Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства.
Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства.
Все пользователи ВП обладают равными правами на его использование.
При возникновении потребности в ИВП одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений порядка ИВП;
5) выполнение полетов ВС, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по ИВП, осуществляемая в соответствии с решениями Правительства РФ;
6) выполнение полетов ВС или иная деятельность по ИВП, осуществляемая в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов ВС госавиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений госавиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов ВС госавиации;
10) выполнение полетов ВС экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов ВС или иная деятельность по ИВП, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Обозначение маршрутов ОВД
Цель обозначения маршрутов ОВД состоит в том, чтобы позволить пилотам и органам ОВД с учетом требований, возникающих в связи с автоматизацией:
Ø четко указывать любой маршрут ОВД, не прибегая к использованию координат или других средств для его описания;
Ø соотносить маршрут ОВД с конкретной структурой ВП;
Ø указывать конкретное бортовое оборудование, например, средства зональной навигации (RNAV) при выполнении полетов по обозначенным таким образом маршрутам ОВД;
Ø указывать, что используется главным образом или исключительно определенными типами ВС.
Основной индекс |
Префикс |
Буква |
Цифры |
Дополнительная |
буква |
Рис.8. Структура индекса маршрута ОВД.
Буквы назначаются следующим образом:
v A, B, G, R – для маршрутов ОВД, являющихся частью региональной сети (проходящих по территории двух и более государств) и не являющихся маршрутами RNAV;
v L, M, N, P – для маршрутов RNAV, являющихся частью региональной сети (проходящих по территории двух и более государств);
v H, J, V, W – для маршрутов ОВД, устанавливаемых в пределах ВП одного государства и не являющихся маршрутами RNAV;
v Q, T, Y, Z – для маршрутов RNAV, устанавливаемых в пределах ВП одного государства.
К основному индексу в качестве префикса добавляется еще одна буква:
v К(KOPTER) – для обозначения маршрутов ОВД ниже эшелона перехода, в основном для использования вертолетами и самолетами, следующими по ПВП;
v U(UPPER) – для обозначения маршрутов в верхнем ВП;
v S (SUPERSONIC) – для обозначения маршрутов, устанавливаемых для исполь- зования сверхзвуковыми ВС во время разгона, сверхзвукового полета и торможения.
В том случае, когда это предписывается соответствующим полномочным органом ОВД, или на основе регионального аэронавигационного сообщения, к основному индексу соответствующего маршрута ОВД может добавляться дополнительная буква для обеспечения обеспечиваемого на данном маршруте вида обслуживания или требуемых навигационных характеристик разворота (RNP) в соответствии:
1) для маршрутов RNP1 на FL200 и выше буква Y – для обозначения того, что все развороты между 30° и 90° на данном маршруте выполняются в пределах установленного допуска RNP относительно касательной дуги между прямыми участками, описываемой радиусом 41,7 км (22,5 м.мили) (например, UL123Y);
2) для маршрутов RNP1 на FL190 и ниже буква Z – для обозначения того, что все развороты между 30° и 90° на данном маршруте выполняются в пределах установленного допуска RNP относительно касательной дуги между прямыми участками, описываемой радиусом 27,7 км (15 м.миль) (например, T246Z);
3) буква D – для обозначения консультативного ОВД;
4) буква F – для обозначения полетно-информационного ОВД.
Обозначение условных маршрутов на картах:
1,2,3 |
UL7 |
UL480 |
б)
В46 |
& 1,2 |
B46 available FRI 1500Z-MON0600Z MON-FRI 0945-1130 & 1500-0630Z |
Рис.9. Обозначение условных маршрутов на картах:
а) – условный маршрут совмещенных категорий; б) – условный маршрут категории 3; в) – негативное изображение суффикса & указывает на комбинированную воздушную трассу: В46, CDR1, CDR2. Сноска указывает только на режим работы трассы В46.
Запретная зона – часть ВП установленных размеров над территорией или территориальными водами государства, в пределах которого ИВП без специального разрешения запрещено.
Запретные зоны устанавливаются в ВП РФ для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве.
Опасная зона – часть ВП установленных размеров, в пределах которого в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов ВС.
Опасные зоны устанавливаются над открытым морем в интересах следующих видов деятельности:
а) обеспечение запуска и посадки космических объектов;
б) проведение поисково-спасательных работ;
в) выполнение ракетно-артиллерийских стрельб на полигонах боевой подготовки Военно-Морского Флота;
г) выполнение полетов на испытания, исследования авиационной и ракетной техники, на установление рекордов;
д) проведение учений, показов новой военно-морской техники;
е) обеспечение пусков и падения ракет, падения их отделяющихся частей.
Опасные зоны устанавливаются в ВП РФ в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью.
Опасные зоны устанавливаются как для использования на определенный период времени (временные опасные зоны), так и для обеспечения деятельности, осуществляемой на постоянной основе (постоянные опасные зоны).
Зона ограничения – часть ВП установленных размеров, в пределах которого ИВП ограничено соответствующими условиями.
Зоны ограничения полетов устанавливаются в ВП РФ над объектами (в районах), где полеты воздушных судов необходимо ограничивать по времени или по условиям их выполнения.
Зоны ограничения полетов устанавливаются в интересах следующих видов деятельности:
а) проведение на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования;
б) проведение противоградовых стрельб;
в) проведение работ с боеприпасами на объектах их хранения;
г) осуществление научных исследований в атмосфере;
д) проведение взрывных работ;
е) выполнение полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов).
Зоны ограничения полетов могут устанавливаться над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры, а также над охраняемыми объектами.
Если деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не носит постоянного характера, действие зоны ограничения полетов ограничивается временным периодом.
На период, когда деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не производится, полеты ВС в ВП указанной зоны выполняются без ограничений.
Конфигурация районов с ограниченным режимом полетов в плане и по уровням определяется нуждами государства. Каждый район с ограниченным режимом полетов сопровождается формуляром, в котором указывается информация, позволяющая определить принадлежность к государству, тип зоны, номер, уровни ограничений по высоте, режим работы и в некоторых случаях указывается орган ОВД, который контролирует данную зону (рис.10).
Для указания верхней и нижней границ района с ограниченным режимом полетов может использоваться аббревиатура:
FL – эшелон полета; GND – от земли (Ground);
AGL – выше уровня моря (Above Ground Level); UNL – на всех высотах (Unlimited);
MSL – от среднего уровня моря.
Очень часто время работы районов с ограниченным режимом полетов указывается в сокращенном виде. Ниже даны некоторые сокращения с их расшифровкой:
0830 – 1230 LT– время работы указано по местному времени;
1000 – 1500 UTC– время работы указано по UTC;
MON – FRI– зона работает с понедельника по пятницу;
SS – SR – время работы от захода до восхода;
EXC HOL – зона работает по всем дням кроме праздников (Except Holiday);
IRR – не регулярная работа (Irregular);
DAY TIME – работает только днем;
NOTAM – режим работы зоны указывается в NOTAM государств.
Возможны и другие сокращения.
Сведения о деятельности в зонах ограничения полетов, ограниченных временным периодом, доводятся посредством извещения NOTAM на основании планов ИВП (графиков работы) или публикуются в документах АНИ.
e [3201]" strokeweight=".5pt">
FL450 GND |
CY(R)-10 |
SR-SS ATC |
1-CY – код государства по ИКАО, (R) – тип зоны, 10 – номер зоны; 2-FL450 – верхний уровень; 3-GND – нижний уровень; 4-SR-SS – режим работы по времени (от восхода до захода солнца); 5-АТС – контролирующий полеты в зоне орган, с которым необходимо поддерживать радиосвязь. |
Рис.10. Обозначение районов с ограниченным режимом полетов
ИВП в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, запрещается, за исключением:
а) ИВП лицами, в интересах которых установлены такие зоны;
б) выполнения полетов на перехват ВС-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;
в) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при ЧС;
г) выполнения полетов ВС, осуществляемых в соответствии со специальными международными договорами.
При необходимости ИВП в запретных зонах и зонах ограничения полетов, пользователи ВП обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.
Над территорией РФ вдоль ее госграницы устанавливается приграничная полоса - ВП, примыкающее к госгранице РФ, шириной 25 км с особым режимом его использования.
Приграничная полоса вдоль госграницы РФ в Северном Ледовитом океане не устанавливается.
Запрещаются полеты в приграничной полосе без представления плана полета ВС, разрешения на ИВП и без радиосвязи ЭВС с органом ОВД (УП).
При ИВП приграничной полосы вынужденные отклонения от маршрута ОВД и маршрута полета производятся, как правило, в сторону территории РФ от госграницы РФ.
Виды ОВД
По правилам ИКАО нет понятия "Управление воздушным движением" (УВД), применяется термин "Обслуживание воздушного движения" (ОВД). В Приложении 11 к Чикагской Конвенции дается понятие ОВД (Air Traffic Service - ATS), его целях и задачах. Роль ОВД сводится к информированию ЭВС об условиях воздушной обстановки и воздушного движения, передаче им соответствующих рекомендаций. ОВД не несет ответственности за предотвращение столкновений ВС с земной поверхностью и препятствиями на ней во время полета по маршруту и в аэродромных зонах. Ответственность за это полностью возложена на КВС. ОВД выполняет следующие задачи:
Ø Предупреждение столкновений между ВС.
Ø Предотвращение столкновений между ВС, находящимися в районе маневрирования аэродрома и с препятствиями на местности.
Ø Ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения в диспетчерских зонах.
Ø Предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов.
Ø Уведомление соответствующих органов о ВС, нуждающихся в помощи и спасении, а также оказание этим организациям необходимого содействия.
В правилах ИКАО предусматривается несколько видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
Ø Полетно-информационное обслуживание (ПИО).
Ø Диспетчерское обслуживание.
Ø Консультативное обслуживание.
Ø Аварийное обслуживание.
Виды применяемого обслуживания зависят от характера местности, интенсивности воздушного движения, оборудования, метеоусловий и так далее.
Для осуществления задач ОВД в каждом государстве создается национальная служба ОВД. В ряде стран, тесно связанных между собой, созданы межгосударственные службы ОВД (Евроконтроль, ASESNA).
Нарушения порядка ИВП РФ
К нарушениям порядка ИВП РФ относятся:
1) ИВП без разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД при разрешительном порядке ИВП;
2) несоблюдение условий, доведенных центром ЕС ОрВД в разрешении на ИВП;
3) невыполнение команд органов ОВД (УП) и команд дежурного ВС Вооруженных сил РФ;
4) несоблюдение порядка ИВП приграничной полосы;
5) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений;
6) полет группы ВС в количестве, превышающем количество, указанное в плане полета ВС;
7) ИВП запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;
8) посадка ВС на незапланированный (незаявленный) аэродром (площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с органом ОВД (УП);
9) несоблюдение ЭВС правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту ВС аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);
10) несанкционированное органом ОВД (УП) отклонение ВС за пределы границ ВТ, МВЛ и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями БП (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);
11) влет ВС в контролируемое ВП без разрешения органа ОВД (УП).
Центры Единой системы обязаны незамедлительно принимать меры по прекращению нарушения ИВП.
Основные задачи системы УВД
Система УВД – это система, осуществляющая управление динамическими объектами и выполняющая организационные функции. Главной целью системы УВД является наиболее эффективное ИВП для выполнения авиацией своих задач. При этом наиболее эффективным ИВП будет такое, при котором в жестких условиях гарантии заданного уровня безопасности полетов достигаются максимальные значения показателей пропускной способности элементов системы УВД, регулярности и экономичности полетов ВС.
Главными задачами системы УВД являются:
v организация и совершенствование системы УВД;
v качественное, рациональное планирование и обеспечение полетов;
v качественное непосредственное УВД на всех этапах полета ВС (безопасное рассредоточение ВС в пространстве с целью предотвращения их столкновения между собой, а также с другими объектами в воздухе и на земле);
v создание и поддержание упорядоченного и быстрого потока воздушного движения;
v обеспечение ЭВС информацией, необходимой для безопасного выполнения полетов;
v уведомление служб поиска и спасания о ВС, нуждающихся в их услугах, и оказание им помощи при выполнении ими своих задач.
Основные принципы организации системы УВД:
v Равнопрочность, т.е. стремление при организации УВД к получению таких структурных решений, которые приведут к равномерной нагрузке при УВД во всех зонах.
v Гарантийный подход, т.е. расчет на наихудший возможный случай, при наступлении которого все же будет обеспечиваться заданный уровень безопасности полетов.
v Обеспечение непрерывности функционирования системы УВД во времени и пространстве.
v Единоначалие непосредственного УВД, т.е. такой порядок, при котором в границах одного контура системы управление объектами может осуществлять только один диспетчерский пункт, диспетчер которого несет полную ответственность за качество управления.
Характеристики организации и функционирования системы УВД:
1. Интенсивность воздушного движения и прогноз движения и изменения этой интенсивности на ближайший плановый период (5, 10, 15 лет);
2. Состояние безопасности полетов при УВД и оценка влияния факторов, связанных с организацией УВД;
3. Соответствие организации УВД параметрам радиотехнического оборудования навигации, наблюдения и связи;
4. Показатели качества организации УВД в данной зоне.
Рубежи передачи УВД
Рубеж передачи УВД – это установленный на линии пути ВС рубеж, с которого непосредственное управление полетом данного ВС передается одним органом УВД другому. В соответствии с принятой структурой деления воздушного пространства и технологией работы диспетчеров рубежи передачи УВД устанавливаются по дальности, направлению и высоте.
Управление ВС начинается на рубеже передачи УВД при входе ВС на согласованном эшелоне (высоте) в воздушное пространство, закрепленное за диспетчерским пунктом, и заканчивается при выходе из этого пространства.
Рубежи передачи УВД устанавливаются:
При вылете:
> между ДПР и СДП – предварительный старт;
> между СДП и ДПК (ДПСП) – высота, установленная инструкцией по производству полетов (200 м);
> между ДПК (ДПСП) и ДПП (ВДПП) – высота второго эшелона зоны ожидания или рубеж на установленном расстоянии от аэродрома (граница зоны взлета и посадки);
> между ДПП и МДП – нижний безопасный эшелон в пределах района аэродрома (зоны подхода);
> между ДПК (ДПСП) и МДП – рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;
> между ДПП и РЦ – граница района аэродрома по расстоянию или высоте (4500м/ FL150 - 6000м/FL200);
> между РЦ и МДП – нижний безопасный эшелон в пределах РЦ УВД.
Верхняя граница района аэродрома 4500-6000м(FL150-200) |
200м |
Рис.11. Рубежи передачи управления движением ВС при вылете.
При прилете:
> между РЦ и МДП – нижний безопасный эшелон в пределах района УВД;
> между РЦ и ДПП – граница района аэродрома по расстоянию или высоте (4500м/FL150 - 6000м/FL200);
> между ДПП и ДПК (ДПСП) – высота второго эшелона зоны ожидания или рубеж на установленном расстоянии от аэродрома (граница зоны взлета и посадки);
> между ДПК и ПДП – в районе 4-го разворота, на установленных расстоянии и азимуте от аэродрома;
> между ДПК (ДПСП) и СДП при визуальном заходе на посадку – точка начала визуального захода на посадку;
> между ПДП (ДПСП) и СДП при заходе на посадку по ППП – момент визуального обнаружения ВС диспетчером СДП после пролета БПРМ;
> между СДП и ДПР – момент освобождения воздушным судном ВПП.
|
Рис.12. Рубежи передачи управления движением ВС при прилете.
На рубеже передачи диспетчер обязан дать указание ЭВС о переходе на связь со смежным диспетчерским пунктом, сообщив его частоту работы. Диспетчер обязан убедиться в приеме управления ВС соседним диспетчерским пунктом по сообщению последнего или по докладу ЭВС. Условия и порядок передачи УВД с одного диспетчерского пункта на другой предусматриваются Инструкцией по производству полетов на данном аэродроме и технологией работы диспетчеров, с учетом местных условий полетов и особенностей УВД.
Диспетчеры обязаны управлять движением ВС с соблюдением установленных интервалов эшелонирования. При наличии РЛК они обязаны сообщать ЭВС о выходе за пределы установленной ширины ВТ, МВЛ, коридоров, маршрутов и схем набора высоты, снижения и захода на посадку.
ТЕМА 3.ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ.
УВД В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА.
Выполнение взлета ВС
Взлет производится после доклада о готовности ЭВС и получения разрешения диспетчера.
На аэродроме, где нет диспетчера, взлет производится по решению КВС (при этом он сообщает место и МК взлета на частоте связи пункта УВД, в районе которого он находится).
Экипажу запрещается взлетать если:
Ø имеются опасные метеоявления или скопления птиц, угрожающие безопасности взлета;
Ø фактическая погода ниже установленного минимума для взлета;
Ø в условиях сильных ливневых осадков метеорологическая дальность видимости менее 600 м (значение видимости по ОВИ не учитывается);
Ø поверхность ВПП не соответствует установленным требованиям;
Ø поверхность ВС покрыта льдом, инеем или мокрым снегом;
Ø скорость ветра у земли с учетом его направления и порывов, а также состояние поверхности ВПП и значение коэффициента сцепления не соответствуют установленным для данного типа ВС ограничениям;
Ø другое ВС уходит на второй круг;
Ø впереди на летной полосе имеются препятствия.
Взлет и заход на посадку в условиях сильного сдвига ветра (от 4 до 6 м/с на 30 м высоты) запрещается.
Взлет ВС при попутном ветре может быть разрешен, если это предусмотрено ИПП на данном аэродроме.
При взлете имеют преимущества ВС:
v выполняющие задания по охране интересов государства;
v выполняющие поисково-спасательные, аварийно-спасательные и задания по оказанию срочной медицинской помощи;
v выполняющие полеты в составе группы;
v с ограниченным временем работы двигателей на земле;
v с ограниченным запасом топлива для выполнения задания;
v с пассажирами;
v более скоростные.
При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета, если не достигнута скорость принятия решения, взлет должен быть немедленно прекращен.
Повторный взлет на ВС до выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета, запрещается.
В случае невозможности выполнения взлета экипажу ВС передается команда о запрещении взлета и порядке освобождения ВПП, которая должна содержать:
v дважды повторенное требование о запрещении взлета;
v информацию о причине;
v указание о действиях экипажа.
Диспетчер наблюдает за взлетающим ВС до набора высоты 200 м (безопасной – при полете ниже 200 м) или в пределах видимости и в случае обнаружения внешних признаков неисправности ВС диспетчер СДП немедленно информирует об этом экипаж.
Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства.
Все пользователи ВП обладают равными правами на его использование.
При возникновении потребности в ИВП одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений порядка ИВП;
5) выполнение полетов ВС, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по ИВП, осуществляемая в соответствии с решениями Правительства РФ;
6) выполнение полетов ВС или иная деятельность по ИВП, осуществляемая в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов ВС госавиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений госавиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов ВС госавиации;
10) выполнение полетов ВС экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов ВС или иная деятельность по ИВП, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.