Подвижные игры с крупным оборудованием
Подвижные игры с мячом
№ п/п | Название игры, цель и ход игры | Правила игры | Примечание (примеры поддержки детской инициативы) |
1. | Охотник и зайцы Цель:развитие зрительно-двигательной моторики, умения прыгать на одной и двух ногах с продвижением вперед, бегать, в определенном направлении не наталкиваясь. Ход: Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращаются к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или на правой и левой поочередно) в разных направлениях. По сигналу: "Охотник!" - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (в руках у него два-три мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. | 1. Прыгать можно только на носках и по всему залу. 2. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но не из числа пойманных 3. Бросать мяч ниже пояса. | 1. Выбор охотника: - по считалке, - кто быстрее ответит на вопрос (какое время года? как зовут воспитателя? и т.д.) - кто быстрее найдет шапку охотника, 2. Меняем правила игры: - зайцы сами выбирают или строят себе домики, - охотник может стрелять только из определенного места, - подстреленные тоже становятся охотниками. |
2. | Огород Цель:развитие зрительно-двигательной моторики, ловкости, внимания. Ход:Дети стоят в кругу, передают мячик, на последнее слова, тот ребенок у кого оказался мячик, подбрасывает его вверх в центр круга и произносит имя любого из детей. Все дети разбегаются по залу. Тот, кого назвали должен быстро поймать мячик, крикнуть «стоп» и выбить мячом, стоящего ближе всех. Опять поймать мяч, выкрикнуть «стоп» и т.д. Пойманные дети выходят из игры. В конце игры подсчитывается количество пойманных детей. Разноцветный мячик По дорожке скачет, По дорожке, по тропинке, От тропинки – поворот, Прямо к … (Кате) в огород. | 1. Бросать мяч ниже пояса. | 1. Выбор водящего - Любым способом выбрать первого водящего. 2. Меняем правила игры: - водящий стоит в кругу, отбивает мяч. - выкрикивать не стоп, а название овоща. - пойманные становятся тоже водящими. |
«Меткий стрелок» Цель: развитие зрительно-двигательной моторики, ловкости. Ход:Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Водящий становится в центре круга. У ног его лежат 3-4 мяча. Водящий выполняет упражнения с мячом (отбивает рукой о пол, подбрасывает вверх, вращает пальцами рук, катает ногой и др.), играющие выполняют эти движения без мяча. После слов водящего «Раз, два, три — беги!», дети начинают бежать по кругу. Водящий, не сходя с места, бросает в играющих мячи один за другим. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – стоп игра!», дети останавливаются. Воспитатель объявляет количество детей, в которых попал водящий. Выбирается новый водящий, и игра возобновляется. | 1. Дети начинают бег только после сигнала воспитателя 2. Водящий не сходит со своего места. 3. Бросок ниже пояса. | 1. Выбор водящего - Любым способом выбрать первого водящего. 2. Меняем правила игры: - разные способы и виды передвижения. (Ходьба, бег, прыжки) - можно ловить мяч, кто поймал, тот становиться водящим. | |
«Жонглеры-фантазеры» Задачи: совершенствование двигательных навыков, развитие ловкости, глазомера Ход: Водящий находится внутри круга «очерченного» шнуром. Внутри несколько мячей разных диаметров и качества. Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. | Ребенок, в которого попал водящий должен придумать и выполнить с этим мячом 5-6 манипуляций и вернуть мяч в круг. | ||
Хрустальный мяч. Задачи: совершенствование двигательных навыков, развивать умение взаимодействовать, развитие ловкости ХОД: Дети разбиваются на пары и договариваются удерживать мяч (мягкий) любыми частями тела. Пятнает водящая пара. Если какая- то пара уронила мяч, она становится водящей. | Водящие не толкают догоняемые пары, а только дотрагиваются. | Водящие заранее обговаривают каким способом удерживается мяч | |
Накорми ГОРГАНОПСА Задачи: совершенствование двигательных навыков, развитие ловкости, глазомера Ход: Дети отправляются в путешествие к далекой планете, где обитает прожорливый Горганопс. Пройдя по гусеничному мостику, метко прицелившись, каждый смелый путешественник старается усыпить чудище, забрасывая ему прямо в пасть сонных жучков – арбузиков. | Взяли мячики красного цвета и приклеили им глаза и крылышки, хранятся в корзине. похожей на арбуз. | каждый должен кинуть мячик не повторяя способ броска предыдущего игрока | |
Бездомная цапля. Задачи: развитие внимания, координации движений, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве. предметы-обозначения «кочек». Ход: на полу разложены «кочки», на одну меньше, чем игроков. Во время музыкального сопровождения игроки бегают. При остановке музыки игроки должны занять свободную «кочку» и встать на одной ноге, как цапля. | Игрок, который не успел занять «кочку», выполняет определенное задание, например, отбивает мяч правой рукой на месте. | Во время музыкального сопровождения игроки выполняют различные виды движений (ходьба, прыжки, ползание, бег…). Пойманный игрок должен кинуть мячик не повторяя способ броска предыдущего игрока | |
"У кого мяч?» авторская игра Задачи: развитие координации и согласованности движений Ход: Выбирается ловишка, задачей которого является запятнать того игрока, в руках которого будет мяч. | Игрок, у которого в руках мяч, убегая от преследования , передает мяч другому игроку, тем самым спасает себя от преследования водящего. Игроки без мяча не мешают продвижению ловишки и должны быть готовы в любой момент подхватить мяч. Пойманный игрок выбывает из игры. | В игру вводится 2-3 мяча одновременно. | |
Подвижные игры с обручем
№ п/п | Название игры, цель и ход игры | Правила игры | Примечание (примеры поддержки детской инициативы) |
1. | Волшебные шкатулки Цель: воспитание чувства сопереживания, взаимовыручки. Развитие быстроты, ловкости, внимания. Ход: На полу разложены обручи, дети встают по два человека в обруч. Инструктор: У меня есть волшебные шкатулочки, в них я храню свои пуговицы, но они такие шалунишки, всегда выпрыгивают из шкатулки, рассыпаются по всему залу. Я их стараюсь поймать. (Пока звучит музыка, дети подскоками двигаются по периметру зала, с окончанием музыки занимают любой обруч, постепенно убрать один (два, три обруча). Инструктор: Волшебные шкатулочки исчезли, что же делать тем пуговичкам, кому не достались шкатулки. (Подвести детей к тому, что нужно пригласить этих пуговичек к себе в шкатулку. Когда останется один, лучше самый большой обруч, дети могут только поставить ногу в обруч, пуговичка в шкатулке). Какая у меня дружная шкатулка. | 1. Бегать по периметру зала не наталкиваясь друг на друга. | |
2. | Собираем овощи. Цель: повторение различных видов ходьбы, бега, прыжков, развитие быстроты, ловкости, внимания. Ход:Дети стоят вокруг обручей, лежащих на полу. В каждом обруче (грядке) лежит (растет) по одному овощу. Воспитатель с корзинкой ходит между обручами и произносит слова. Раз, два, три, четыре, пять, Буду овощи считать. Раз — капуста, Два — лучок, Три — желтый кабачок. Четыре — морковка, Огурец— пять. Иду я овощи собирать. После слов «Овощи собирать» дети разбегаются по залу. На слова «Раз, два, три, четыре, пять, Буду овощи считать». Дети должны собрать вокруг своих грядок. | 1. Дети начинают бег только после сигнала воспитателя. 2. Пока дети разбегаются, воспитатель меняет грядки-обручи местами. | 1. Выбор водящего - Любым способом выбрать первого водящего. 2. Меняем правила игры: - разные способы и виды передвижения. (Ходьба, бег, прыжки) - можно ловить овощи, собирать в корзинку. |
"Цветные автомобили» Задачи: ориентировка в пространстве, умение передвигаться по залу не наталкиваясь Ход: Выбираются 4 водящих –«парковщики». У них в руках 4 обруча разного цвета. В руках детей по кольцу соответствующего цвета - «руль». По команде «Поехали!» «автомобили врассыпную передвигаются по залу. По команду «В гараж!» должна быстро собраться вокруг «парковщика» с обручем такого же цвета, как руль | "Парковщики», передвигаясь по залу вместе с «автомобилями», меняют каждый раз место остановки. | По команде «Грузовые тележки!» "Автомобили» превращаются в «грузовые тележки», производят сцепку между собой с помощью колец, и начинают змейкой передвигаться по залу за «парковщиком» | |
БЕЗДОМНЫЕ ПАРЫ. Задачи: развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы. Описание игры: перед началом игры дети распределятся в пары и встают вдвоём в любой обруч, свою пару надо запомнить. По сигналу взрослого с началом музыки все разбегаются врассыпную по залу, взрослый убирает один обруч. Как только прозвучит сигнал или закончится музыка, все пары должны соединиться и встать в любой обруч. | Пара, которая не успела занять обруч, выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется одна пара, она и является победителем. | Водящий выбирает способ передвижения (прыгают на двух ногах, ходят в приседе и т.д.) | |
"Ястреб и утки» Задачи: ориентировка в пространстве, координация Ход: По периметру зала расположены обручи («Озера»)среднего размера (в обруче должно поместиться не менее 4-х детей). В центре «ястреб», задачей которого является ловить находящихся вне «озера» «уток» | В ходе игры «утки» перелетают из обруча в обруч, стараясь не попасть в «когти ястреба». В обруче не должно быть более 4-х уток. | Дети должны договариваться между собой о смене места нахождения, при этом сделать незаметно для «ястреба» | |
Подвижные игры с мячом
№ п/п | Название игры, цель и ход игры | Правила игры | Примечание (примеры поддержки детской инициативы) |
1. | Охотник и зайцы Цель:развитие зрительно-двигательной моторики, умения прыгать на одной и двух ногах с продвижением вперед, бегать, в определенном направлении не наталкиваясь. Ход: Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращаются к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или на правой и левой поочередно) в разных направлениях. По сигналу: "Охотник!" - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (в руках у него два-три мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. | 1. Прыгать можно только на носках и по всему залу. 2. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но не из числа пойманных 3. Бросать мяч ниже пояса. | 1. Выбор охотника: - по считалке, - кто быстрее ответит на вопрос (какое время года? как зовут воспитателя? и т.д.) - кто быстрее найдет шапку охотника, 2. Меняем правила игры: - зайцы сами выбирают или строят себе домики, - охотник может стрелять только из определенного места, - подстреленные тоже становятся охотниками. |
2. | Огород Цель:развитие зрительно-двигательной моторики, ловкости, внимания. Ход:Дети стоят в кругу, передают мячик, на последнее слова, тот ребенок у кого оказался мячик, подбрасывает его вверх в центр круга и произносит имя любого из детей. Все дети разбегаются по залу. Тот, кого назвали должен быстро поймать мячик, крикнуть «стоп» и выбить мячом, стоящего ближе всех. Опять поймать мяч, выкрикнуть «стоп» и т.д. Пойманные дети выходят из игры. В конце игры подсчитывается количество пойманных детей. Разноцветный мячик По дорожке скачет, По дорожке, по тропинке, От тропинки – поворот, Прямо к … (Кате) в огород. | 1. Бросать мяч ниже пояса. | 1. Выбор водящего - Любым способом выбрать первого водящего. 2. Меняем правила игры: - водящий стоит в кругу, отбивает мяч. - выкрикивать не стоп, а название овоща. - пойманные становятся тоже водящими. |
«Меткий стрелок» Цель: развитие зрительно-двигательной моторики, ловкости. Ход:Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Водящий становится в центре круга. У ног его лежат 3-4 мяча. Водящий выполняет упражнения с мячом (отбивает рукой о пол, подбрасывает вверх, вращает пальцами рук, катает ногой и др.), играющие выполняют эти движения без мяча. После слов водящего «Раз, два, три — беги!», дети начинают бежать по кругу. Водящий, не сходя с места, бросает в играющих мячи один за другим. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – стоп игра!», дети останавливаются. Воспитатель объявляет количество детей, в которых попал водящий. Выбирается новый водящий, и игра возобновляется. | 1. Дети начинают бег только после сигнала воспитателя 2. Водящий не сходит со своего места. 3. Бросок ниже пояса. | 1. Выбор водящего - Любым способом выбрать первого водящего. 2. Меняем правила игры: - разные способы и виды передвижения. (Ходьба, бег, прыжки) - можно ловить мяч, кто поймал, тот становиться водящим. | |
«Жонглеры-фантазеры» Задачи: совершенствование двигательных навыков, развитие ловкости, глазомера Ход: Водящий находится внутри круга «очерченного» шнуром. Внутри несколько мячей разных диаметров и качества. Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. | Ребенок, в которого попал водящий должен придумать и выполнить с этим мячом 5-6 манипуляций и вернуть мяч в круг. | ||
Хрустальный мяч. Задачи: совершенствование двигательных навыков, развивать умение взаимодействовать, развитие ловкости ХОД: Дети разбиваются на пары и договариваются удерживать мяч (мягкий) любыми частями тела. Пятнает водящая пара. Если какая- то пара уронила мяч, она становится водящей. | Водящие не толкают догоняемые пары, а только дотрагиваются. | Водящие заранее обговаривают каким способом удерживается мяч | |
Накорми ГОРГАНОПСА Задачи: совершенствование двигательных навыков, развитие ловкости, глазомера Ход: Дети отправляются в путешествие к далекой планете, где обитает прожорливый Горганопс. Пройдя по гусеничному мостику, метко прицелившись, каждый смелый путешественник старается усыпить чудище, забрасывая ему прямо в пасть сонных жучков – арбузиков. | Взяли мячики красного цвета и приклеили им глаза и крылышки, хранятся в корзине. похожей на арбуз. | каждый должен кинуть мячик не повторяя способ броска предыдущего игрока | |
Бездомная цапля. Задачи: развитие внимания, координации движений, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве. предметы-обозначения «кочек». Ход: на полу разложены «кочки», на одну меньше, чем игроков. Во время музыкального сопровождения игроки бегают. При остановке музыки игроки должны занять свободную «кочку» и встать на одной ноге, как цапля. | Игрок, который не успел занять «кочку», выполняет определенное задание, например, отбивает мяч правой рукой на месте. | Во время музыкального сопровождения игроки выполняют различные виды движений (ходьба, прыжки, ползание, бег…). Пойманный игрок должен кинуть мячик не повторяя способ броска предыдущего игрока | |
"У кого мяч?» авторская игра Задачи: развитие координации и согласованности движений Ход: Выбирается ловишка, задачей которого является запятнать того игрока, в руках которого будет мяч. | Игрок, у которого в руках мяч, убегая от преследования , передает мяч другому игроку, тем самым спасает себя от преследования водящего. Игроки без мяча не мешают продвижению ловишки и должны быть готовы в любой момент подхватить мяч. Пойманный игрок выбывает из игры. | В игру вводится 2-3 мяча одновременно. | |
Подвижные игры с обручем
№ п/п | Название игры, цель и ход игры | Правила игры | Примечание (примеры поддержки детской инициативы) |
1. | Волшебные шкатулки Цель: воспитание чувства сопереживания, взаимовыручки. Развитие быстроты, ловкости, внимания. Ход: На полу разложены обручи, дети встают по два человека в обруч. Инструктор: У меня есть волшебные шкатулочки, в них я храню свои пуговицы, но они такие шалунишки, всегда выпрыгивают из шкатулки, рассыпаются по всему залу. Я их стараюсь поймать. (Пока звучит музыка, дети подскоками двигаются по периметру зала, с окончанием музыки занимают любой обруч, постепенно убрать один (два, три обруча). Инструктор: Волшебные шкатулочки исчезли, что же делать тем пуговичкам, кому не достались шкатулки. (Подвести детей к тому, что нужно пригласить этих пуговичек к себе в шкатулку. Когда останется один, лучше самый большой обруч, дети могут только поставить ногу в обруч, пуговичка в шкатулке). Какая у меня дружная шкатулка. | 1. Бегать по периметру зала не наталкиваясь друг на друга. | |
2. | Собираем овощи. Цель: повторение различных видов ходьбы, бега, прыжков, развитие быстроты, ловкости, внимания. Ход:Дети стоят вокруг обручей, лежащих на полу. В каждом обруче (грядке) лежит (растет) по одному овощу. Воспитатель с корзинкой ходит между обручами и произносит слова. Раз, два, три, четыре, пять, Буду овощи считать. Раз — капуста, Два — лучок, Три — желтый кабачок. Четыре — морковка, Огурец— пять. Иду я овощи собирать. После слов «Овощи собирать» дети разбегаются по залу. На слова «Раз, два, три, четыре, пять, Буду овощи считать». Дети должны собрать вокруг своих грядок. | 1. Дети начинают бег только после сигнала воспитателя. 2. Пока дети разбегаются, воспитатель меняет грядки-обручи местами. | 1. Выбор водящего - Любым способом выбрать первого водящего. 2. Меняем правила игры: - разные способы и виды передвижения. (Ходьба, бег, прыжки) - можно ловить овощи, собирать в корзинку. |
"Цветные автомобили» Задачи: ориентировка в пространстве, умение передвигаться по залу не наталкиваясь Ход: Выбираются 4 водящих –«парковщики». У них в руках 4 обруча разного цвета. В руках детей по кольцу соответствующего цвета - «руль». По команде «Поехали!» «автомобили врассыпную передвигаются по залу. По команду «В гараж!» должна быстро собраться вокруг «парковщика» с обручем такого же цвета, как руль | "Парковщики», передвигаясь по залу вместе с «автомобилями», меняют каждый раз место остановки. | По команде «Грузовые тележки!» "Автомобили» превращаются в «грузовые тележки», производят сцепку между собой с помощью колец, и начинают змейкой передвигаться по залу за «парковщиком» | |
БЕЗДОМНЫЕ ПАРЫ. Задачи: развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы. Описание игры: перед началом игры дети распределятся в пары и встают вдвоём в любой обруч, свою пару надо запомнить. По сигналу взрослого с началом музыки все разбегаются врассыпную по залу, взрослый убирает один обруч. Как только прозвучит сигнал или закончится музыка, все пары должны соединиться и встать в любой обруч. | Пара, которая не успела занять обруч, выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется одна пара, она и является победителем. | Водящий выбирает способ передвижения (прыгают на двух ногах, ходят в приседе и т.д.) | |
"Ястреб и утки» Задачи: ориентировка в пространстве, координация Ход: По периметру зала расположены обручи («Озера»)среднего размера (в обруче должно поместиться не менее 4-х детей). В центре «ястреб», задачей которого является ловить находящихся вне «озера» «уток» | В ходе игры «утки» перелетают из обруча в обруч, стараясь не попасть в «когти ястреба». В обруче не должно быть более 4-х уток. | Дети должны договариваться между собой о смене места нахождения, при этом сделать незаметно для «ястреба» | |
Подвижные игры с крупным оборудованием
№ п/п | Название игры, цель и ход игры | Правила игры | Примечание (примеры поддержки детской инициативы) |
1. | Перелет птиц (Скамейки, швед стенка) Цель:упражнение в лазание, беге врассыпную. Ход: На одном конце зала находятся дети они – птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно "залететь" (гимнастические скамейки, кубы и т.д.), это – деревья. По сигналу воспитателя: "Птицы улетают!" - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: "Буря!" - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: "Буря прекратилась!", дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу ("птицы продолжают свой полет"). Воспитатель страхует детей на пособиях, особенно при спуске. | 1. Дети выполняют движения по сигналу воспитателя. 2. Толкаться на пособиях нельзя. | |
2. | "Ловцы обезьян» (Скамейки, швед стенка) Задачи: развитие реакции на сигнал, ориентировка в пространстве, скоростно - силовые качества, умение напрыгивать на стенку, лазание, развитие творчества, находчивости и сообразительности, учить договариваться между собой, Ход: Разметка: обозначить место для ловцов и полянку для игр обезьян Дети -обезьянки на гимнастической стенке. Водящие-ловцы выходят на поляну и показывают для «обезьян» упражнение, которое они должны затем повторить. После показа «ловцы» уходят в засаду. Обезьяны слезают с «дерева», передразнивают «ловцов», показывая точь в точь то же движение, что показали «ловцы» по команде «Ловцы!» «ловцы» стремятся запятнать убегающих «обезьян». | Ловцы показывают одинаковое упражнение Бег начинается только после команды «Ловцы!». Пятнать можно только игроков, находящихся на полу. | "Ловцы» придумывают движения, которые требуют усилий со стороны «обезьян» (сложное положение для вставания и начала бега. Пойманные «обезьянки» становятся «ловцами» |
"Удав и обезьяны" Задачи: развивать ловкость прыжка на гимнастическую скамейку, внимание, развивать внимание на сигнал Ход: Удав сидит на стуле ждет сигнала, а обезьяны стоят на гимнастической скамейке. Скамейка находиться на середине зала | В сопровождении музыки обезьяны начинают прыгать по всему залу, как только музыка останавливается, удав начинает ловить их, в это время обезьяны должны успеть запрыгнуть обратно на гимнастическую скамейку чтобы удав не успел поймать. Кого поймали тот и проиграл. | ||