деятельности, сформированность навыков межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе и учению и др.

По мнению А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях. Соответственно ими выделяют три компонента готовности: интеллектуальную зрелость, эмоционально-волевую зрелость и социальную зрелость.

И. Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Личностная готовность к школьному обучению выражается в сформированности внутренней позиции школьника (наличие устойчивого стремления «быть учеником», т.е. речь идет о мотивационной готовности), в произвольности поведения, в способности взаимодействовать с другими людьми, в отношении к себе. Таким образом, в данном подходе личностная готовность предполагает сформированность различных сфер личности (мотивационной, произвольной, социально-психологической и самосознания).

Базируясь на представленных выше подходах, в структуре психологической готовности к обучению в школе можно выделить следующие виды:

³ интеллектуальная готовность;

³ мотивационная готовность;

³ произвольная готовность;

³ социально-психологическая готовность.

Приведем их краткую характеристику.

Интеллектуальная готовностьсвязана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Как отмечает Я. Л. Коломинский, ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях – это показатели развитого мышления ребенка.

Как считает И. В. Дубровина, интеллектуальная готовность предполагает наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Мотивационная готовностьуказывает на то, что для успешного обучения одно из основных условий – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. У ребенка должно появиться стремление овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. На появление такого желания влияет:

¨ отношение близких взрослых к учению

¨ отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение, и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин).

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Во многом желание учиться обусловлено умением родителей, других значимых людей заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности. Неважно, что первоначально детей могут привлекать лишь внешние атрибуты школьной жизни (красивые портфели, пеналы, ручки и т.п.). Впоследствии на их основе при правильном подходе у него возникнет желание учиться, узнавать что-то новое, получать хорошие оценки.

Произвольная готовность.Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Волевые (произвольные) действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Для успешного обучения важно, чтобы у каждого ребенка была развита способность к произвольному управлению.

Появление способности к произвольному управлению, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Социально-психологическая готовность.Учебная деятельность, направленная на решение учебных задач,предполагает активное взаимодействие ученика с учителем, и учеников между собой.Детям необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Такое общение характеризуется стремлением ребенка услышать и понять обращение взрослого к себе и наоборот. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Таким образом, дети должны иметь навыки делового общения, уметь совместно выполнять совместные учебные действия, уметь слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.

Наши рекомендации