Эмпирические характеристики мышления

Лекция 30. Мышление

Определение мышления Функции мышления Эмпирические характеристики мышления. Первичные характеристики: пространственно-временные, модальность, интенсивность. Вторичные характеристики мысли как результата мыслительного процесса. Речевая форма мысли. Логические формы мысли (понятие, суждение, рассуждение в форме умозаключения и обоснования, понимание). Опосредованность мысли мыслительными операциями такими, как анализ, синтез, сравнение, группировка, отвлечение от реального в форме абстракции и конкретизации, выделение существенного (обобщение). Вторичные характеристики мышления как процесса: пять фаз мыслительного процесса. Виды мышления – классификации по различным основаниям. Стадии развития мышления.

Методические рекомендации по изучению темы:

Речь и мышление осуществляют функцию активного познания и считаются высшими познавательными процессами. Несмотря на то, что эти два процесса взаимосвязаны, в функциональном плане они различаются. Мышление позволяет постигать сущность объектов познания. Речь, воплощая в слове полученные знания, выполняет функцию объективизации (перевода субъективной реальности в объективный план). Изучая данную тему, следует обратить внимание на то, что стадии мыслительного процесса, соотносятся со стадиями психологического консультирования. Мышление начинается с постановки вопроса и поиска неизвестного в известном. Мышление следует отличать от памяти. В случае работы мышления человек легко переформулирует высказывания и может приводить разнообразные примеры, разрабатывать наглядные схемы, в случае работы памяти – он повторяет одну и ту же речевую форму и не способен что-либо изменить.

Прочтите текст лекций, посмотрите глоссарий, посмотрите презентацию, ответьте на вопросы самопроверки, ответьте на творческий вопрос в форуме.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - это субъективное психическое отражение существенных связей и отношений между явлениями действительности в опосредованной и обобщенной форме. Мышление «опосредовано» мыслительными операциями и речью. Мышление рассматривают как процесс, а мысль как результат этого процесса. Благодаря мышлению формируется новая, мыслительная репрезентация или концепция мира.

С помощью мышления знания, полученные при непосредственном взаимодействии с реальностью, углубляются, расширяются и преобразуются в сбалансированную систему. Такая система личных знаний, выраженная в речи, может передаваться другим людям, а в результате интегрирования знаний многих людей образуется опыт всего человечества, который становится базой для индивидуального опыта каждого человека.

Мышление - это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность.  

ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление выполняет следующие функции:

1. Познание того, что недоступно непосредственному восприятию

2. Систематизация знаний и опыта

3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени

4. Участие в регуляции поведения и деятельности

5. Обеспечение связи между индивидуальным и общественным опытом и знанием

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Модальностные характеристики.

Мышление является интермодальным, т.е. в мышлении конкретные модальности углубляются и трансформируются в максимально синтетические психические образования. При переходе на мыслительный уровень происходит снятие абсолютных и дифференциальных порогов, возможен свободный перевод информации разных модальностей на язык каждой из них; происходит объективизация модальных характеристик, то есть перевод в более общую систему отсчета на более универсальный язык физики. Поэтому резкое ограничение сенсорной базы (зрения, слуха) не ограничивает возможности нормального развития мышления.

ВТОРИЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

РЕЧЕВАЯ ФОРМА МЫСЛИ

Мысль может быть воплощена только в трехчленном предложении. В слове мысль получает материальную оболочку (объективируется). У всех народов во все века мысль выражается в трехчленном предложении, в котором представлены - 2 соотносимых объекта – «операнта» и акт их соотнесения – «оператор», иными словами, подлежащее, сказуемое или связка.

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЫСЛИ

Результативная сторона мышления - область интересов не столько психологии, сколько логики, которая описывает основные формы мышления и его продукты. Мышление протекает в двух основных формах – суждений и рассуждений, которое представлено умозаключениями и обоснованием. Главными единицами этих операций выступают понятия.

Понятия, суждения, обоснования и умозаключения являются продуктами мыслительной деятельности, ее результатом и одновременно формой мысли

ПОНЯТИЕ

Понятие - это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них признаками. Оформление и закрепление знаний, заключенных в понятиях, происходит путем их словесного обозначения. Отраженные в понятиях общие характеристики реальности проявляются только через специфические конкретные формы. Их невозможно увидеть услышать потрогать, их можно только понять.

Например, ДЕРЕВО. В природе деревьев не бывает. Более узкое понятие СОСНА, БЕРЕЗА, КИПАРИС. Но их тоже абстрактных не бывает. Можно встретить только конкретную сосну, конкретную березу и конкретный кипарис. Однако, все эти объекты имеют общие свойства – корни, стволы, ветви, листья и т.д. Путь от общего к более конкретному понятию завершается представлением. Поэтому нет жесткого разделения понятия и представления, они всегда сочетаются.

Общие понятия охватывают целый класс однород­ных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В них отражаются при­знаки, свойственные всем предметам, которые объединены этим по­нятием (деревья, мебель, люди)

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Санкт-Петербург», «Байкал», и др. Единичные понятия представля­ют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом от­ражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по террито­рии России. Общие понятия возникают на основе еди­ничных. Путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение.

Формирование понятий процесс различения «того, что похоже», от «того, что непохоже».

Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Усвоение понятий — это сложный многоэтапный процесс. На первых этапах формирования понятия усваиваются не все существенные призна­ки. Часто существенное и несущественное путается. Основой формирования понятий является практика, поэтому при нехватке практического опы­та понятия имеют искаженный вид, они могут быть сужены или расширены.

Вопросы для самопроверки:

1.Когда школьники младших классов не относят насекомых к животным, то понятие «животные»:

а) сужено

б) расширено

Ответ: а) сужено

2. Когда дети называют «елкой» все хвойные деревья, то понятие «елка»:

а) сужено

б) расширено

Ответ: б) расширено

Усвоить понятие можно либо путем специального обучения, либо стихийно с опорой на собственный опыт. Специальное обуче­ние научает «ядрам понятий» (общим понятиям), тогда как в личном опыте усваиваются «прототипы» (единичные понятия).

Вопросы для самопроверки:

1. Ребенку взрослые говорят, что волк — это злой и опасный хищник, это формирует:

а) ядро понятия

б) прототип

Ответ: а) ядро понятия

2. В зоопарке ребенок видит волка как бес­помощное, лохматое и совсем не опасное животное, это формирует:

а) ядро понятия

б) прототип

Ответ: а) прототип

Ядра и прототипы понятий взаимосвязаны. Их соотношение определяет адекватность представлений о явлении или предмете. Как показали экс­периментальные исследования, только к 10 годам у детей проявлялся сдвиг от прототипа к ядру как окончательному критерию в решениях о понятии.

Один из способов усвоения понятий – стратегия экземпляра. Например, ребенок усваивает понятие «мебель». Когда ребенок встречает известный пример, или экземпляр, стол - он сохраняет его образ в памяти. Позднее, ребенок должен решить, является или нет новый элемент - другой стол — примером мебели, он сравнивает этот новый объект с хранимыми в памяти обра­зами мебели, включая образ стола. Стратегия экземпляра лучше работает с типичными примерами. Другая стратегия – проверка гипотезы основана на абстракциях и предполагает знание признаков объекта и их поиск в другом объекте. Анализируя новые объекты, отыскивая в них критические признаки, человек сохраняет выдвинутую гипотезу, если она ведет к правильной категоризации нового объекта, или заменяет ее, если она не подтверж­дается. Эти две стратегии имеют различные физиологические механизмы.

Стратегии приобретения понятий Активизация отделов центральной нервной системы:
Стратегия экземпляра структур медиальных отделов височной доли и гиппокампа
Стратегия проверки гипотезы структуры лобных долей больших полушарий мозга.

Условия, способствующие успешному формированию понятий:

Ø Варьирование признаков предмета, чем с большим числом признаков приходится встречаться в практическом опыте, тем более полное понятие будет сформировано.

Ø Использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать об­разы, дающее знание признаков предмета, его качеств и свойств.

Ø Применение понятия на практике в различных условиях.

СУЖДЕНИЕ

Суждение - основной акт мыслительного процесса. В суждениях, выраженных в словесной форме, раскрывается содержание понятий.

В логическом плане суждение – высказывание, устанавливающее связь между двумя понятиями. Первое – предмет суждения (логический субъект), второе – предикат (логическое сказуемое)
В психологическом объективном плане суждение – отражение отношений между объектами. Оно может быть истинным (верным) и ложным (неверным)
В психологическом субъективном плане суждение – это установление отношений субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом объекте других людей. Оно характеризуется той или иной степенью достоверности

По уровню обобщенности различают суждения общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех объектов, частные – представителей группы объектов, а единичные относятся только к одному объекту.Суждение редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде, чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.

РАССУЖДЕНИЕ: УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ

Рассуждение – работа мысли над суждением, направленная на установлении его истинности или ложности. Рассуждения могут проводиться в двух направлениях: в прямом - от исходных посылок к новому суждению-выводу и в обратном – от выводов к посылкам.

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преоб­разования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мыш­ления. Умозаключение приводит к новым знаниям, не вытекающим из непосредственного чувственного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Это «суждение о суждениях». Число посылок и выводов в умозаключениях может быть различным. Если имеется одна посылка и один вывод, то такое суждение приближено к ассоциативному процессу памяти. Наиболее распространено умозаключение из двух посылок и одного следствия. Умозаключения бывают индуктивными (от частного к общему), дедуктивными (от общего к частному) и трансдуктивными (от частного к частону)

Обоснование – рассуждение, вскрывающее посылки (основания) имеющегося знания. Обоснование подкрепляет или разъясняет имеющиеся старые знания

ПОНИМАНИЕ

«Суждение» и «понимание» тесно связаны друг с другом. Если понимание — это способность, то суждение — это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Понимание характеризуется:

Ø Глубиной. Более глубоким считается понимание, когда осмысливаются не только общие, но и специфические особенности предмета, отличающие его от сходных предметов. Углубляет понимание переход от общего, недифферен­цированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой отдельной части и взаимодействию этих частей, свойств предметов и явлений, их отношений между собой, а также причин происхождения того или иного явления.

Ø Отчетливостью осознания связей и отношений. Понимание развивается от смутных ощущений до ясного постижения смысла явления.

Ø Полнотой осмысления. Чем сложнее предмет или явление, которое надо понять, тем выше значе­ние этой характеристики.

Ø Обоснованностью т. е. осознанием оснований, в силу которых понимание предмета или явления следует считать верным, но не всякое понимание может быть обоснованнымВиды понимания

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Выделяют несколько видов понимания. Для непосредственного понимания характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя усилий. Для опосредованного или дискурсивного понимания требуются значительные усилия. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.

Виды мыслительных операций

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

1. Анализ – систематизированный процесс расчленения (разъединение, разобщение) целого на части по определенным признакам и принципам, помогает выделить главные, существенные характеристики. Мысленный анализ допускает производить разъединение, которое в реальности невозможно.

2. Синтез – процесс объединения, обобщения частей в единое целое, процесс обратный анализу.

Эти две мыслительные операции взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных ранее частей. Одни люди склонны к анализу, другие – к синтезу. Познание осуществляется в последовательности: «синтез – анализ – синтез». Первоначально происходит предварительное «схватывание» объекта как целого, затем детальное ознакомление с объектом путем его анализа, и наконец, отдельные стороны объекта опять объединяются в целое.

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

3.Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Чтобы сравнить два объекта, их надо выделить из среды, сличить их отдельные характеристики и свойства, и вынести суждение об их сходстве и различии.

4. Группировка – комплектование множества объектов по каким-либо критериям. Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию. Группировка базируется на процессе сравнения.

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Классификация – разнесение однородных объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. В качестве критериев классификации выступают какие-либо значимые признаки. Классификационная процедура – это дедуктивная операция деления: множество элементов по определенному признаку делится на подмножества (классы). Элементы, выходящие за границы определенного класса, помещаются в другие классы или выпадают из классификации. Классификационный критерий выбирается заранее и он для всех элементов множества един. Если в качестве основания классификации выбирается существенный признак, то классификация называется естественной. Если критерий не существенен для объектов, а удобен для их упорядочивания, то получают искусственную классификацию.

Типологизация - это группировка объектов по существенным системам признаков. Предварительная типологизация заключается в формировании ряда объектов, отличающихся друг от друга по набору признаков. В результате получают совокупность типов, ее называют типологией. Это подобно процессу классификации, только не по одному признаку, а по нескольким. Основная типологизация заключается в группировке множества объектов вокруг эталонных образцов (типов) - это операция индуктивная (композиционная). При выявлении типов задается их структура.

Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. На практике это выливается в многуровневую классификацию.

5. Отвлечение от реального – процесс отвлечения, от каких либо свойств, присущих объектам. Полюсами этой операции выступают абстрагирование и конкретизация.

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Абстрагирование – выделение из совокупности характеристик объекта какой-то одной или нескольких при игнорировании остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.Уровень абстракции может быть различным. Предельно абстрактные понятия – «число», «ничто», «бесконечность».

Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям и применение обобщенного знания к конкретному случаю.

Вопросы для самопроверки:

Какая ведущая мыслительная операция используется в приведенных ниже ситуациях:

1.Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

а) Анализ

б) Синтез

в) Сравнение

г) Группировка

д) Отвлечение от реального

Е) Выделение существенного

ответ а)- анализ

Е) Выделение существенного

ответ г) - группировка

3.Учитель дает задание ученикам: составить предложение, используя предложенные слова.

а) Анализ

б) Синтез

в) Сравнение

г) Группировка

д) Отвлечение от реального

Е) Выделение существенного

Ответ: б) - синтез

4.Ученикам дается задание - найти сходство между двумя предложенными чертежами.

а) Анализ

б) Синтез

в) Сравнение

г) Группировка

д) Отвлечение от реального

Е) Выделение существенного

Ответ: в) 3- сравнение

Е) Выделение существенного

Ответ: д) - отвлечение от реального

Е) Выделение существенного

МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Фазы мыслительного процесса

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, в теоретическом мышлении - это научные понятия, а в эмпирическом – житейские, ситуационные обобщения.

Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Последовательные ступени интеллектуального развития: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Характеристики
Допонятийного мышления Понятийного мышления
Эгоцентризм Децентрация
Необратимость мыслительных операций Обратимость мыслительных операций
Нечувствительность к противоречию Чувствительность к противоречию
Непонимание тождественности  
Оперирование единичными случаями - трансдукция Индукция-дедукция
Синкретизм – связь всего со всем Прослеживание логических связей

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей -единичные, о конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому. Большинство суждений – по сходству, или по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример..

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий.

Этапы Характеристики мышления
выполняя просьбу положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок 2-3 лет складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
в 4-6 лет дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но третий предмет может быть похож только на один из предметов первой пары – возникает цепочка по парного сходства.
в 6-8 лет дети могут выделить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
в 9-12 лет появляется понятийное мышление, но несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
в юношеском возрасте 14-18 лет использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

ГЛОССАРИЙ

Мышление- это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность

Понятие - это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них признаками

Суждениев психологическом объективном плане – отражение отношений между объектами. Оно может быть истинным (верным) и ложным (неверным)

Суждение в психологическом субъективном плане – это установление отношений субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом объекте других людей. Оно характеризуется той или иной степенью достоверности

Рассуждение – работа мысли над суждением, направленная на установлении его истинности или ложности. Рассуждения могут проводиться в двух направлениях: в прямом - от исходных посылок к новому суждению-выводу и в обратном – от выводов к посылкам.

Умозаключениеявляется высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преоб­разования уже имеющихся

Предметное или наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Образное или наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется не в реальности, а в плане образа.

Понятийное или вербально - логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при работе с понятиями при помощи логических операций.

Слайд 1 Определение мышления

Мышление – это психический процесс, заключающийся в отражении существенных связей и отношений между явлениями действительности в опосредованной и обобщенной форме. Мышление «опосредовано» мыслительными операциями и речью. Мышление рассматривают как процесс, а мысль как результат этого процесса. Благодаря мышлению формируется новая, мыслительная репрезентация или концепция мира.  

Слайд 2 Функции мышления

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Слайд 3 Логические формы мышления

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Слайд 3 Мыслительные операции

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Слайд 4 Фазы мыслительного процесса

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Слайд 5 Виды мышления

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Слайд 6 Характеристики мышления

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Лекция 30. Мышление

Определение мышления Функции мышления Эмпирические характеристики мышления. Первичные характеристики: пространственно-временные, модальность, интенсивность. Вторичные характеристики мысли как результата мыслительного процесса. Речевая форма мысли. Логические формы мысли (понятие, суждение, рассуждение в форме умозаключения и обоснования, понимание). Опосредованность мысли мыслительными операциями такими, как анализ, синтез, сравнение, группировка, отвлечение от реального в форме абстракции и конкретизации, выделение существенного (обобщение). Вторичные характеристики мышления как процесса: пять фаз мыслительного процесса. Виды мышления – классификации по различным основаниям. Стадии развития мышления.

Методические рекомендации по изучению темы:

Речь и мышление осуществляют функцию активного познания и считаются высшими познавательными процессами. Несмотря на то, что эти два процесса взаимосвязаны, в функциональном плане они различаются. Мышление позволяет постигать сущность объектов познания. Речь, воплощая в слове полученные знания, выполняет функцию объективизации (перевода субъективной реальности в объективный план). Изучая данную тему, следует обратить внимание на то, что стадии мыслительного процесса, соотносятся со стадиями психологического консультирования. Мышление начинается с постановки вопроса и поиска неизвестного в известном. Мышление следует отличать от памяти. В случае работы мышления человек легко переформулирует высказывания и может приводить разнообразные примеры, разрабатывать наглядные схемы, в случае работы памяти – он повторяет одну и ту же речевую форму и не способен что-либо изменить.

Прочтите текст лекций, посмотрите глоссарий, посмотрите презентацию, ответьте на вопросы самопроверки, ответьте на творческий вопрос в форуме.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - это субъективное психическое отражение существенных связей и отношений между явлениями действительности в опосредованной и обобщенной форме. Мышление «опосредовано» мыслительными операциями и речью. Мышление рассматривают как процесс, а мысль как результат этого процесса. Благодаря мышлению формируется новая, мыслительная репрезентация или концепция мира.

С помощью мышления знания, полученные при непосредственном взаимодействии с реальностью, углубляются, расширяются и преобразуются в сбалансированную систему. Такая система личных знаний, выраженная в речи, может передаваться другим людям, а в результате интегрирования знаний многих людей образуется опыт всего человечества, который становится базой для индивидуального опыта каждого человека.

Мышление - это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность.  

ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление выполняет следующие функции:

1. Познание того, что недоступно непосредственному восприятию

2. Систематизация знаний и опыта

3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени

4. Участие в регуляции поведения и деятельности

5. Обеспечение связи между индивидуальным и общественным опытом и знанием

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

эмпирические характеристики мышления - student2.ru

Наши рекомендации