I. Контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры

1. Игра «СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ»

Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрук-

= 80 -

------ Примерный план игровой терапии с родителями ----

ты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловит­ся. Ребенок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.

2. Игра «ПАРОВОЗИК»

На роль водящего — «паровозика» назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцеп­ляются руками и передвигаются вместе в направлении, кото­рое выбирает «паровозик». Основная задача — следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в «депо».

3. Игра «ПАРОВОЗИК С КЛОУНАМИ»

Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «по­езд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончи­ки» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача — при падении быть внимательным к окружающим де­тям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонти­руют, игра продолжается.

4. Игра «КТО ПОЗВАЛ?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли от-гйдывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запо­минают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.



»

Игротерапия общения

I. Контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры - student2.ru 5. Игра «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»

Участники игры становятся друг за другом. Первый — «иго­лочка» . Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

6. Игра «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последне­го — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

7. Игра «СМЕЛЫЕ МЫШКИ»

Выбирается водящий — «кот», остальные дети — «мыши». «Кот» сидит (стоит) и наблюдает за «мышками». С началом сти­хотворного текста, который произносит ведущий вместе с деть­ми, мышки делают несколько шагов по направлению к коша­чьему домику.

Слова: «Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз - два - три - четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом - бом - бом - бом!

Убежали мышки вон».

Во время произнесения стихотворения мышки подходят к коту ближе, выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пой­манные мышки выходят из игры.

8. Игра «ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий назы­вает предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может созна­тельно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий пред-

------ Примерный план игровой терапии с родителями ——•

мет. Кто не удержался — платит фант, который в конце игры выкупается.

9. Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛИ»

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили». Другие дети — «воробушки». Ведущий подает сигналы для «ав­томобиля» (гудок) и для «воробушков» («летите воробушки»). По своему сигналу «автомобили» и «воробушки» выходят из домиков и бегают. Чтобы ожидание выхода не было для детей утомительным, в игру вводят дополнительные действия: «во­робьи» чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином. Ведущий следит, чтобы «воробушки» вовремя пря­тались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лап­ки. При повторении игры роли могут поменяться.

10. Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Часть детей стоят в кругу, держась за руки (« сети »). Осталь­ные дети —• «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри кру­га, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» — дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «пойма­ли». Игра может проводиться под музыку.

11. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»

Все дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бе­гают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» — «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сиг­налу: «День!» — «пчелки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.

12. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ШАЛОСТИ»

«Пчелки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (использу­ются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бе­гают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пче­ла» (ведущий) Нё разрешает отвлекаться. Когда замечает нару­шителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цве­ток.



82

83

*



Игротерапия общения

I. Контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры - student2.ru 13. Игра «КОЛЕЧКО»

Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому доста­лось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. И игру продолжает прежний водящий.

Наши рекомендации