О растворении пяти стихий или порядок переживания смерти обычным человеком

После знаков скорой смерти приходит переживание растворения по порядку пяти стихий, это происходит во время столкновения пяти стихий друг с другом. Проявляются внешние и внутренние знаки, в виде пяти чистых светов. Земля — желтый свет, Вода — белый, Огонь — красный, Ветер — зеленый, Пространство — синий или черный свет.

Стихия Земли — это опора существования физического тела, Стихия Воды собирает и объединяет все вместе, Ветер движет, Огонь доводит до созревания, Пространство открывает двери, таким образом, тело существует. Опираясь на Стихию Земли, тело твердо и имеет форму, и когда Земля растворяется в Стихии Воды, Вода и Земля входят в столкновение, смешиваясь друг с другом. Таким же образом Вода входит в Огонь, Огонь — в Ветер, Ветер — в Пространство, Пространство же — это то, что способствует выявлению состояния чистой осознанности.

В этот момент необходимо открыться силе чистой осознанности пространства, опираясь на чистую осознанность, как на тончайшую и неуничтожимую каплю энергии, имеющую природу ясного света, крохотную как зернышко риса. Осознайте эту каплю энергии таким образом и сделайте эту каплю опорой для состояния чистой осознанности. Пусть тончайший ток жизненной энергии (таб.: srog rlung phra mo) оседлает это состояние чистой осознанности и мощью неуничтожимой извечной мудрости поведет чистую осознанность за собой, через световой коридор центрального канала, по прямому пути, где раскрываются врата великой извечной мудрости и освобождения. Пусть капля энергии чистой осознанности вылетает через это окно в страну великого блаженства, в наивысшие небеса Аканишты[87]. Это были полные наставления по применению перемещения осознания.

Внешний знак Земли, погружающейся в Воду — это ощущение резкого падения сил, негибкость тела, огромная тяжесть, невозможность двигаться, недержание телесных жидкостей (мочи, слюны, выделений из носа). Внутренний знак — это субъективное восприятие потока струящегося дыма и света, меняющаяся синева, становящаяся то цельной, то подобной мельчайшим брызгам пара синего света, который, накатываясь, полностью покрывает и растворяет вашу сущность.

Внешний знак погружения Воды в Огонь — это ощущение сухости во рту, прерывающееся тепло дыхания, невозможность сомкнуть губы, сухой язык, втягивающийся в глубь рта, затрудненность речи, собирание тепла в пяти местах. Внутренний знак — это субъективное восприятие окутывающего огня, миража, пламени, колеблющегося и дрожащего вокруг, зыбкие видения, как будто наступает великий дождь и ветер, видения огромной массы воды, заливающей всю твердь.

Внешний знак погружения Огня в Ветер — это ощущение охлаждения тела, неясность восприятия через органы, оскал лица, невозможность вдохнуть, ощущение усталости, измучен-ности. Внутренний знак — это субъективное восприятие ясного света, который, подобно свету масляной лампадки, то приближается, то удаляется, ощущения полного сгорания в огромном огне, видения пылающих гор и равнин.

Внешний знак погружения Ветра в Пространство — это появление темных пятен на языке, во рту, на теле, скопление телесного тепла в одном месте, затвердение, потрескивание, горло очень медленно, чуть звучит. Внутренний знак — это субъективное восприятие света, идущего как будто через разрывы в облаках. Состояние ясности и прозрачности, видение множества точек света, как звезд с острыми лучами, как падающий снег, ощущение сильного ветра, страх накатывающейся пустоты (бездны), долгое состояние неожиданности или ошеломленности (Как состояние ошеломленности после неожиданного звука. Прим. переводчика) — в это время приходит великий ужас. Когда способность зрения втягивается внутрь, виден острый режущий свет, как отрывающийся язык пламени, как хвост яка, как мчащиеся огромные облака, как сеть света, гигантский световой невод, видения ужасающих существ, грохот, подобный грохоту цимбал, бегущие миражи, вспышки света различных цветов, бесконечные проявления и переживания невиданный вещей, смятение и страх. Одновременно с этим происходит втягивание способности слуха внутрь, проявляющееся как лавина тончайших и разнообразнейших звуков, накатывающихся одновременно; затем резкий звук, как звук лопающегося гигантского пузыря, будто небо обрушилось; звук, подобный одновременному реву тысяч драконов, очень сильный страх.

Затем наступает отсутствие всякого внешнего восприятия, органы чувств прерывают свое действие. Можно очень долго пребывать в этом состоянии полного слияния всех пяти стихий во внутреннем пространстве. Здесь происходят такие видения, как лунный свет, как солнечный свет, как мираж, абсолютная чернота, затем приходит опыт ясного света дхар-маты. Стихии, сливаясь и сталкиваясь друг с другом, создают ужасающие видения гневного Владыки Смерти, безграничные проявления пугающих существ. Это правило для сильно омраченного человека. Ваша сущность, находясь в центре этого столкновения, испытывает ужас, отчаяние и страх.

Затем белая и красная капли энергии сливаются с пятью стихиями, накатывает мрак, как после светильника, резко задутого ветром в ночи, и наступает полная темнота, т. е. отсутствие всякого восприятия. Это состояние, прогрессируя дальше, растворяет грубые уровни в более тонкие капли энергии, все утончаясь и утончаясь, пока в нем не прояснится самая тонкая сущность пяти стихий.

Эта сущностная, неуничтожимая капля энергии есть состояние сверхъясности, прозрачности (тиб.: dwangs gsal chen ро) и неподвижности (тиб.: mi gyo ba). В ней покоится ясная и прозрачная чистая осознанность и непрерывность, свободная от омрачения. Капля энергии — это всегда потустороннее нечто (тиб.: lhag ge ba), воспринимающее абсолютно ясно истинную картину природы реальности, самосознающее себя, само дающее себе силу, охватывающее все. Именно эту каплю энергии осознания нужно послать по внутреннему световому коридору центрального канала к отверстию на макушке, являющемуся вратами в бесконечность и чистоту.

Начиная с момента недомогания и до конца, когда тело и сознание разделены в состоянии Великого Озарения (Маха Бодхи), очень важно держаться изо всех сил за Учителя, Божественного Идама и Чистое Видение. Это были полные наставления по перемещению осознания (тиб.: 'pho ba) и правила применения в действии через визуализацию. Храните это в уме и приносите пользу другим, мои благородные дети.

Зачатие и рождение

Слушайте далее, дети мои. Сейчас я разъясню вам дхармы физического тела, так как мы всю жизнь ограничены ими. Итак, тело начинает зарождаться в матке будущей матери от соединения отцовской белой капли энергии, имеющей природу воды, и материнской красной капли энергии, имеющей природу огня. Между ними входит осознавание (тиб.: rnam shes), питающиеся запахом (тиб.: dri za), на коне тока жизненной энергии (таб.: srog rlung gi rta). Силой кармы оно пребывает в соединении белой и красной капель и сливает все части воедино, обретая тонкую форму существования. Осознание опирается на элемент земли, сохраняется водой, созревает с помощью огня, растет силой ветра и само по себе представляет элемент пространства, который раскрывает двери возможности и создает тело.

Тело начинает развиваться из пупочного центра, поэтому сначала происходит развитие каналов. Затем оно развивается в четыре уровня пупочной чакры. Внешний уровень имеет шестьдесят четыре канала-лепестка; следующий, внутренний, уровень имеет двенадцать лепестков; следующий — восемь. Это именуют Нирмана-чакрой (тиб.: sprul pa'i mkhor lo). Из нее развивается сердечная чакра, имеющая два уровня. На внешнем уровне восемь лепестков, внутри — четыре. Она подобна раскрывающемуся лотосу, и ее именуют Дхарма-чакрой (тиб.: chos kyi mkhor lo). Из нее развивается чакра горла, имеющая два уровня: внешний уровень — шестнадцать лепестков, внутренний — восемь. Она напоминает горлышко от сосуда и называется Самбхога-чакрой (таб.: longs spyod mkhor lo). Далее идет чакра головы, имеющая три уровня: внешний уровень — тридцать два, затем десять, и затем пять каналов. Она напоминает зонт и называется Махасукха-чакрой (тиб.: bde chen mkhor lo). От пупочного центра канал продолжается вниз и в тайном месте порождает еще одну чакру, имеющую три уровня. Внешний уровень — четырнадцать лепестков, затем — восемь, и следующий — четыре. Она называется "центр зарождения блаженства" (таб.: bde bskyed mkhor lo).

От нее канал идет до конца полового органа, где он имеет шестнадцать лепестков. На пояснице канал имеет восемь лепестков, на самой макушке головы — четыре лепестка. Это все деления канала страсти (тиб.: chags pa'i rtsa). Четыре канала, начиная с пупочного центра, дают начало четырем конечностям, затем еще шесть каналов из пупочного центра порождают печень, два — почки, сердце, легкие и селезенку. От этих шести каналов берут начало другие. От печени идут каналы и берут начало глаза, от почек — уши, от сердца — язык, от легких — нос, от селезенки — губы. Далее от Нирмана-чакры берут начало каналы, порождающие желудок и кишки (таб.: long ka), нервные и кровеносные сосуды (таб.: rgyu ma dkar nag), желчь, мочевой пузырь и rmig gyu. Так рождаются полые органы (тиб.: snod).

Двенадцать больших сочленений четырех конечностей имеют двухуровневые чакры; соответственно с внешним и внутренним уровнями получается двадцать четыре канала. В каждой части конечности каналы делятся на пять ветвей, в каждом суставе имеется пять внешних и внутренних уровней каналов в форме двухуровневых чакр. На подошвах ног и на ладонях имеются четыре двухуровневые чакры, на внешних уровнях они имеют по двенадцать каналов, внутри — по шесть. На каждый из маленьких суставов рук и ног идут по одному из двенадцати каналов. Все они порождаются силой тока энергии.

Прямо по центру четырех основных чакр проходит центральный канал. Снаружи он белый, внутри красный, прямой как стрела, его нижний конец находится в чакре тайного места, верхний конец заканчивается на макушке открытым каналом. Справа от него канал Рома (таб.: rо mа) (порождает стихию воды), слева канал Кьянма (таб.: rkyang ma) (порождает стихию земли), остальные каналы (порождают стихию огня) подобны чистым хрустальным нитям.

Боковые каналы, цветом и формой похожие на центральный, идут до чакры тайного места на конце полового органа, до ее восьми и четырех ветвей, чуть выше оба боковых канала имеют вход в центральный, обвивая его вокруг спиралью, затем они идут, обвивая его, и соединяются с центральным каналом в головной чакре. Тонкие ответвления, концы каналов, изгибаясь, идут к глазам, еще одно пересечение всех трех каналов имеется в точке между глаз. Все три основных канала вытягиваются и строятся благодаря силе токов энергии, и все они пересекаются в четырех основных чакрах, погружаясь друг в друга.

Центральный канал природы существования светится серебристым светом, он ясен, прозрачен, имеет природу света, не омрачен, безграничен внутри и снаружи, сверкающий как кристалл, как нить света, нить Авандуди, в нем, как нитка за иголкой, движется и пребывает ток энергии извечной мудрости и чистой осознанности.

Правый канал Рома, красный как рубин — это канал прад-жни, в нем пребывает крохотная капля энергии. Левый канал Кьянма, серебристо-белый, это канал метода, в нем пребывает белая капля энергии. Во всех этих каналах пребывает ток энергии и изначальная мудрость, подобно солнцу и его лучам. Если не будет изначальной мудрости, не будет и обыденного сознания. Таким образом, они неделимы и все есть лишь проявление мощи извечной мудрости. Если проанализировать то, что называют чистой осознанностью, умом и током энергии (тиб.: rlung sems), то они постигаются как неделимые явления.

У женщин правые и левые каналы, а также трехуровневая чакра полового органа расположены наоборот. Это не значит, что признаки энергетической системы у мужчин и женщин разные, все остальное одинаково. У мужчин на нижнем конце белого канала метода, на два пальца ниже точки пересечения каналов, находится чакра тайного места (тиб.: nor bu'i rtsa mkhor), развернутая лепестками вверх. У женщин на нижнем конце красного канала мудрости, на два пальца ниже точки пересечения каналов, находится соответствующая чакра. Обе эти чакры находятся с правой стороны как у мужчин, так и женщин.

Сочетаясь в определенное время с внутренним теплом (тиб.: drod pa), каналы раскрываются и дают начало развитию тела. Растет позвоночный столб, сустав за суставом, ребра, тазовые кости и сочленения, череп, конечности со своими костями (говорится, что существо, свободное от клеш, развивается из сердечной чакры). Все части скелета развиваются, опираясь на свои чакры и каналы, затем скелет покрывается сухожилиями, связками и нервами. Из сухожилий и связок развивается плоть, затем она покрывается кожей в семь этапов. Затем появляются поры, и тело, сформировавшись, выходит из влагалища матери наружу. Кости, костный мозг (тиб.: rkang mar), кровавый костный мозг (тиб.: lha ba), жир, сухожилия, центральная часть тела, мозг, белая бодхичитта развиваются из отцовской капли энергии. Плоть, кровь, мокроты, чху-сер (тиб.: chu ser), семь этапов кожи, волоски и волосы, красная ракта развиваются из материнской капли энергии. Вены и артерии, внутренности и т. д. развиваются из обеих тигле.

Когда формирование тела подходит к концу, то число каналов огромно. Четыре тысячи больших каналов, восемьсот мелких каналов, двести тысяч мельчайших каналов и еще более тонкие каналы. Все они не поддаются учету, как число пор на коже, их миллионы. Основных костей триста шестьдесят. (Далее идет подробное изложение анатомии человеческого тела, в переводе я опускаю эту часть, ибо она отсутствует во второй версии тибетского оригинала. Прим. переводчика.)

Наши рекомендации