Пятое: Подношение божествам и духам черной стороны.

Для этого нужно созерцать образ дакини, способной одолеть богов и демонов и обладающей силой собрать их к себе для поднесения плоти, крови физического тела разгневанным существам, жаждущим этого.

Сначала нужно совершить разделение тела и ума, растворить осознание в слоге "ХА", из которого затем проявляется черно-синяя дакини Тойма Нагмо. Этот процесс начинается с осознавания обычного тела и затем через технику перемещения осознавание преображается в осознание дакини. Можно начать эту пуджу так же, как продолжение предыдущей, и продолжить непрерывность сознания дакини, не фокусируясь на осознании обычного состояния.

Из слога "ХА" черно-синего цвета на сердце дакини брызжет свет и приглашает извечную мудрость, растворяет в себе и становится неделимым с ней. Далее можно созерцать новый труп или продолжить с останками предыдущего. Созерцаем мгновенное превращение своей природы в темно-синюю дакини, одноликую, двурукую. Правой рукой она вращает снятую человеческую кожу с капающей кровью, левой рукой дует в ганлин, звук которого подчиняет свирепых божеств и демонов. На шее, свисая по спине и груди, у нее висит еще одна свежеснятая человеческая кожа, вокруг бедер — свежеснятая тигриная шкура с поясом из свитых черных змей. Лик искажен в гневно-радостном оскале, внутри которого мелькает язык, как красная молния. Волосы и брови — огненно-рыжие, вздыбившиеся вверх, две ноги в позе танца. Она с силой хлопает в воздухе жгутом из скрученной человеческой кожи и на этот звук стекаются свирепые духи из мира без форм. Огромная свита дакини в правых руках держат ножи-дигуги, в левых руках — снятые кожи. У всех гневный облик, как у центральной фигуры, они разрывают труп на части и подносят его свирепым духам мира без форм.

Вообрази, что главная фигура разъясняет Дхарму этим богам и демонам. Созерцай подносимый труп, как только что умерший, с последним дыханием на устах, еще теплый и трепещущий, с юной и сочной плотью. Кожа его мягка и сочится кровью, представляя привлекательное зрелище для них и заполняет все три мира. Боги и демоны, видя его, чрезвычайно удовлетворены, насытившись, они становятся умиротворенными и радостными, в их умах появляются проблески понимания и печали. Вообрази богов и демонов, слетающихся на пир, подобно роям пчел, летящих на запах цветущего луга. Вообрази, что теплая плоть и кровь вздымается вокруг горами, жир, превращаясь в ароматное масло, заполняет всю Вселенную.

Шестое: Красное Пиршество (тиб.: dmar bskyed).

Практикуйте Красное Пиршество, имеющее четыре формы.

Разным гостям подносите разные части тела — это первый способ.

Гостям вообще — общее подношение тела — это второй способ.

Гостям вообще — подношение тела по частям — это третий способ.

Разным гостям — общее подношение тела — это четвертый способ. Можно практиковать любым из этих четырех способов. Для этого визуализируйте вокруг множество мужских и женских демонов, окруженных самыми невообразимыми духами свиты, жаждущих плоти и крови, раскрывших пасти, всех этих свирепых и пугающих созданий.

Первый способ:

Главная фигура произносит слова, свита совершает действо:

Тысячи карма дакини, вы, совершая действо,

эту видимую форму — иллюзорное тело —

ведомую Верхними демонами Гьялбо,

увлекаемую Нижними демонами Джелмо,

верхнюю часть Верхним демонам отдайте,

нижнюю часть Нижним демонам отдайте,

поясницу Черным Палачам отдайте,

внутренности Восьми Классам отдайте,

все полые органы тела, вы, духи Гьялбо,

Сейма, Тииренг, придите и возьмите сами!

Всю внешнюю плоть возьмите, Внешние демоны!

Всю промежуточную плоть возьмите,

Промежуточные демоны!

Всю внутреннюю плоть возьмите, Внутренние демоны!

В общем, всю плоть возьмите, Хозяева Земли!

Всю кровь этого тела, Палачи, испейте;

все кишки тела, духи Нен, возьмите;

все суставы этого тела, духи Цен, возьмите;

всю красоту тела, духи Гьялбо, возьмите;

все дыхание и тепло возьмите, духи Сенмо;

вены и жилы возьмите, мужские и женские духи Дре;

волосы, ногти и кожу возьмите, духи Дамси и Сэраг.

Все, что нужно, возьмите, злобные духи, —

пусть ваши умы получат удовлетворение!

Затем через резкий "ПХАТ" входите в состояние отстраненности от свирепых гостей, крови и плоти.

Второй способ:

Карма Дакини разделяют труп на плоть, кровь, кости, внутренности и мясо, аккуратно раскладывая кучей, подобной горе Сумеру. Также кучей громоздятся кости, вокруг разлит великий океан крови. Кожа — золотая твердь. Удерживая воображение на этом видении, произнесите такие слова: "С изначальных времен до настоящего момента я цепляюсь в сансаре за свое тело, речь и ум, привязан к ним как к "Я", влюблен и лелею это, поэтому в прошлом это тело было множество раз пожрано без всякой пользы. Схваченный демоном цепляния за эго, вечно странствую в сансаре, множество раз сменяя тела низких существ, совершил много оскверняющих и дурных действий. Эта карма, созревая, приносит самые разнообразные чувства боли и страдания. Причиной потерянности в сансаре является цепляние за эго, поэтому сейчас, не привязываясь и не поглощаясь им, отдаю без чувства сожаления это тело для того, чтобы живые существа увидели способ освобождения от цепляния за эго, поглощенности собой и сильнейшей привязанности к "Я", присущей всем живым в трех уровнях сансары.

Если живые существа не могут отсечь цепляние за эго, боясь разделить тело и сознание, то пусть это подношение моего тела будет выкупом за их освобождение. Для того чтобы вернуть кармический долг бывшим родителям, сейчас я подношу это тело богам и демонам. Пусть это тело ветретится со всеми кармическими долгами, причинами привязанности и ненависти, накопленными с безначальных времен до сегодняшнего дня".

Создав такое настроение, используй "ПХАТ" для созыва всех богов и демонов от вершины сансары до непроходимого ада. Голодные — ешьте плоть, жаждущие — пейте кровь, раздирайте кожу на одежды, грызите кости, наслаждайтесь и удовлетворите свои желания! Вообрази, что все они умиротворены, достигнув желаемого, используй резкий "ПХАТ" и отстранись от потока сознания, от богов и демонов, от плоти и крови, не вовлекайся в деяние.

Третий способ:

Карма Дакини разделяют по суставам на составные части всю кровь и плоть тела. Огромная гора мяса, великий океан крови, громадные, колыхающиеся облака кровавых паров и мокроты. Вообрази все отдельные части тела, шесть форм внешней плоти, девять видов внутренностей, двенадцать частей тела, четыре конечности, большие суставы, малые суставы, жилы, позвоночник, центральную часть, голову, мозг, пленку мозга, глаза, уши, нос, язык, легкие и сердце, внутренности, шесть полых органов, сгустки крови, желчь, вены большие и малые, всю положительную силу и удачу, красоту, здоровье, все тело, жизненную силу, волосы, зубы, ногти и т. д.

Если все это без остатка поднести богам и демонам воспринимаемого мира, то все желания этих существ будут удовлетворены. Используя резкий "ПХАТ", входи в состояние отстраненности от деяния.

Четвертый способ:

Карма Дакини разделяют труп на кожу, мясо, кости и внутренности. Смешав с кровью, заполняют всю Вселенную. Тело, жизненная сила, дыхание, красота, здоровье, возможности, положительная энергия и удача, волосы, зубы, ногти превращаются во все желанное для богов и демонов. Вообрази, что каждому свирепому существу по отдельности подносится все тело целиком. Используй для направления внимания следующие слова:

Миллионы и миллионы демонов и демониц:

Гьялбо, Сенмо, все восемь классов свирепых,

My, Дуд, Цен, Лу, Дон, Задуд, Шиндже, Мамо,

Ноджин, Дулбум, Ненриг, Точе, Мадуд, Сринмо,

Ленчак, Гегриг, Надриг, Ямдаг, Тонгриг, Танранг,

Дрепо, Шидре, Дриза, Баддре, Идаг, Джунбо,

Дамсри, Серга, Джадма, Нодджед, Лодон,

Люйдон, Нэпо Юлдаг

(т.е. духи Красоты, Заволакивающие, Дикие, Темные,

Могущественные, Воды, Обусловленности, Планет,

Владыки смерти, Безумия, Вредоносные, Вампирические,

Мест с необычной энергией, Животных, Демониц,

Ведьм, Кармических долгов, Препятствий, Болезней,

Эпидемий, Цепляющихся, Беспокойства,

Демонов страха смерти, Питающиеся запахами,

Провоцирующие, Голодные, Природные,

Чудовищные, Отвратительные,

Враждебные, Кармические, Телесные,

Района проживания).

Вообразите всех вредоносных и свирепых духов вместе со свитой, посылающих омрачающее, магическое влияние и поднесите им все свое тело без остатка. Все они радуются и получают удовлетворение, желая следовать за вами. Через резкий "ПХАТ" входите в состояние отстраненности от гостей, мяса, крови и акта подношения.

Посвящение заслуг

Всю энергию заслуг, полученную от подношения тела, от вовлечения могущественных духов на путь, всю энергию заслуг трех времен посвятите делу освобождения всех живых существ и особенно могущественных духов из трясины трех миров сансары.

Опираясь на эту силу, пусть они очистятся от скверны, омрачений и дурных последствий кармы. Пусть они доведут до совершенства практику парамит. Пусть овладеют состоянием нерожденной Матери Праджняпарамиты, пусть обретут состояние Ваджрадары, владыки всех семейств. Обретя это высокое положение, пусть вершат великую пользу для всех живущих через множество форм свободного творчества.

Практикующий учение Чод,

не рассматривай свой ум как Мару,

отсеки все сомнения!

Какие бы способности ни появлялись,

пусть ум этим не гордится,

какие бы мысли ни возникали,

отсеки все сомнения,

Это священное учение Чод,

как солнце, встающее на небесах,

пусть охватит светом Время и Пространство!

Затем визуализируйте втягивание всех божеств в центральную фигуру Дакини. Центральная фигура, превращаясь в радужную каплю, входит через макушку в вас и становится в сердце Авалокитешварой. Вообразите, что все хором произносят шестислоговую мантру и все гости, умиротворенные, расходятся по своим местам обитания. Моя сущность в теле превращается в белую дакини, далее продолжайте сохранять это присутствие осознавания (гиб.: dran shes), пребывая в шуньяте. Это полное изложение наставлений по ритуалу преображения физического тела в пищу для Пробуждения, вместе с посвящением заслуг. Не забывайте значение практики, держа ее крепко в уме, мои счастливые сыновья и дочери, приносите благо живущим, обладатели клятв.

Глава 6

КАНАЛЫ, ТОКИ И КАПЛИ ЭНЕРГИИ[85]

Одна из учениц Мачиг, по имени Сэмо Гьян, задала следующий вопрос: "Так как мы всего лишь обычные люди с малой способностью к пониманию, то прошу Вас, разъясните подробнее правила применения перемещения сознания во время появления признаков скорой смерти. Мы также не поняли до конца ваши разъяснения по четырем способам Красного Пиршества — то место, где вы говорили о внешней, внутренней и промежуточной плоти, о внутренностях, полых органах, малых и больших суставах, сам способ разделения на части физического тела, способ одновременного удержания внимания на внутреннем и внешнем, деление на внешних, внутренних и промежуточных богов и демонов, понятия "Ядуд" (тиб.: уа bdud) и "Мадуд" (таб.: ma bdud)[86].

"Хорошо, — сказала Мачиг, — слушайте внимательно, благородные, то, что скажу вам сейчас". Мачиг подняла свой взор к небесам, и тело ее засияло светом. Медленно поднявшись в воздух, она воссела в пространстве на высоте одного локтя над сиденьем и с радостной улыбкой продолжала:

—Знаки скорой смерти я разъясняла раньше, когда учила вас практикам стадии Развития и Завершения. Но все же ты правильно задала вопрос, я разъясню вам вкратце еще раз, так как это особенные наставления.

О знаках скорой смерти

Когда жизнь в опасности вследствие болезни или по другой причине, проявляются следующие знаки приближения смерти: общий упадок физических сил, от тела идет дурной запах, изменяется общий вид, цвет и блеск кожи, речь становится бессвязной, закатывающийся и останавливающийся время от времени взгляд, тревожное состояние ума, желание уйти или уехать куда-то, руки цепляются за все, что попадается, волосы на голове и теле стоят дыбом или топорщатся, уходит блеск ногтей, человек становится очень верующим, дыхание прерывистое, на глазах уходит жизненный вид и тело становится бледным, неживым, конечности сводят судороги, ум все время в неудовлетворенном состоянии, возникают различные галлюцинации, провалы зрения, потеря ощущения тела, шум в ушах, подобный журчанию струйки воды или стуку капель и т. д. — очень тонкий поток подобных звуков, странные запахи, ощущаемые носом, сухость и землистый вкус во рту, телесный дискомфорт независимо от положения и обстановки, нарушения связанности мышления, боль в сосудах рук, икр на ногах, ощущения извивающегося движения крови в сосудах (опадение и поднятие вен), ощущение втягивания из боковых сосудов в главный сосуд и движение крови в центральных артериях, волосы на голове и теле покрываются росой, появляется желание сменить место лежания, усиливаются привязанность и эмоции по отношению к близким и родственникам, возникает желание звать и окликать их по имени, возникает ошибочное восприятие органов чувств, необычные сны, неузнавание знакомых и близких, произносятся различные бессвязные речи.

Когда сознание проясняется после таких провалов, то нужно знать, что это знаки скорой смерти. Если в это время состояние чистой осознанности — ригпа — неустойчиво, то нужно максимально собрать волю и удерживать это состояние: не впадая в состояние заблуждения (тиб.: 'khrul pa), снова и снова старайтесь удерживаться от отвлечения в сторону.

Если в это время проявится привязанность к собственности, к родным и т. д., то нужно направить ум на осознавание непостоянства всех дхарм, которые подобны умирающему, и не питать привязанности ни к чему, вспоминая наставления коренного Учителя.

Порождай уверенность йогина, в состоянии чистой осознанности, без страха, удерживай гордость осознавания себя Идамом, не потакай своему страху, думая: "Я умираю". Ведь эта чистая осознанность не появляется от причин и условий. Все Будды трех времен не смогли увидеть ее, ее сущность свободна от признаков. В этой чистой осознанности нет причин для смерти, нет рождения, нет уничтожения, нет пребывания, это естественное состояние пустой природы. Так как нет смерти, чего бояться? Где находится тот, кто боится? Вспомни чистое видение пустой природы.

Наши рекомендации