Формирование высокой культуры работы с информацией.

В этот этап входит:

а) Внутренняя культура работы с информацией;

б) Культура передачи опыта:

– высокая чувствительность к ученику

(клиенту) и группе;

– культура коммуникации.

Уровни внутренней культуры работы с информацией :

– низкий (неорганизованность, перегру-женность, неумение выделять приоритеты; зауженное, не системное восприятие; неумение очищать” восприятие);

– средний (попытки систематизации, попытки избегать перегрузок лишней информацией, не актуальной в данной ситуации, выделение приоритетов);

– повышенный (научная организация своей деятельности, работа только с актуальной информацией; избегание ментальных конструкций, не прожитых, не “прожеванных”; попытки регуляции своего восприятия);

– высокий (человек старается жить, будучи “чистым экраном”, не окрашивая информацию своими акцентами, приоритетами, ценностями, установками и стереотипами, не подгоняя ее под свои схемы, свою картину мира; ориентация на информацию, актуальную “здесь и теперь”).

Уровни культуры передачи опыта:

а) Чувствительность к ученику (клиенту), группе:

– низкая (учитель (психотерапевт) не отслеживает свои реакции, изменения в своем состоянии в различных ситуациях; реагирует на учеников (клиентов), исходя из своих стереотипов и схем);

– средняя (учитель (психотерапевт) иногда замечает грубые сигналы в разных диапазонах своего организма, старается видеть ситуации в основном из профессиональной парадигмы, пытаясь уйти от слишком явных личных реакций);

– повышенная (учитель (психотерапевт) замечает изменения в своем состоянии, как реакцию на взаимодействие с учениками, пытается отойти от стереотипов, понять самого ученика (клиента), группу);

– высокая (предельно тонкая чувствительность к своему состоянию во всех диапазонах организма, безоценочное восприятие, системное “видение”).

б) Культура коммуникации:

– низкая (штампы и стереотипы в поведении и коммуникации) (не путать со стереотипами восприятия);

– средняя (наличие некоего диапазона поведенческих ролей и приемов);

– повышенная (владение широким спектром приемов коммуникации, поведенческих ролей, причем учитель сознательно выбирает нужную роль в своем поведении);

– высокая (адекватная коммуникация – попадание в “десятку” по Запросу ученика (клиента) или группы).

Что касается методов, способствующих повышению культуры коммуникации, то они достаточно разнообразны. Психология и психотерапия располагают в настоящее время большим выбором приемов, помогающих повысить свои возможности в этой сфере как за счет изменения своих личностных особенностей, так и за счет пополнения своего арсенала современными технологиями.

С обучением высокой культуре работы с информацией и формированием высокой чувствительности к ученику (клиенту) и группе, формированием “системного видения” дело обстоит сложнее. Эти качества могут возникнуть при работе над Осознанием своего организма.

3. Уровень мастера.[36]

Выход на уровень мастера осуществляется как следствие интеграции личностной зрелости и профессионализма и трансформации профессиональной парадигмы через себя, с появлением нового качества в себе и Мире.

Мастер – человек, интегрировавший в себе профессиональный опыт и проявивший в результате этого свой почерк – новое качество этого опыта, получивший возможность владеть этим качеством, воспроизводить его и передавать это качество другим...

Если у Вас появились вопросы или желание подробнее познакомиться с нашей методологией и с авторами книги, Вы можете обратиться в ОТО “Солнечный Ветер” (С.Петербург). Контактные телефоны: 252-02-34, 254-00-96, 174-30-48, 585-95-24.

Адрес для корреспонденции: С.Петербург 198092 ул.Ивана Черных 19 к 12 , для Лебедько Владислава и Агеева Валерия.

 
  Формирование высокой культуры работы с информацией. - student2.ru

ОСОЗНАНИЕ.

МАСТЕРСТВО.

ПСИХОТЕРАПИЯ ?

Валерий Агеев

Владислав Лебедько

[1] – Школьный термин, имеющий широкое поле смыслов. Практически используется для называния Всего Сущего и для обозначения ряда методологических, технических и других аспектов практики.

[2] – Приведенные описания пространств существенно упрощены.

[3] – Напомним на примере физического Пространства, что такое ортогональные координаты: в физическом Пространстве есть три такие координаты, например x, y, z. Три – минимальное число координат, дающее полное описание любой точки в этом Пространстве. Никакая комбинация из двух координат не даст информацию о положении точки относительно третьей оси, а введение четвертой координаты будет избыточным. Повышение размерности говорит о введении новых координатных осей (не обязательно физических), без которых невозможно дать полное описание объекта в соответвующем Пространстве.

[4] – Мы ни в коем случае не собираемся критиковать оккультное описание мира; скорее, наоборот – мы испытываем искреннее уважение к серьезным представителям этого знания. Подход, предложенный в этой главе, не противопоставляется оккультному; они оба существуют параллельно, служа каждый своим целям, так же, как в физике – корпускулярное описание мира удобно для решения одних задач, для других – более подходит волновая модель мира.

[5] -Вербальное описание практически невозможно, т.к. здесь отсутствуют субъект-объектные отношения. (То же и для понятия Сфера). .

[6] – Это не означает, что инсайт и технологии к нему ведущие – бесполезные вещи; они решают свои задачи на уровне психотерапии, развития личности и др.

[7] – Шепардовская гимнастика: серия упражнений на сгибание или скручивание позвоночника в строго определенных отделах.

[8] – Имеет смысл ввести для всех пространств и уровней понятие глубины Осознания, отражающий степень управления и глубину доступа к потенциальным возможностям объекта Осознания. Человек может достичь полного, исчерпывающего владения экраном (вызывая его в любой момент, в любой ситуации, неограниченно долго удерживая на нем концентрацию, проживая его во всей полноте и т.д.), а может владеть экраном лишь поверхностно (не удерживая концентрацию, не проживая всех аспектов и возможностей экрана).

[9] – Убрать, здесь, не значит вытеснить, а трансформировать, перевести в другое качество.

[10] -Р.Бэндлер в книге “Используйте свой мозг для изменений” показывает один из механизмов, как некое переживание, попадая в нужную форму, порождает новое качество переживания. Работая, например, со зрительной модальностью, можно одну и ту же воображаемую картинку перемещать по оси изменения различных параметров (дальше-ближе, ярче-тускнее и т.д.). При этом картинка, ранее безразличная, вдруг вызывает эмоцию или изменяет у человека мнение о себе и о мире.

[11] -Мы ввели здесь понятие Формы, как обобщающее, по отношению к Юнговскому определению Архетипов коллективного бессознательного. Понятие Архетипа (по Юнгу) подходит в нашем случае для высших Пространств – Эволюционного и Пространства Начала, а с понятием Формы можно работать не только в этих двух Пространствах, но и во всех остальных, вплоть до физического. Далее в статье оба понятия (Формы и Архетипа) будут тождественны и будут употребляться в обобщенном смысле.

[12] Слово “мистический” здесь использовано в своем изначальном смысле (который, к сожалению, часто профанируется, например, становясь синонимом чего-то нереального, потустороннего, связанного с “нечистой силой” и т.п.). В познании себя и мира существуют 2 пути: научный – путь отстраненного наблюдения и логического описания и мистический – путь углубления непосредственного переживания мира (включающий, кстати, и логические описания, но лишь как одну из граней познания.)

[13] – Эта глава написана одним из авторов – В.Л.

[14] Такие программы, методологии и коллективы существуют. Хотя до определенного времени в их задачу не входит широкое афиширование своей работы, накопленный на настоящий момент опыт позволяет говорить о возможности приложить его к Психотерапии, что, возможно, послужит переходу самой Психотерапии на качественно новый уровень (как по технологиям и методологии, так и по качеству жизни и работы самих терапевтов). Для этого, однако, необходимы встречные усилия.

[15] Именно попытка, так как нет никаких гарантий успешного результата.

[16] Книги, теории, семинары – это, как правило, информация для “новичка”. О том, что происходит тогда, когда человек, пройдя иногда многолетний “новичковый” период, занимает позицию Ученика, написать в принципе невозможно, и все тексты дают лишь намек, который “новичок” конечно же истолкует и поймет по-своему, и это нормально, т.к. задача книги – проявить мотивацию к поиску.

[17] Актуально, т.е. “достраивает” до Целого (см. главу “Актуализация в учебном процессе...”).

[18] Необходимо помнить, что Мир – динамическая система и каждый шаг в нем – заново, то что было в согласии с Миром вчера, отнюдь не обязательно будет адекватным сегодня.

[19] Несмотря на достаточно общее определение, которое может подойти на первый взгляд многим психотерапевтическим моделям, особенности каждой из них могут приводить к существенным смысловым различиям, в зависимости от того, насколько полно осознается само понятие Целостность (см. главу “Актуализация в учебном процессе..” и далее).

[20] – Понятие Доминанта введено академиком А.А.Ухтомским [см.Ухтомский А.А. “Доминанта” М.1937.]

[21] – Основные свойства Доминанты (определяющие ее динамику) – суммация (любой сигнал усиливает и подкрепляет Доминанту) возбудимость, устойчивость возбуждения и инерционность..

[22] Цит. по В.Агеев, М.Кельмович “ВНЕО. Тексты из архивов эзотерической Школы. Книга 1”. С.Петербург 1997г.

[23] А.Подводный “Тонкие тела”. Воронеж.1994.

[24] Напомним, еще раз, что Объемы и Пространства – это система координат, модель, а не “части из которых состоит человек”; восприятие человека едино, в нем нет каких-либо границ,, Объемы и Пространства взаимопроницаемы.

[25] В оккультной литературе встречаются описания функций различных Чакр, часто весьма удачные; можно сослаться, например, на работы А.Подводного [А.Подводный “Повесть о тонкой семерке”, Воронеж 1994]/

[26] Здесь уместно воспользоваться языком Синергетики (см. например Пригожин И. “От существующего к возникающему” или Хакен Г. “Синергетика”) и описать структуру Доминанты, как своеобразный аттрактор – наиболее вероятную траекторию, к которой стремится динамика восприятия и от которой возможны лишь эпизодические, случайные отклонения.

[27] Цит. по В.Агеев, М.Кельмович “ВНЕО. Тексты из рабочих архивов эзотерической школы. Книга 1” С-Петербург, 1997.

[28] В этой книге мы неоднократно описываем одни и те же механизмы практики с самых разных сторон, через различные ассоциации, вводя много новых понятий. Это может помочь читателю понять не только внешнюю сторону этих механизмов, но прозреть за ними глубину, объемность и многомерность, .

[29] Эталон подлинно Целостного состояния – реализованной Индивидуальной Сферы недоступен, без кропотливой, длительной практики. Тем более, его никак не “заякорить”.

[30] Uptime– термин, предложенный Дж.Гриндером и Р. Бэндлером в работах по НЛП. Имеется в виду идеальное Рабочее Состояние, в котором исчезает личность терапевта (на нашем языке – Доминанта теряет жесткую структуру).

[31] Напомним, что важно не путать Доминанту, как энергетическую струк­ту­ру, проявляющуюся в деформациях Индивидуальной Сферы (жестких ло­кализациях и связях в Объемно – Пространственной Модели) с от­дель­ны­ми ее проявлениями и очагами возбуждения. Отдельные очаги в фи­зи­чес­ком Пространстве( например, в Центральной Нервной Системе), в дру­­гих Пространствах могут возникать и исчезать, Доминанта же задает некое “русло” их динамики, определяет преобладающую вероятность во­пло­щения тех или иных ее проявлений.

[32] Контрдоминанта (Доминанта, нарабатываемая специальной практикой) не­обходима для создания “противовеса” Доминанте, “перетягивания” энер­гии от нее и разрушения ее жесткой структуры. В свою очередь, Контрдоминанта сама не должна стать жесткой и превратиться в новую До­минанту, поэтому в практике постоянно создаются все новые и новые Контрдоминанты до тех пор, пока восприятие человека не станет гибким.

[33] Под использованием своей “личной силы” мы имеем в виду ситуацию, когда у клиента не хватает сил (энергопотенциала) для сознательного совершения какого-либо выбора и терапевт переводит его в измененное состояние, где облегчает этот выбор, используя те или иные техники. Часто само присутствие терапевта является фактором, подталкивающим пациента к определенному выбору и, тем самым, влияющим на него.

[34] Данное утверждение опирается на большой опыт практической работы.

[35] Мотивация – энергия, необходимая для совершения действия. Мотивированный человек не просто понимает, что мастерство – это хорошо и абстрактно хочет его достичь (мечтая на досуге, почитывая книжки и т.п.); мотивированный человек совершает действия, невзирая на сложности пути и возможные преграды.

[36] Данное определение отражает высшую степень профессионализма в профессиях, связанных с работой с людьми. Существует еще эзотерическое понятие – Мастер, которое гораздо глубже. Оно, в свою очередь, отражает, во-первых, высшую степень профессионализма не только в какой -то профессии, но во всей своей жизни в целом; во-вторых, определенный “накал” внутренней жизни (то, что в Главе 3. мы назвали “накалом” жизни Подвижника), а в-третьих (и это – самое важное), – Откровение -переживание Истины.

[АА1]

Наши рекомендации