Эмпирические характеристики образов представлений.
Первичные характеристики (пространственные, временные, интенсивностные, модальностные).
1.Пространственные:
· панорамность - выход за пределы объема перцептивного поля за счет суммирования образов. В представлении объект может быть отражен со всех сторон – справа, слева, снизу, сверху, изнутри, независимо от расположения субъекта.
· взаимоотделение фигуры и фона. В представлении фигура и фон могут быть отделены друг от друга и несоотносимы. Можно представить фон без фигуры и фигуру без фона, восприятие этого не допускает.
· выпадение абсолютных величин. Проявляется в не сохранении числа однородных элементов и нарушении воспроизведения абсолютных размеров представляемого объекта (например, Казанский собор – число колонн не обязательно точно отражено)
· схематизация образа или преобразование геометрической формы в топологическую схему. В процессе отражения физическое пространство в зависимости от задач деятельности может трансформироваться (сжиматься, растягиваться, схематизироваться). Карта не равна территории.
2.Временные:
· «временная панорамность образа», компоненты временной или двигательной последовательности преобразуются в одновременную структуру. Дирижер оркестра представляет все музыкальное произведение одновременно.
· сдвиги в воспроизведении длительности («закон заполнения временного отрезка»). С.Л.Рубинштейн сформулировал правило: чем более заполнен событиями временной отрезок, тем более длительным он представляется. Наполненный делами день, воспринимается как быстро проходящий, а представляется как долгий.
· более прочное сохранение временной последовательности, по сравнению с временной длительностью. Легко вспомнить последовательность занятий прошлого дня, трудно вспомнить сколько времени было потрачено на каждое дело.
Интенсивностные.
Степень яркости вторичного образа может быть различной, но в среднем представление отличается значительно меньшей яркостью по сравнению с сенсорно-перцептивными образами. Однако за счет явления синестезии (взаимодействия образов разной модальности) яркость представлений может быть увеличена.
Модальностные.
Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные представления.
Зрительные представлениясвязаны созрительным восприятием. Они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами (рисование по памяти, рисование с натуры).
Слуховые представления. Важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются: на фонетические и темброво - интонационные представления. Фонетические представления – представление слова на слух, не связанное с определенным голосом. Они имеют большое значение при изучении иностранных языков. Темброво-интонационные отражают тембр голоса и характерные особенности интонации говорящего. Они имеют большое значение в работе актера и при обучении выразительному чтению. Суть музыкальных представлений заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.
Двигательные представления никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. При представлении движений происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если представить, что правая рука согнута в локте, то в бицепсах правой руки произойдут сокращения, которые регистрируются чувствительными электрофизиологическими приборами. При исключении возможности мышечного сокращения, представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, при представлении произнесения какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Без двигательных представлений невозможна речь. Ощущения, возникающие от зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления подразделяются на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, при представлении сгибания правой руки в локте, возникает зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо - двигательными (речевые представления). Слуховые представления очень редко бывают чисто слуховыми. Слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Так как, зрительное представление какого-либо предмета может сопровождаться мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому вместе со зрительным образом возникает слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Зрительное представление без сопровождения слуховыми образами возможно, но тогда представляемый зрительный образ будет смутным и неопределенным. Ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.
Пространственные представления. Термин «пространственные представления» относится к пространственной форме и размещению объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как пространственное размещение вещей они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Такие представления важны для шахматистов, играющих вслепую. В повседневной жизни при движении от одной точки пространства до другой. В этом случае необходимо представлять маршрут и движение по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в сознании. Если отвлечься, и представление конечной точки перестанет осознаваться, то возможна ошибка в передвижении (пропуск нужной остановки).
Классификации представлений
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (см. рисунок). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации ощущений и восприятий.
Принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить и по другим признакам:
1) по содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.;
2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.
Кроме этого, предлагается классификация по степени проявления волевых усилий.
Рисунок Классификация основных видов представлений
Данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный.