Благочестивая и неблагочестивая деятельность
Веды утверждают, что поступки бывают либо благочестивыми, либо неблагочестивыми. Может ли человек не действовать вообще? Мы не можем прекратить действовать ни на мгновение. Однако Шрила Рагхунатха даса Госвами не предлагает прекратить всякую физическую деятельность. В этом мире есть два класса живых существ: осознавшие себя и пребывающие в невежестве. Последние не могут действовать без правил и предписаний, поскольку, когда они не следуют указаниям священных писаний, их поступки становятся безнравственными. Поэтому действия, соответствующие стандартам Вед, считаются благочестивыми, а не соответствующие им – неблагочестивыми. Правила и ограничения священных писаний не предназначены для тех, кто достиг самоосознания. Писания советуют им предаться Господу Шри Кришне или, другими словами, развить беспримесную любовную преданность Ему.
Благочестивый, верующий человек принадлежит к последней категории, и поэтому Шрила Рагхунатха даса Госвами не советует ему запутываться ни в благочестивой, ни в греховной деятельности, а полностью посвятить свою жизнь преданному служению Божественной Чете, Радхе и Кришне. Садхака, или практикующий преданный, должен всю свою деятельность увязать со служением Высшей Божественной Чете.
Господь – это высший наслаждающийся
Итак, когда садхака строго придерживается правил и предписаний варнашрама-дхармы, вся его деятельность естественным образом становится поклонением Всевышнему Господу. Преданным-домохозяевам в особенности рекомендуется поклоняться Божествам, сделав Их, таким образом, центром всей своей деятельности и высшим объектом поклонения. Грихастха зарабатывает деньги, ведет семейные дела, защищает свое имущество, строит дом и т.д. в настроении служения Господу. Он никогда не считает, что только он – наслаждающийся результатами своих действий. Он совершает шраддху, как это предписывается в «Хари-бхакти-виласе», но делает это как служение Господу. Таким образом, когда его преданность созревает и готова к тому, чтобы выйти за рамки строгих предписаний варнашрама-дхармы, он может поселиться во Враджа-дхаме и всецело посвятить себя служению Божественной Чете в духовной расе, свойственной его духовной индивидуальности. Те, у кого нет возможности жить во Врадже географически, могут находиться там благодаря медитации.
Преданные должны поклоняться Гуру-Гауранге
Следует всегда медитировать на Господа Гаурангу, зная, что Он ничем не отличается от Шри Кришны, и на Шри Гуру –самого дорогого преданного Господа Мукунды. Без памятования и поклонения духовному учителю и Господу Гауранге чистое любовное преданное служение Божественной Чете, Шри Шри Радхе и Кришне, невозможно. Пренебрежение этим будет тормозить духовное продвижение. Если кто-то пытается поклоняться одному Господу Чайтанье, он не сможет понять Его тождества с Господом Кришной. Но воспоминание о Господа Чайтанье прочно вплетается в структуру поклонения Шри Кришне для того, кто делает это должным образом.
Гуру называют мукунда-прештха, поскольку он очень дорог Господу Мукунде, Всевышнему Господу, освобождающему от страданий материального мира. Преданный должен думать, что Господь Кришна послал Шри Гурудева, чтобы освободить его. Таким образом, все совершенным образом согласуется с осознанием того, что духовный учитель – это возлюбленная наперсница и служанка Шримати Радхарани.
СТИХ ТРЕТИЙ
йадИччхер АвАсам-враджа-бхуви са-рАгам-прати-джанур
йува-двандвам-тА чет паричаритум АрАд абхилаше
сварУпам-ЩрИ-рУпам-са-гаНам иха тасйАграджам апи
спхуТам-премНА нитйам-смара нама тадА твам-ЩРНу манаХ
йади – если; иччхеХ – желание; АвАсам – местожительство; враджа-бхуви – во Врадже; са-рАгам – с любовью; прати-джануХ – каждое рождение; йува-двандвам – юная Божественная Чета; тат – то; чет – если; паричаритум – служить; АрАт – вблизи; абхилаше – желание; сварУпам – Сварупа Дамодара Госвами; ЩрИ-рУпам – Шрила Рупа Госвами; са-гаНам – со своими спутниками; иха – здесь; тасйа – его; аграджам – старший брат; апи – также; спхуТам – прояви; премНА – с любовью; нитйам – всегда; смара – помни; нама – кланяйся; тадА – тогда; твам – ты; ЩРНу – слушай; манаХ – ум.
Перевод
О ум, послушай меня: если ты хочешь из жизни в жизнь рождаться во Враджа-дхаме и с любовью служить Шри Шри Радхе и Кришне, тогда просто желай помнить и поклоняться лотосным стопам Шри Сварупы Дамодары, Шрилы Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами и всем остальным спутникам Шри Чайтаньи, получившим Его милость.
Бхаджан третий
рАгАвеЩе браджадхАма, вАсе йади тИвракАма,
тхАке тава хРдайа-бхиторе
рАдхА-кРшНа лИлА раса, паричарйА сулАласа
хао йади нитАнта антаре
(боли таве Щуно мама мана)
бхаджана чатуровара, ЩрИ сварУпа дАмодара,
прабху севА йАхАра джИвана
сагаНа ЩрИ рУпа джини, рАЩататтва джЬАнамаНи,
лИлА таттва йе каила пракАЩа,
тАхАра аграджа бхАи, йАхАра самАн нАи,
варНила йе йугала-вилАса
сеи саба махАджане, спашТа према виджЬАпане,
смара ман туми нирантара
бхактивинодера нати, махАджанагаНа прати,
виджЬАпито короха сатвара
Перевод
Если в тебе сильно желание проживать во Враджа-дхаме, чтобы развить глубокую привязанность, тогда всегда храни это желание в своем сердце.
Если в сердце ты чувствуешь горячее желание служить стопам Радхи-Кришны, то Их игры всегда будут сладки для тебя.
(Слушай, о ум, мои слова.)
Шри Сварупа Дамодара был непревзойденным в своем поклонении. Служение Махапрабху было для него самой жизнью.
Вместе с Рупой, прекрасно знавшем истины о расах, они открыли науку о любви. Несравненный старший брат Рупы описал вечные игры Радхи-Кришны.
Все эти великие души благодаря своему смирению осознавали, описывали и проявляли прему. О ум, помни об этом всегда.
Бхактивинода склоняется перед этими вайшнавами и махаджанами. Позвольте мне без устали проповедовать ваш путь.
Шри Бхаджана-дарпана
Часто задают вопрос: можно ли достичь рагатмика-бхакти и житьво Враджа-дхаме, приняв дикшу и шикшу не в Гаудия-самапрадае, а другой ученической преемственности. Преданное служение подразделяется на три категории: садхана-бхакти, или преданное служение из чувства долга, исполняемое согласно правилам и предписаниям; бхава-бхакти, или спонтанное служение, которое более возвышенно, чем регулируемое преданное служение; и према-бхакти, или спонтанная и чистая любовь.
Шрила Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16): «Прежде всего у человека должно быть желание самоосознания, ибо оно приведет его в общество продвинутых святых. После ему следует принять инициацию у возвышенного духовного учителя, ибо под опекой гуру он встанет на путь преданного служения. Только благодаря выполнению преданного служения под руководством такого духовного учителя человек освобождается от всех материальных привязанностей, обретает стойкость на пути самоосознания, и таким образом развивает настоящий вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Господе Шри Кришне, вкус, который приводит к привязанности к сознанию Кришны и потом к бхаве, предварительной стадии кришна-премы, трансцендентной любви к Богу, высочайшей стадии совершенства в духовной жизни».
Садхана-бхакти
Садхана-бхакти имеет две части: вайдхи-бхакти, или регулируемое преданное служение, и рагануга-бхакти, или спонтанное преданное служение.
Шрила Рупа Госвами описывает вайдхи-садхана-бхакти следующим образом [«Бхакти-расамрита-синдху»]: «Когда садхана-бхакти вдохновлена наставлениями священных писаний, а не спонтанной привязанностью, она называется вайдхи-бхакти. Ее правила и предписания строги и выполняются в настроении благоговения, почтения, и в роскоши. Поэтому иногда духовные авторитеты называют эту стадию марьяда-вадой, или путем почтения».
Рупа Госвами описывает рагануга-бхакти так [«Бхакти-расамрита-синдху» I.2.270-272]: «Любовные чувства преданного, в совершенстве проявленные в вечных обитателях трансцендентной Враджи, известны как рагатмика-бхакти, или рагануга-бхакти. Давайте разберемся, что же такое рагатмика-бхакти. Естественное и сильное любовное влечение и привязанность к самому почитаемому объекту, Господу Шри Кришне, называют рагой. Преданное служение, украшенное рагой, называется рагатмика-бхакти, которая бывает двух видов: кама-рупа (любовная) и самбандха-рупа (родственная).
Для того, чтобы получить право на рагануга-бхакти, человек должен развить сильную (лобху) жадность, жажду следовать по стопам кого-то из вечных жителей Враджа-дхамы, вечных спутников Всевышнего Господа, на сто процентов погруженных в настроение рагатмика-бхакти. Именно от такого чистого преданного человеку может передаться настроение рагатмика. Признаки того, что человек развил лобху, таковы: когда он слышит о качествах вечных спутников Господа, Нанды Махараджи и Матери Яшоды, и их чувствах к Кришне, описанных в «Шримад-Бхагаватам», влечение естественным образом пробуждается в его сердце. Находясь в этом настроении, он совсем не заботится о правилах и указаниях священных писаний. Однако пока привязанность, или рати, полностью не расцвела в его сердце, преданный остается на уровне вайдхи-бхакти, которая характеризуется строгим соблюдением наставлений священных писаний и благоприятных условий».
Все преданные следуют вайдхи-бхакти
Живя во Врадже, человек должен размышлять об играх Господа Шри Кришны, слушать и помнить о Его близких спутниках, чьи чувства он хочет перенять. Благодаря этому он сможет развить такой же вкус преданности. Садхака должен служить Кришне, следуя по стопам возлюбленного спутника Господа, украсив свое основное настроение преданности отблеском его духовных чувств. Как садхака он служит в своем материальном теле, а как сиддха, или совершенная душа, он оказывает служение в соответствующей духовной форме. Сведущие люди знают, что слушание и повторение, столь важные в вайдхи-бхакти, не менее важны и в рагануга-бхакти.
Бхава-бхакти или рати
За садхана-бхакти следует бхава-бхакти, или рати, любовная привязанность. В «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами описывает рати как ступень духовной зрелости. На стадии махабхавы рати только увеличивается. К рати стремятся лучшие из освобожденных и совершенных преданных Господа. Когда рати укрепляется, первые волны премы увлекают сердце преданного. Преме, или устойчивой привязанности (рати), предшествуют снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Развитие чувств преданности от рати до премы сравнивается с приготовлением сока сахарного тростника. При кипячении он постепенно сгущается в патоку, преобразуется в сироп, затем в сахар и, наконец, приобретает форму кристаллизованной сахарной карамели. Подобно этому чистая духовная любовь претерпевает постепенные преобразования, которые святые мудрецы называют различными стадиями премы. Своей любовью и милостью Господь Шри Кришна отвечает взаимностью на каждое из этих возвышенных настроений.
Сущность духовных рас
Эзотерический вывод таков, что супружеская любовь во Враджа-дхаме есть суть всех духовных рас, и если это настроение и присутствует на других духовных стадиях, то в очень малой степени. Поэтому Господь Чайтанья советует принять великих преданных, подобных Шриле Рагхунатхе дасу Госвами, Шриле Рупе Госвами и других чистых преданных, получивших Его особую милость, своими шикша-гуру, наставниками.
Однако тут следует напомнить, что рагатмика-бхакти обретается очень редко, как правило после многих жизней в преданном служении. Но такого возвышенного уровня можно достичь и за одну жизнь, если получить беспричинную милость Господа и Его чистых преданных.
СТИХ ЧЕТВЕРТЫЙ
асад-вАртА-вешйА висРджа мати-сарвасва-хараНИХ
катхА мукти-вйАгхрйА на ЩРНу кила сарвАтма-гилаНИХ
апи тйактвА лакшмИ-пати-ратим ито вйома-найанИМ
врадже рАдхА-кРшНау сва-рати-маНи-дау твам-бхаджа манаХ
асат – с непреданными; вАртА – проживание; вешйА – проститутка; висРджа – откажись; мати – сердца; сарвасва – сокровище; хараНИХ – похищая; катхА – разговары; мукти – имперсонального освобождения; вйАгхрйА – тигрица; на – не; ЩРНу – слушай; кила – несомненно; сарва-Атма – каждый; гилаНИХ – пожирая; апи – также; тйактвА – откажись; лакшмИ-пати-ратим – любовь к Господу Нараяне; итаХ – здесь; вйома-найанИм – на Вайкунтхе; врадже – во Врадже; рАдхА-кРшНау – Радха-Кришна; сва-рати – любви к Ним; маНи – драгоценный камень; дау – даруя;
твам – ты; бхаджа – поклоняйся; манаХ – о ум.
Перевод
Мой дорогой ум, откажись от всех незначительных и мирских разговоров, подобных проститутке, что похищает разум и решимость – твое настоящее богатство. Желание освобождения также пагубно, ибо оно подобно вселяющему ужас тигру, пожирающему само твое бытие. Я прошу тебя отказаться даже от привязанности к Господу Нараяне, супругу Матери Лакшми, богини удачи, которая благословляет величественным служением на Вайкунтхе. Я смиренно прошу, поселись во Врадже и поклоняйся Шри Радхе и Шри Кришне, ибо Они благословляют Своих преданных сокровищем чистого любовного служения.
Бхаджан четвертый
кРшНабАртА винА Ана, ‘АсадвАртА’ боли’ джАна,
сеи веЩйА атибхойаГкарИ
ЩрИ кРшНа вишайА мати, джИвера дурлабха ати,
сеи веЩйА мати лойа хари
(Щуно мана, боли хе томАйа)
‘мукти’ нАме ЩАрдулинИ, тА’ра катхА йади Щуни,
сарвАтмАсампати гили’ кхАйа
тадубхойа тйАга коро, муктикатхА парихара,
лакшмИпати рати рАкхо дУре
сеи рати правала ха’ле, парабйоме дейа пхеле,
нАхи дейа вАса враджапуре
врадже рАдхА-кРшНа рати, амУлйадханада ати,
тАи туми враджа чирадина
рУпа рагхунАтха пАйа, сеи рати прАртханАйа
э бхактивинода дИнахИна
Перевод
Мудрые говорят, что разговоры непреданных, в которых отсутствуют темы о Кришне, бесполезны. Остерегайся этих врагов, любимцев коварной проститутки.
Очень редко живым существам удается развить в сердце привязанность к Шри Кришне. Пользуясь уловками и слухами, проститутка незаметно украдет твое сердце.
(О ум, просто послушай меня.)
Освобождение подобно тигрице. Если ты слушаешь ее праздные разговоры, то она проглотит все результаты бхакти, хранящиеся в твоем сердце.
Прекрати обсуждать темы о достижении освобождения и даже не помышляй о том, чтобы развить глубокую привязанность к Лакшми-Нарайане.
Если привязанности к Вайкунтхе прорастут в твоем сердце, то они заглушат привязанность к Врадже.
Глубокая привязанность к Радхе и Кришне во Врадже – это ни с чем несравнимое сокровище. Все свои дни проводи в поклонении Им.
То, что обрели Рупа и Рагхунатх, – любовную привязанность – просит бедный и падший Бхактивинода.
Шри Бхаджана-дарпана
Подобно проституткам, беседы на мирские темы расхищают наше знание и решимость. Проститутка ловко освобождает своих клиентов от денег, а мирскиеразговоры лишают людей богатства знания. В конце концов, склонность к духовному возвышению – это единственное сокровище трансценденталиста. Мирские разговоры, не связанные с Абсолютной Истиной, лишают нас этого сокровища, так как они нереальны, иллюзорны и временны.