Формирование учителем (психотерапевтом) у себя мотивации на постоянное развитие своих личностных, профессиональных качеств и на самопознание.
Уровни мотивации:
- отрицательная (работа воспринимается как обуза, как тяжелая необходимость);
- пассивная (позиция конформиста – “я как все”);
- средняя (некоторая заинтересованность своей работой, периодическое новаторство, иногда – обучение, курсы, литература...);
- повышенная (увлеченность, активный поиск новой информации, энтузиазм);
- высокая (человек “живет” этой информацией; вдохновение, видение смысла своей жизни через передачу знаний).
Сложности в формировании мотивации:
Для того, чтобы перейти с отрицательного, пассивного или среднего уровней мотивации (столь распространенных среди школьных учителей) к повышенному и высокому уровню (находясь на которых только и возможно начать двигаться к реализации мастерства), необходима серьезная работа, осложненная многими обстоятельствами. Так, многие люди могут быть несчастны, могут работать плохо, сами же страдать от этого, но не осознавать этот факт и даже отрицать его, прикрываясь рационализациями типа “у меня все нормально”. Осознать факт своего непрофессионализма, страданий и несчастий (т.е. непрофессионализма в жизни) чрезвычайно сложно, потому что тогда придется жить с мучительным знанием о своей личностной и профессиональной неадекватности. Есть люди, которые все-таки осознают, что они непрофессиональны и неадекватны, но считают, что так и должно быть, что “такова судьба” и т.п. Сделать шаг к осознанию, что это не так, тоже сложно, так как тогда им придется признать, что они не такие, какими могли бы быть. Есть и такие, которые осознают, что они непрофессиональны и несчастны, понимают, что так не должно быть, но не видят никакой альтернативы. Прозреть альтернативу им тоже очень сложно, так как тогда придется столкнуться с фактом, что у них не хватает сил, чтобы двигаться к этой альтернативе. Есть и такие, которые видят альтернативу, но склонны считать, что у них нет сил достичь ее, так как признав, что силы все таки есть, уже нельзя будет дать себе послабление и придется выкладываться и работать; другие верят и в свои силы, хотят меняться и расти, но не знают как это делать...
Иными словами, формированию высокой мотивации на личностный и профессиональный рост препятствует множество иррациональных страхов, внутренних противоречий, нехватка энергопотенциала, а зачастую элементарная лень...
Методы формирования мотивации:
Формирование высокой мотивации у учителя (психотерапевта) – процесс сложный и длительный, требующий комплексного подхода. Чем на более ранней стадии подготовки специалистов этот вопрос возникнет, тем больше будет шансов на то, что учитель (психотерапевт) будет работать неформально, творчески и продуктивно. Методы формирования (вернее проявления) мотивации[35] базируются на механизмах, описанных нами в главах: “Механизмы применения интегративных технологий” и “Методология психотерапии”. Вообще развитие этих методов представляется нам одной из наиболее актуальных задач для практической психологии и педагогики.
2.2. Формирование учителем (психотерапевтом) у себя рабочего состояния(состояния “предельного включения”, оптимальной “настройки восприятия”).
Уровни рабочего состояния:
– отрицательное (погруженность в свои проблемы, взвинченность или апатия, эмоциональная неустойчивость);
– пассивное (жесткость и стереотипность реакций, неустойчивое внимание, периодические отвлечения на свои проблемы, не очень устойчивое эмоциональное состояние);
– среднее (способность к сосредоточению на работе, переключению от своих личных проблем, мыслей, эмоций);
– повышенное (высокая работоспособность, эмоциональная саморегуляция, хороший уровень внимания, адекватное реагирование на ситуацию);
– высокое (“стирание” своих личностных особенностей, неограниченное владение вниманием и его масштабами.Принятие учеников (клиентов) и ситуаций такими, как они есть (и не только ментально), утонченное восприятие наблюдательность по отношению к малейшим нюансам в процессе взаимодействия);
– идеальное (реализованная И.С.).
Сложности в формировании рабочего состояния:
– наличие у учителя (психотерапевта) ряда нерешенных личных проблем;
–наличие проблем со здоровьем;
–утомляемость, недостаток энерго- потенциала;
–наличие жестких установок и стереотипов в восприятии и реагировании;
– отсутствие у многих учителей (психотерапевтов) базовых навыков саморегуляции своего состояния.
Методы формирования рабочего состояния:
Формирование рабочего состояния – сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя работу с коррекцией личных проблем, комплексы оздоровительных и тонизирующих технологий, работу по освобождению от жестких стереотипов восприятия и реагирования и обучение навыкам саморегуляции. В качестве одного из методов, способствующих формированию рабочего состояния, можно предложить авторскую методологию, основанную на поэтапном освоении учителем (психотерапевтом) все более качественных уровней внимания и чувствительности, коррекции личных проблем и обучении решению внутренних и внешних конфликтов, оптимизации своего состояния. В каждом конкретном случае обучение индивидуально.