Эмпирические характеристики сознания

1) пространственная характеристика –подразумевает осознанный анализ

доступной для сознания части окружающей дей­ствительности;

2) временная характеристика – проявляется в том, что сознание, с одной сто-

роны, ограничено сроком существования физиче­ской оболочки человека, но,

с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и

способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и

свой собственный опыт;

3) информационная характеристик –отражает способность со­знания

воспринимать, анализировать, обрабатывать и исполь­зовать поток инфор-

мации;

4) энергетическая характеристика –предполагает способность сознания

продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в

активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

5) мысленное представление и воображение действительности –данная

характеристика тесно связана с волей человека.

Основные характеристики сознания

1) активность;

2) интенциональность, или предметность;

3)способность к рефлексии, самонаблюдению;

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания.

Свойства сознания

1) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означен-

ность, наделенность смыслом;

2)отражение основных, главных характеристик предметов;

3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осозна-

ет данный человек, обмен мнением по различным вопросам;

4)социальный характер и направленность сознания;

5) наличие интеллектуальных схем, т.е. определенной умственной структуры,

в соответствии с которой человеком воспринимает­ся, перерабатывается и

хранится информация об окружающем мире и о самом себе;

6) подотчетность, регуляция, контроль;

7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу.

Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его созна­тельном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям.

Этапы становления сознания человека

Сознание каждого человека развивается с мо­мента рождения и продолжает формироваться в течение всей его жизни.

Возрастное развитие сознания каждого человека обусловлено следующи­ми факторами:

1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и

обусловлено ими;

2) развитие сознания тесно связано с социальной средой, в которой воспиты-

вается ребенок;

3) становление сознания продолжается в процессе обучения и воспитания ре-

бенка;

4) одним из решающих факторов, влияющих на развитие сознания, является

собственная деятельность человека.

Развитие каждой личности происходит не только в силу перечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека.

«Я – концепция»

В психологической литературе параллельно с понятием « самосознания» рассматривается понятие« Я –концепция ».

Соотношение понятий «Я –концепция» и «самосознание» точно не определено. Часто они выступают как синонимы [6].

Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я –концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самопознания.

Понятие « Я – концепция »родилось в 50-е годы ХХ века, в русле гуманистической психологии.

« Я – концепция» — это относительно устойчивая, но в то же время и развивающаяся, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Компоненты «Я – концепции»

1)познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв-

ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо-

собностях, качествах, ресурсах и возможностях;

2)эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент-

включает эмоциональные пережива­ния человека по поводу собственной

личности и ее статуса в обществе;

3)оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент –отвечает за

стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа-

нию само­уважения.

Формирование «Я –концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать соб­ственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посто­ронними предметами, но основные элементы в

«Я –концепцию» закла­дываются в подростковом и юношеском возрасте.

«Я –концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрица­тельной. Она может неверно отражать реальность, быть вымыш­ленной и искаженной, идеальной.

То, что не согласуется с «Я –концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гар­монии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или не­счастным, целостная картина самосознания.

Виды «Я – концепции»

1)материальное «я» – это образ тела конкретного человека;

2)актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек дума­ет, когда

думает о себе;

3)«я» как мышление и эмоциональный процесс–это «поток со­знания»;

4)социальное «я» – это образ человека в глазах общества;

5)идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори-

ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;

6)реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени;

7)динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать;

8)фантастическое «я» –это то, каким субъект желал бы стать, если бы это

оказалось возможным [7].

Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качес­твам.

Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я».

Идентификация и рефлексия

Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.

Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим.

Вторичная идентификация– идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родите­лю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агресси­ей по отношению к родителям своего пола.

Идентификация и делает человека способным к социализа­ции, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его спо­собным на объективную и дифференцированную самооценку.

Рефлексия – интеллектуаль­ный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональ­ные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.

Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я – концепиии», личностной рефлексии – своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.

Бессознательное –специ­фическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия.

Сфера бессознательного включает в себя:

1) все психические явления, возникающие во сне (сновидения);

2) реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздейст-

вующие на человека, но не ощущаемые им;

3) движения, быв­шие в прошлом сознательными, но благодаря повторению ав-

тома­тизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые;

4) бред;

5) галлюцинации;

6) ощущения.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З.Фрейд.

3. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.

Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает три сфе­ры:

1. Бессознательное (Ид – «Оно»).

2. Сознание (Эго – «Я»).

3. Супер –Эго («Сверх –Я»).

«Оно» – совокупность биологи­ческих влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявить­ся вовне и получить удовольствие.

«Оно»имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия.

«Я»– это психическая структура, ко­торая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в за­висимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а ка­кие – нет.

«Я»руководствуется принципом реальности.

«Сверх – Я» — структура, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и за­претов и является носителем моральных норм.

«Сверх – Я» лежит в основе чувства вины, которое ис­пытывает «Я», принимая решения об удовлетворении какой-ли­бо потребности.

По мнению 3. Фрейда, ведущую роль в психике играет «Оно», содержание которого составляет две группы ин­стинктов:

1) инстинкты продолжения жизни (Эрос), энергию которых 3.Фрейд назвал

либидо;

2) инстинкты смерти (Танатос) –это инстинкты разрушения, аг­рессии.

Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства.

Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения.

Это выражается в чувстве соперничества с отцом.

Девочки направ­ляют сексуальную энергию на отца, и соответственно испытыва­ют чувство ревности к матери.

Эти неосознанные сублимирован­ные формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» (для мальчиков) и «Комплексом Электры» (для девочек).

З.Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

1)свободные ассоциации – механизм, с по­мощью которого человек может

вербализировать свои подсозна­тельные переживания, чувства, эмоции, же-

лания, значимые для него проблемы;

2)сновидения – играют значительную роль в оптимизации психичес­кой жиз-

ни человека. В образах сновидений отражаются зна­чимые переживания, вы-

тесненные влечения, которые именно по­средством этого механизма стано-

вятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бес-

сознательного;

3)оговорки, очитки, описки и юмор.По мнению ряда ученых, юмор зачас-

тую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех.

Бессознательные пережива­ния получают отражение в оговорках, очитках,

описках и юмо­ре образом, аналогичным сновидениям.

Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, на­правленных на минимизацию отрицательных переживаний, связан­ных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.[2]

Механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»

1.Сублимация –переключение, «уход» в другую сферу жизнедеятель­ности.

2.Вытеснение–особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств,

причи­няющих страдание, «сознательное» забывание.

3.Обесценивание объекта –это косвенный путь ухода от тревоги, связан-

ной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и пла­нами. В этой ситуации

сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками,

уменьшающими его ценность для индивида.

4. Самообвинение –это путь ухода от тревоги путем частичного унижения

достоинств своей личности. Проявляется в ситуаци­ях, когда человек чувст-

вует себя причастным к созданию конф­ликтной ситуации;

5.Проекция –это приписывание своих недостатков, социально неодобряе-

мых мотивов поведения, мыслей другим людям.

6.Рационализация –стремление найти социаль­но приемлемое объяснение

для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов.

Наши рекомендации